Мир фильма «Начало» был полностью разработан Кристофером Ноланом. Это совершенно обычная современная реальность, за исключением того, что разные люди способны видеть один и тот же сон. Такая возможность предлагает совершенно новые перспективы: проникновение в чужие сны, получение доступа к знаниям и мыслям другого человека и привнесение в его подсознание идеи извне. Размышления на эту тему привели Нолана к вопросу: «А что, если некто захочет воспользоваться этим для собственных целей?».
В начале 2000-х Нолан написал сюжет о похитителях снов. В 2001 году он обсуждал идею фильма с кинокомпанией Warner Bros., но пришёл к выводу, что экранизация такого сюжета не может быть малобюджетной, а опыта съёмок блокбастеров в то время у него не было. Только после завершения работы над фильмом «Тёмный рыцарь», ставшим рекордсменом кассовых сборов, Нолан почувствовал в себе силы вернуться к «Началу». Первым делом он за полгода отшлифовал сценарий, который студия, в конце концов, одобрила и приобрела у него в феврале 2009 года. Съёмки картины начались в Токио в июне, а закончились в Канаде в ноябре того же года.
Важную роль в фильме играет технология, позволяющая нескольким людям погружаться в один и тот же сон, устройство PASIV (англ. Portable Automated Somnacin IntraVenuous Device, букв. «портативное автоматическое устройство внутривенного ввода сомнацина»). Сомнацин — вымышленное вещество, делающее возможным нахождение нескольких человек в одном и том же сне.
В фильме использована система терминов и понятий, описывающих процесс погружения в чужие сны:
Проекция — образ, персонаж, созданный подсознанием участника сна. Личности проекций — это не более чем отражения психики самого участника. Пока человек не начинает подозревать, что спит, его проекции подчиняются логике сна. Однако когда сон становится осознанным, проекции реагируют на вторгнувшегося в сон извлекателя, стягиваясь к инородному объекту и пытаясь уничтожить его. Члены команды извлекателей удерживают свои проекции, чтобы не принести их в сон, сами же притворяются проекциями объекта.
Внедрение — процесс помещения идеи в чужое подсознание. Считалось невозможным, так как человеческий мозг отторгает привнесённые извлекателями идеи как чужеродные. Однако Кобб доказал, что такое возможно, если использовать достаточно простую идею, подкреплённую известными объекту фактами.
Лимб — глубокий уровень подсознания, где время течёт бесконечно долго. Находящийся в лимбе уже не может проснуться естественным образом. Извлекатели очень боятся лимба: считается, что пребывание в нём разрушает разум.
Тотем — предмет, позволяющий определить, находится ли его хозяин в реальности, или же в чьём-либо сне. Никто, кроме хозяина, не должен прикасаться к тотему, потому что только он может точно знать его характеристики и свойства.
Страна: США, Великобритания
Режиссёр: Кристофер Нолан
Доминик Кобб — уникальный в своём роде специалист по кражам секретов из глубин человеческого подсознания во время сна, когда мозг человека является наиболее уязвимым. Редкая способность Кобба открыла миру новые, уникальные возможности корпоративного шпионажа и сделала его эффективным игроком этого тёмного бизнеса. Однако из-за неё он стал международным преступником и потерял всё, что любил.
Теперь Коббу выпал шанс всё исправить. Последняя работа может вернуть его к обычной жизни, однако для этого необходимо выполнить необычайно трудное задание. Вместо идеального ограбления Коббу и его команде необходимо совершить обратное — не украсть идею, а поместить мысль в подсознание жертвы — совершить внедрение. Если им удастся, это будет безупречное преступление. Однако никакое планирование и опыт не могут подготовить команду к схватке с опасным врагом, который, кажется, предугадывает каждый шаг.