Viara species Онлайн
|
|
На память о забеге волонтера для конкурса "Самайнская жуть"
Показать полностью
Примечания: Начало фика — сразу после конца шестой части канона. Железный Дровосек у нас персонаж чувствительный, и слёзы льёт часто) Обращения к читателю — это по-волковски так) Дорогой автор! Если мне, знающей канон, будут мешать обращения к читателю, то дело только в том, что вы неудачно их вставили, так что я буду ругаться. Если меня, знающую канон, будет раздражать то, что Железный Дровосек все время слезы льет, значит, он слезы льет не к месту, так что я буду ругаться. Так что не надо оправдываться, пока в вас еще не полетели шишки: вас это не спасет :) Спойлер для автора (читать, если нервы уже отказывают): Какие шишки... Здесь кактуса мало! Акция "забег орга забега" во многом была придумана для того, чтобы заставить меня написать отзывы тем историям, которые в свое время так во мне отозвались, что слов я просто не нашла. Я ревела над историей Дровосека тогда. Я реву над историей Дровосека сейчас. У меня сердце разрывается, автор! В первой части вы слишком жестоки. Но это все равно просто чудо какое-то. Итак, начинаю обзор! Для тех, кто плохо помнит канонную историю Дровосека: Дровосек был жевуном. Он был влюблен, его избранница отвечала ему взаимностью, и они уже собирались жениться, но злая тетка невесты Дровосека решила расстроить свадьбу и обратилась за помощью к злой колдунье Гингеме. Гингема заколдовала топор, и он отрубил Дровосеку сначала ноги, потом руки, а затем и голову. Но Дровосек не погиб: он был дружен с кузнецом, и тот раз за разом заменял ему отрубленные части тела железными. Но когда Дровосек стал полностью железным, он понял, что не может больше любить свою невесту, ведь у него нет сердца! С тех пор обретение сердца стало его заветным желанием. Он присоединился к Элли в ее путешествии в Изумрудный город, Гудвин дал ему шелковое сердце, а народ Фиолетовой страны, мигуны, позвали Дровосека на должность правителя, Дровосек согласился... И все у Дровосека было хорошо! Вам тоже кажется, что здесь пропущено нечто очень важное? К своему стыду, вынуждена признаться: зачитавшись книгами, я в свое время вообще не обратила на это внимание. А автор обратил! Как можно догадаться из названия, эту историю можно поделить на две. История Первая Энни улетела, вернулась к Элли, и шелковое сердце подсказывает Дровосеку, что больше сестры не вернутся в Волшебную страну. Железный Дровосек возвращается в Фиолетовую страну и по пути заглядывает в Голубую страну, где живет его возлюбленная, та, ради которой он так желал обрести сердце. А та, конечно, уже вышла замуж за другого. Я вот сейчас перечитываю эту историю - и в который раз плачу. Потому что дело даже не в том, что здесь написано: сюжет прост и незамысловат. Дело в том, как. Дровосек возвращается в родную деревню, где он знает каждого и где каждый знает его. И он - чужак. Причем эта чуждость проявляется вовсе не во враждебности старых знакомых, не в том даже, что они не рады его видеть. Она - в маленьких болезненных деталях. — Мелида? А где Виана? Ты же жила по соседству! — выпалил он и от волнения так стиснул золотое топорище, что на нём осталась вмятина. А ведь с ног все только началось! Сначала ноги, потом руки, потом - голова... А они уже отказались от его имени.Жевунья так и всплеснула руками. — Дровосек! Ты вернулся! Он коротко кивнул. В Когиде давно перестали звать его по имени — с тех пор, как заколдованный Гингемой топор отрубил ему вторую ногу. Мелида его знает, помнит его, смотрит на него с сочувствием - но... — Ты только ничего плохого не делай! Ей и… — вдруг испугалась Мелида. — Ты исчез, и никто не знал… Это больно. А еще Дровосек здесь очень... трогательный какой-то. Будто чудовище пытается не напугать детей и не понимает, как это сделать.И глядя в её расширившиеся глаза, Дровосек вдруг словно увидел себя со стороны: железный великан с огромным сверкающим топором, который он с лёгкостью закинул на плечо, развернувшись к дому напротив. Это одиночество. Эта история очень горькая, тоскливая - но очень... Дровосековская. Совершенно беззлобная. Мелида, старая соседка, смотрящая на Дровосека с искренним сочувствием. Виана, беззвучно плачущая, потому что он вернулся, наконец вернулся, но слишком поздно. Нот, которого Виана когда-то называла братишкой и который теперь неуверенно застыл на пороге, потому что не знает: приветствовать ли ему старого знакомого или спасать семью. Что было бы, в общем, бессмысленно. Они все ведут себя... не то чтобы достойно, это не то слово - но очень по-человечески, по-доброму, так, как хороший человек поведет себя с когда-то любимым, но бывшим и уже незванным другом.И слезы Дровосека едкие не только потому, что от них его снова разъедает ржавчина, но потому что он сам об этом мечтал. И все-таки он желает им счастья, потому что... ведь никто не виноват. Кроме самого Дровосека. Потому что намостился он дорог и сам так боялся последствий возможных действий, что так ни на что и не решился. Сам себе злобный Буратино. Заслужил. Своими скитаниями, своим бегством - тем, что слишком боялся своего страха, чтобы решиться на поступок. Да и на что он надеялся, бросив Виану на столько лет? Почти забыв ее - или пытаясь забыть - в круговерти приключений. Если он даже сейчас не до конца уверен, что привело его в знакомую деревню. А страх сбылся. На самом деле, меня в этой истории убивает еще и то, что все вышло очень по-дурацки - и по-дровосековски. Потому что, увы, у меня нет ни малейших сомнений, что если бы возлюбленная Дровосека в каноне не решила хранить ему верность вечно (а мы не знаем, что она решила, да осталась ли жива вообще, спустя столько лет, но если да - то... нет, а чего ждать-то? У моря погоды?), то все было бы именно так. Потому что история Дровосека - если бы, конечно, Волков не оставил конец этой романтической драмы за кадром; мне вообще кажется, что весь этот кошмар - косяк не столько Дровосека, сколько Волкова, а то столько страданий из-за этого сердца - и как сердце появилось - так все, любовь прошла, завяли помидоры, и вообще бес в ребро - давайте отправимся на поиски приключений... Мужчины, ага... Прошу прощения. Так вот. История Дровосека - это история Рыцаря из средневековой баллады, влюбленного в Даму своего сердца, и эта история может закончиться только трагически, причем не потому, что этого требуют обстоятельства, а потому что так велит рыцарская натура. Шестилетний ребенок, читающий "Волшебника Изумрудного города", понимает, что у самоотверженного чуткого Дровосека, который все время рискует заржаветь из-за собственных слез, со способностью чувствовать все в полном порядке. Этого не понимает только сам Дровосек. И это же надо было так накрутить самого себя, чтобы уйти даже не из-за мысли, что его невеста, любившая живого человека, может не любить ходячий кусок железа, а из соображений, что раз у него теперь нет сердца, то и любить он не может. Любить не может - и при этом больше всего мечтает веруться к возлюбленной уже с сердцем и наконец жениться на ней. Дровосек вообще отличается сентиментальностью, склонностью к воспоминаниям и сожалениям, и... И слабоволием. Таким, которое раздражало даже шестилетнюю меня. Да. Он - тот самый человек, который вернет себе сердце и потом будет десятилетиями мостить дороги Фиолетовой страны, ввязываться в приключения и вообще изображать бурную деятельность только для того, чтобы не столкнуться с отказом, чувством собственной ненужности и одиночеством. Причем неважно, если в первые годы вероятность счастливого исхода еще достаточно велика, ведь проще заранее погрязнуть в сожалениях... Прошу прощения, мне просто всегда обидно, когда люди сами себе так портят жизнь. И в этой истории мне очень больно - хоть и правда что посеешь, то и пожнешь. Но автор так описывает это горе, что даже понимание справедливости такого финала уже никак не утешает. Он лежал, устремив бессонные глаза в темноту, и ждал. А утром он взял топор и пошёл рубить дрова — бесцельно и яростно. И на следующий день. И на следующий. Он ждал — чего-то... Дожди в Волшебной стране случались редко. Если эти строчки наполняют душу тоскливым предчувствием чего-то страшного - потому что он, конечно же, думает, что несколько дней ничего не изменят, и он навестит потом Страшилу и Льва, только дождется... дождя, то следующий абзац меня доконал. Я плакса, и я знаю это, но я в первый раз ревела и сейчас, перечитывая для обзора, тоже реву.Описание дождя здесь очень сильное. Очередная капля как-то слишком громко ударила в металлическую голову. Другая попала прямо в глаз, и тот сразу же перестал видеть. Мир стал плоским и серым. А время растворилось в частоколе дождя. Смешалось прошлое и настоящее… Надо просто вернуть всё назад! Дровосек подождёт прихода Элли, а потом она спасёт его, он добудет у Гудвина сердце и сразу вернётся к невесте! <...> Дровосек знал, что стоять придётся долго — в ожидании Элли, которая никогда не придёт. Он встал поустойчивее и воздел топор. У того самого дерева.Так нельзя поступать с читателем, для которого "Волшебник Изумрудного города" - любимая сказка детства. Это пусть справедливый и логичный, но слишком взрослый конец, и... и я так не играю! Хотя, конечно, первая история - уже завершенная, цельная, правильная и очень красивая. 2 |
Viara species Онлайн
|
|
А дальше идет "перемычка", в которой мы узнаем, что вся первая часть - это... сон.
Показать полностью
Я прочитала тысячу и один фанфик, где драматичная, красивая история оказывалась сном, кошмаром - и после этого меня возвращали в реальность и показывали резвящихся детей на лужайке. Пасторальный пейзаж, любовь, счастье. И вроде бы даже написано хорошо - а струна лопается, музыкант фальшивит... И я, уже ревущая после первой части, непременно разочаровалась бы, не будь перемычка оформлена именно в виде того самого авторского обращения: Но нет, читатель! Это же Волшебная страна! Здесь говорят птицы и звери, живут смешные маленькие человечки, едва достающие взрослому до плеча. Здесь мыслят, дружат и любят странные существа из соломы или железа с мозгами из отрубей и сердцами из опилок. Здесь дорога, вымощенная жёлтым кирпичом, ведёт в сказочный Изумрудный город с высокими башнями, а на шпилях сияют настоящие изумруды. Неисчислимы чудеса твои, Волшебная страна. Железное тело не нуждается в отдыхе, железные глаза никогда не смыкаются, но иногда ты даришь сновидения даже таким существам. И не всегда эти сны безоблачны, как твоё голубое небо. Во-первых, мне очень нравится вот эта фраза: "иногда ты даришь сновидения даже таким существам". Так как весь этот абзац - обращение к читателю, то, получается, и сны таким существам дарит читатель? Ведь эти существа населяют его собственные сказки, его собственные сны - и неужели в своем воображении читатель не может вмешаться в их судьбу?Ведь... я не помню, чтобы Дровосек в книгах нашел счастье со своей возлюбленной. Он занял пост правителя Фиолетовой страны, решал проблемы мигунов, ввязывался в приключения со старыми друзьями - и, пусть склонный к сентиментальности и ностальгии, кажется, был счастлив. Настолько, что, честно говоря, я сама в свое время забыла, что история Дровосека началась именно так: с расстроенной свадьбы. И почему-то именно первая история, в которой Дровосека уже никто не ждет, в которой он мостил дороги и боялся вернуться и спросить, нужен ли, - кажется той самой, настоящей, случившейся после того, как счастливый читатель, верящий, что все в конце концов всегда будет хорошо, улетел вместе с Энни из любимой сказки. И, может, поэтому мне все кажется, что Первая История - то, что было, то, что так и осталось бы единственной правдой, если бы читатель не верил отчаянно в чудо и не хотел, чтобы все было совсем не так. Во-вторых... Все-таки "Волшебник Изумрудного города" - это сказка моего детства, которую я зачитала до дыр, которую я нашла уже даже здесь, в Израиле, вся серия вот прямо сейчас стоит у меня на полке, потому что я себя без "Волшебника Изумрудного города" с иллюстрациями Владимирского просто не представляю. И я, честно говоря, не уверена, что смогла бы принять такой финал. Так что, автор, большое спасибо, вы услышали мой крик души! Итак, История Вторая. Железный Дровосек просыпается в своих покоях в Фиолетовой стране, Виана спит рядом... Потому что Дровосек все-таки вернулся за ней! Сразу после того, как получил сердце! Решительно и отчаянно! И это сразу греет мою читательскую душу, потому что вот такому Дровосеку, который не ведет себя как тряпка, а идет к цели и не бросает возлюбленную на кучу лет просто потому, что ему страшно, я уже желаю всяческого счастья. Итак, Виана спит рядом, и все... Не все. Во-первых, потому что Дровосек - все еще мятущаяся душа, которая не может оставаться в стороне от бед мигунов, друзей, знакомых зверюшек... И жили Дровосек с Вианой… неспокойно жили. Уходя в очередной раз на войну или на помощь друзьям, Дровосек вынужденно оставлял Виану с Лестаром и Фрегозой. — Ты куда? — испуганно воскликнула Виана ему вслед. — Опять война?.. Впрочем, Виана и сама - не хрупкая дама, а вполне себе мужественный жевун... изобретательная девица с характером - и при этом добрым нравом.Но ведь все-таки дама... А у Нота уже трое детей... (Тут спасибо автору за то, что Нот нашел свое счастье и в этой истории, потому что он своим поведением мне понравился уже в первой. И спасибо за то, что Виана и Дровосек поддерживают общение с жевунами из родной деревни.) Во-вторых, в реальности после кошмара обязательно должны быть пасторальные пейзажи и резвящиеся дети. А какие же дети могут быть у Железного Дровосека? И, пожалуй, сюжет этой истории, на этот раз счастливой, еще более незамысловат: старый уже кузнец помогает Дровосеку еще раз. Но и эта история волшебна тем, как написана. (Кроме того, что это просто красиво - как красива и первая часть! Люблю стиль этого автора. Описания, ритм - ми!) Во-первых, потому что когда буквально железный человек всерьез поднимает вопрос детей - это... мило. Очень. Во-вторых, потому что: И Дровосек, осторожно сжав в пальцах душистую каштановую прядь, смущённо спросил: И, наверное, это именно то, что я хотела бы увидеть в фанфике по "Волшебнику Изумрудного города".— Ты говорила, что любила бы меня из без сердца… — Конечно, любила! — горячо подхватила Виана. — И незачем было так далеко ходить! Ты был таким же и без этого, — она показала ладонью на заплату в его груди, под которой скрывалось шёлковое сердце, подарок Гудвина. Дровосек торопливо кивнул, стараясь скрыть неловкость. Но план созрел в голове с такой скоростью, как если бы его придумал Страшила. Даже шестилетний ребенок, читающий эту сказку, понимает, что Гудвин, в общем-то, ничего и не сделал: у Страшилы не было мозгов, но он все равно уже был совсем не дурак, у Дровосека не было сердца, но он и без того мог любить и любил, Лев же просто был храбр, ему не хватало только веры в себя. Но если сила волшебника измеряется в сотворенных чудесах и исполненных желаниях, то Гудвин и правда был великим волшебником. Потому что так ли важно, что все дело в специальных очках, если ты всю жизнь живешь в Изумрудном городе? Важно ли, что сердце - шелковое, если ты веришь, что оно настоящее, и больше не боишься любить? Чудеса случаются с теми, кто в них верит, а Гудвин этой верой одарил всех, кто о нем слышал. И чудеса случались - тем более чудесные, что часто их пришлось исполнять самим. И Дровосеку, самому себя убедившему, что раз нет у него сердца, то и любить он не может, для веры нужен был символ, ведь мысль, что можно любить даже без сердца, это... ну это же просто безумие! Странно, наверное, говорить о развитии характеров в детской сказке, но это именно тот последний шаг, который герои Волкова должны были совершить. Отказаться от символа и переложить веру в самих себя, самим признать, что дело вовсе не в опилковых мозгах и не в шелковом сердце, а в них самих. И какая же сцена хорошая, а! Это ведь прыжок доверия. "Будешь ли ты любить меня и без сердца?" - это ведь большое и очень страшное для Дровосека сомнение. Кстати говоря, оно само по себе уже тоже показывает развитие характера, потому что годы назад вопрос прозвучал бы как: "Буду ли я и без сердца любить тебя?" Виана же в это мгновение вообще не понимает, что у Дровосека в голове, но отвечает без колебаний и раздумий, будто это так же очевидно, как то, что небо голубое. И она же отвечает ему и на старый вопрос: "И я тебя буду любить, и ты меня любить будешь, потому что сердце не изменило в тебе ровным счетом ничего". А Дровосеку этого достаточно - и он идет на риск. И я, держа в уме Дровосека из Первой Истории, все думаю, как тяжело бы это решение ему далось, оставь волнение о счастье Вианы хоть немного места для его собственных сомнений. Но здесь - это порыв. Это поступок. И больше Дровосеку нечего бояться - потому что то, что все получилось, лучше всего доказывает, что он все сделал правильно. Может быть, с первой попытки. Тогда этот железный романтик оказался смелее, чем я его помню. Может - уже наступив однажды на слишком страшные грабли. По дороге из жёлтого кирпича снова раздавался топот железных ног. Но теперь Дровосек шёл не один. Вместе с ним домой, в Фиолетовую страну, весело прискакивал очень похожий на внука кузнеца железный мальчишка. И в груди у него билось шёлковое сердце со вшитой в него прядью волос. Вторая жизнь Дровосека. Единственная. 2 |
Viara species Онлайн
|
|
Пока я не начала бормотать тарабарщину в приступе умиления, скажу еще кое-что.
Показать полностью
Помните, я говорила, что в первой истории Дровосек с самого начала в родной деревне кажется чужим? Во второй истории с помощью таких же мелких деталей все совершенно меняется. Дровосек несмело толкнул калитку. Вся решительность, с какой он пересёк три страны, будто улетучилась. Но тут его заметил из окна мальчишка, наверное, внук кузнеца. — Деда! Смотри, это пришёл Железный Дровосек, о котором ты мне рассказывал! — тоненько крикнул мальчик в глубь комнаты. И, к великому облегчению Дровосека, из дома вышел пожилой жевун с лучистыми морщинками вокруг глаз и багровым от постоянного жара лицом. Он хромал, но его рукопожатие отдавало металлом, как и голос. — Здоро́во, Дровосек! Давно не заглядывал! Решил навестить? — Понимаете… — залепетал Дровосек, теребя прядь волос Вианы и прижимая руку к сердцу. И кузнец понял его. Он не стал смеяться или отказываться. Он даже усмехнулся, когда выбил заплату на груди Дровосека и аккуратно взял грубыми руками набитый опилками дар Великого и Ужасного. Старый друг, о котором рассказывают детям и внукам, не может быть нежданным и незванным. И сколько бы лет ни прошло - пусть Дровосек все еще неизменный кусок железа, а кузнец - уже старик - Понимаете? - Понимаю. Помните, я говорила, что в первой истории Дровосек думает так много, что в итоге время утекает сквозь негнущиеся пальцы, и он остается у разбитого корыта? Во второй истории Дровосек не позволяет себе раздумывать, потому что знает: иначе не сделает. В первой истории Дровосек идет по дороге из желтого кирпича, входит в родную деревню, видит знакомые дома, и шелковое сердце взволнованно стучит в его груди. Во второй истории происходит то же самое. Но в первой его ведет страх, во второй - надежда. Наверное, это тоже мне нравится в этой сказке: две истории, в которых Дровосек повел себя по-разному и в итоге получил совсем разное, при этом будто бы запараллелены, будто рассказывают одно и то же - но в разной тональности. И то, от чего в первой истории было горько и больно, во второй звучит светло и радостно. Что еще я могу сказать... Эта история чудесна по своей композиции - за счет той самой перемычки и абзаца, в котором Дровосек остается ждать Элли, которая никогда не придет. Автор пишет: Иногда, может быть, раз в месяц, Дровосека настигали странные, пугающие видения-воспоминания, где прошлое менялось так, что… пробуждение становилось настоящим подарком. Это предложение вместе с перемычкой создает некую неопределенность, причем при выборе любого варианта все логично: Либо это и правда лишь сон, либо... Либо я-читатель все-таки слишком отчаянно не хотела принимать настоящий исход и заставила Элли прилететь, найти Дровосека и снова отправиться с ним к Гудвину. Я верю именно в эту странную временную петлю. Ведь какому читателю не захочется исправить такое страшное горе? Спасибо большое, дорогой автор! 2 |
Viara species Онлайн
|
|
Ellinor Jinn
Ура, мой ответ!) Да какой! В критики я не могу, у меня душа маленькая, на всех её, слабосильной, не хватит! Только на близких. Вот когда про железного Франкенштейна такую сказку сочиняют - мимо пройти никак не могу! Даже скальпель не боюсь затупить. Там есть внутри обращения к читателю еще обращение к Волшебной стране, так что это она дарит сны) Знаешь, даже не скажу, что ошибочка вышла (хотя я, конечно, невнимательное чучелко), потому что в стране, где главная достопримечательность сверкает изумрудами благодаря простым очкам, волшебство точно в глазах смотрящего, так что Читатель и Волшебная страна в каком-то смысле почти одно и то же)Обнимаю, Элли! :) Я счастлива, что мой обзор тебя порадовал, потому что история Дровосека сделала мне больно, сделала мне светло - и хотелось хоть часть эмоционального коктейля вернуть тебе) Чудесная история. Я это... в любви, вот. 2 |