Якутская мифология отражает представления восточносибирского тюркоязычного народа якутов (саха) об окружающем мире. Важную роль в ней играли идеи шаманизма, т.е. убеждение в существовании особых духовных миров (Дойду) и возможности общения с ними.
Абасы, абаасы — злые духи верхнего, среднего и нижнего мира в якутской мифологии. Согласно некоторым мифам облик человека ростом с лиственницу или одноногого, однорукого, одноглазого чудовища.
Все вредное и гадкое — растения и животные — создано Абасы.
Они искушают людей, подбивая на преступления, насылают на них бедствия и болезни, многие из них могут лишить людей рассудка. Они питаются душами людей и животных. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву Абасы животное, как бы обменивало его на душу человека, которой угрожает Абасы.
Айыы — добрые божества верхнего и среднего мира в якутской мифологии. По представлениям якутов скот, полезные животные и растения созданы Айыы. Они считались покровителями, могущими послать счастливую, благополучную жизнь.
В жертву Айыы приносили самую лучшую пищу, употребляемую якутами: кумыс с топленым маслом и др. Основные жертвоприношения совершались во время праздника Ысыах, где к Айыы обращались с просьбой о ниспослании благополучной жизни.
Айыысыт, Айыыhыт — божества плодородия в якутской мифологии. Главные из них: Нэлбэй айыысыт, способствующий рождению детей; Джесегей тойон и Кияна Киеми — Бали-тойон — размножению лошадей; Исэгэй айыысыт — рогатого скота; Норулуйа — собак и лисиц. Айыысыт относили к числу божеств Айыы.
Ал лук мас, Аал лук мас — священное дерево рода, в котором обитает дух-хозяйка данной местности в якутской мифологии. На ветвях Ал лук мас любят играть Эрэкэ-джэрэкэ — дети духа-хозяйки земли Андархан хотун. Ал лук мас считались могучие, старые березы и лиственницы, растущие на курганах или на опушке леса, их часто огораживали, уваживали подарками — пестрыми волосяными веревками и лоскутами материи; нельзя было ломать ветки Ал лук мас или срубать его.
Около Ал лук мас приносили жертву Ан дархан хотун. В мифах встречаются другие варианты названия священного дерева, подчеркивающие ту или иную примечательную черту его, например, Ар мак "белое или постоянное дерево".
В героическом эпосе Ал лук мас — олицетворение вечно живой растительности, питающей людей и животных.
Иччи — духи-хозяева в якутской мифологии. Считалось, что Иччи появляются даже у совершенно незначительных вещей, например, у "поворота", которым поправляют дрова в очаге.
При почтительном отношении к Иччи они становятся духами — покровителями человека.
Сюллюкюн — духи, обитающие в глубине вод в якутской мифологии. Считалось, что внешне Сюллюкюн похожи на людей, отличающихся лишь отсутствием бровей и малым ростом. Они так же, как и люди, живут семьями, разводят скот и т.п. Сюллюкюн появляются на земле (выходя из прорубей) во время святок, ночуют в пустых домах и на кладбищах.
Они богаты и очень любят играть в карты, но выигранные у Сюллюкюн деньги при дневном свете обращаются в мох.
В ряде мифов рассказывается о том, что Сюллюкюн увозят в свой мир бабу-повитуху, чтобы она помогала рожать их женам. За услугу Сюллюкюн платили щедро, но деньги, данные ими, со временем превращались в мусор.
Автор: Петр Бурнашев
«Кыыс Дэбилийэ» является одним из лучших образцов якутской эпической традиции. Это многоплановое сказание с традиционным для эпоса якутов драматургическим сюжетом и своеобразной композицией. Оно повествует о борьбе богатырей племени айыы аймага (эпическое самоназвание якутов) с богатырями Нижнего мира, олицетворяющими коварство и зло.
Автор: Платон Ойнский
Величайший памятник якутского народного творчества воссоздан на рубеже 20-30 гг. основоположником якутской советской литературы. В мифологизированных образах олонхо отобразилась древнейшая история якутов ― скотоводческого народа южного происхождения. Вот почему глубоко оригинальный якутский эпос обнаруживает родство с преданиями других тюркоязычных народов, живущих в настоящее время за несколько тысяч километров от якутов.
Автор: В. О. Каратаев
Якутское героическое сказание "Могучий Эр Соготох" относится к ранним типам архаического эпоса. Эр Соготох — популярный эпический герой, занявший прочное место в репертуаре якутских сказителей. Впервые публикуется расшифровка магнитофонной записи живого исполнения известного современного якутского олонхосута В.O. Каратаева. Научный аппарат тома содержит аналитические статьи о традициях сказительства, музыкальном воплощении олонхо В.O. Каратаева "Могучий Эр Соготох", примечания и комментарии, словари. Звучащий материал, представленный в приложении, дает представление об исполнении олонхо В.O. Каратаевым. Издание рассчитано на этнографов, литературоведов и всех, кто интересуется устным народным творчеством народов Сибири.