![]() |
|
Какая же отрада читать "Менталистов"!
Показать полностью
Во-первых, очень приятно постепенно погружаться в Ваш магический мир и шаг за шагом узнавать персонажей (быстрее, чем в жизни узнавать людей, но все равно...), а потом и мир (внутренний и внешний, Пустоту и изнанку(?)) через восприятие персонажей. Такой разный мир! Во-вторых, игра в интертексты очень интересна. Для меня это скорее игра на чужом поле, потому что Вы очевидно любите в это играть и обладаете более широким кругозором. Проигрыш предопределен, но тем интересней вчитываться в текст и пытаться поймать нить, а уж инсайты и вовсе заставляют думать, что хоть что-то есть в моей голове, — и сомневаться, а есть ли, а верен ли инсайт? В-третьих, "Менталисты" в какие-то моменты дают узнать что-то новое и вызывают желание это новое изучить. Или вспомнить забытое. Похоже, в пору завести отдельный списочек с такими темами :) А иногда возникает ощущение, схожее с ощущением от общения с преподавателем, от которого действительно черпаешь что-то важное и интересное. Это очень ценно, правда. p.s. Думаю, Кан влюблен в Шарлотту Если Вам еще нужен ответ на этот вопрос, конечно. p.p.s. А почему Мэри — Боас? Ее семья как-то связана с тем самым реальным Францем, или они просто однофамильцы? Или связь скорее в идеях Ф.Б. (релятивизм) и отношении Мэри к волшебному миру? |
![]() |
|
Онирида, это меньшее, что можно было сделать, вы же понимаете. Тот случай, когда совсем промолчать невозможно, а хочется вчитываться, перечитывать, спрашивать и нести фидбэк, что я и пытаюсь делать в меру своих скромных сил. И я очень рада, что вам приятно сравнение. Были сомнения в его уместности, оно ведь достаточно личное и теплое, но зато честно :)
Показать полностью
Понимание про релятивизм пришло уже в момент написания коммента. Все же версия с родственниками пришла на ум первой, но показалась маловероятной: скучно и не так изящно. Наверное, не ваша манера, но было бы забавно, если... А Мэри осознает, что пытается именно в релятивизм или нет? С одной стороны, мнится, она старается узнать и понять магический мир, усвоить хотя бы ключевые моменты (например, в разговорах с Биллом начинает использовать "Магия -- это маги" как аргумент, достраивая его высказывание или если другого обьяснения нет?). С другой стороны, она порой использует какие-то более специальные понятия (н., culture clash), а релятивизм и свои попытки в него не упоминает. Если не ошибаюсь, конечно. Или это не особенно важно? Про Снейпа и Дамблдора в первой главе помню, но что это своеобразный релятивизм было неочевидно. А восточная легилименция в этой связи будет раскрываться дальше или стоит вчитаться в уже опубликованные главы? (Ой, ведь попытки Снейпа понять (осознать) восточную менталистику из работы с Анной приобретают интересные черты...) |
![]() |
|
Давно собиралась с мыслями и глядела на заметки, сделанные по ходу чтения. Заметки получились однобокие какие-то, вопросов -- больше, и казались неуместными, вопросами не ко времени...
Показать полностью
А потом случилась глава про Кана (Кан чудесный!), и все всколыхнулось вновь. Экскурсы в до-статутную историю очень интересны. Все эти римляне и галлы (А германцы?). То, что описывается в главах про Роланда -- неприятие галльской варварской традиции? Мелькнули ассоциации с Поньоном; там был момент про сохранившиеся языческие кельтские верования (Гаргантюа и тд). Пытаюсь понять верно ли уловила. Отдельно хотелось бы про непростительные упомянуть. Я ведь только после того, как Кан об этом упоминает в какой-то из глав, задумалась, что только два из трех -- очевидно из латыни, а Авада -- нет. Если у Британии -- римляне и кельты, то как быть с теми кусками Европы, где более заметно германское\славянское влияние (субстрат?). Темная _варварская_ магическая традиция -- она одна для всех _варваров_ или есть нюансы? Если переходить на личности, в том, как колдуют Штауфены есть расхождения с тем, как колдуют, например, Блэки? Как воспринимают мир и магию?.. Хотя, с другой стороны, показатель ли Блэки и Штауфены, не специфичны ли? А восточники -- только в легиллименции специфичны? И происхождение Блэков. Вот из-за обмолвок про происхождение и появление континентальных родственников и вспомнились вышеперечисленные моменты. Я уловила, что Блэки в Британии еще с галльских времен; разделение на ветви -- интересное. И родственники, родственники -- появились, растравили интерес. И вот кажется, что вы вроде бы щедро рассыпали намеков (Лангедок, еще что-то), а вроде бы и нет. Во всяком случае, связать пока мне все это сложно. Мать Кана поет ту песню, про которую несколькими главами ранее говорил Гойл в связи с Рунгхольтом и певицей? Рунгхольт... За последнее время это второй топоним, связанный со Шлезвигом и уходом части суши под воду. Первый -- Гельголанд, и казалось бы, возник совершенно по другому поводу, но почему-то ощущение связи и контраст интересный. В последних главах, где появляется Диана, она начала раздражать. Какая-то слишком альтернативная, очень явно (специально?) противопоставляет себя магам. Кажется, это был разговор с Салли в последних главах, когда я подумала, что окажись я в Хоге, постаралась бы принять правила и установки, и... не конфликтовать постараться влиться. Насколько эти ее попытки переносить маггловские реалии на магические успешны? А нужны ли? Общество -- другое, нащупать сходства можно, но требует времени и погружения... Сюда же можно подвести отрывок с библиотекой, пусть он и примирил меня с Дианой: маги и магглы по-разному решают одну задачу, и в каждом из подходов есть плюсы и минусы. Мэри в этом плане приятней. Хотя я и испытала раздражение -- навязанное мнением персонажа. Тоже не однозначная девочка А студенты слизеринские прекрасны. Анна, Хлоя, Шарлотта, Кан и Лестранжи. |
![]() |
|
Онирида,
Показать полностью
прежде всего я хотела бы поблагодарить вас за ответ и извиниться, что не реагировала так долго — ̶ф̶а̶н̶т̶а̶с̶т̶и̶ч̶е̶с̶к̶а̶я̶ ̶т̶в̶а̶р̶ь̶ ̶д̶е̶т̶е̶к̶т̶е̶д̶ . Ох, стыдно осознавать, что некоторые вопросы мои исходят от невнимательности: про восточников (даже в тексте столько им посвящено было!), Лангедок и песни, например. Спасибо, что растолковываете! Про магию пока понятно (и удивительно!). Только... Во многом это байка, рассказанная Каном в приступе характерно семейного юмора. Она выросла из анекдота про козу, колодец и рельс, который я переосмыслила с отсылками к Ариосто, жестам каролингского цикла и прочему. Рабле в голове не всплывал, если честно. Но у меня иногда отсылки возникают помимо сознания, так что, может, что и есть там. Надо подумать. Гаргантюа вспомнился не из-за Рабле, а из-за книги Э. Поньона "Повседневная жизнь Европы в тысячном году", просто как яркий пример. Там есть пара параграфов, посвященных язычеству в Галлии, которое в виде остаточных явлений сохранилось до Средневековья. Поньон выводит Гаргантюа от языческого божества Гаргана через топонимы и "народные легенды, герой которых — великан, и имя его чаще всего Гаргантюа". То есть, тот Гаргантюа, что у Рабле, в эту цепочку встроен, конечно, но мне в момент написания коммента это не особо было важно. И, наверное, это впечатления от Поньона смешались с впечатлентями от текста. p.s. упс, кажется, я тоже превысила лимит знаков в комменте. про Кана отправлю отдельный. |
![]() |
|
А вот Кан во всем нравится? Или есть в нем нечто настораживающее? Кан мне, между прочим, далеко не сразу понравился. Даже так: я долго не обращала на него внимания, будучи увлечена другими персонажами и линиями. И эта увлеченность — не просто про симпатию, а скорее про то, кто и что наиболее интересно и привлекает внимание в некоторый отрезок времени. Кан долго оставался в тени других персонажей — даже про то, в кого он влюблен поняла скорее из глав, где повествование шло от лица Шарлотты, вот это все с прогулками и стихами во время дежурства, — а потом вдруг перетянул внимание на себя. Вот наверное, это пошло с тех пор, когда Шарлотта и Кан стали помогать Анне. Я бы могла сказать, что настораживает магия — способность Кана улавливать ее и прочие (неизвестные) блэковские отличия от нормальных темных, но как видите, мой интерес к магии в вашем мире гораздо сильнее, чем настороженность :) Или возраст и поведение. С одной стороны, такой аспект существования послевоенного магического общества, как юноши, которые внезапно стали главами чистокровных семейств, вы отмечали и подчеркивали. Но, с другой, только Канопус на каникулах показан настолько детально: обязанности, тяжелые мысли и необходимость принимать решения (иногда — весьма оригинальные!)... Ну и я просто до сих пор хорошо помню себя в семнадцать, чтобы поймать мысль о том, что Кан в какие-то моменты кажется слишком взрослым и уравновешенным для своего возраста. Насколько его поведение характерно для чистокровного, даже с учетом свалившейся ответственности? Сколько тут от блэковских нюансов? Но чистокровные в целом до конца не понятны; непонятное вызывает настороженность. Блэки, наверное, непонятны в квадрате, но интересные же, черти! Это пока перебивает другие впечатления... я запомню и постараюсь обращать внимание на этот момент. |
![]() |
|
Онирида,
Показать полностью
спасибо, что разморозили текст! Отрывок из этой вставной новеллы в Вашем блоге был очень-очень интригующим! Не надеялась увидеть его раньше, чем этого бы потребовало бы основное повествование, если бы вообще потребовало. Тем неожиданней и приятней было его увидеть! Буду перечитывать, потому что одного прочтения мне не хватило, чтобы и уловить детали, и осмыслить какие-то зацепившие моменты. Пока удалось сформулировать далеко не все. Какой чудесный из Лорда вышел интуитивный этнограф! Он ведь проводит включенное наблюдение, хотя руководствуется практическое целью, не лежащей в области этнографии (если таковая вообще существует в Вашей ветке гп-верса). И, судя по всему, в новелле охвачен достаточно долгий период времени, который потребовался Лорду для частичной интеграции в горское общество. И брак, брак -- возможно, не самый этичный, но достаточно действенный и действительно встречавшийся в истории этнографии способ интеграции. Сижу теперь, думаю: получается, войти в семью никак иначе Лорд не мог? Побратимство? Усыновление? Это Лорд не понял, что есть другие пути? Или для этой культуры других путей действительно нет? Горцы-маги -- отдельная моральная общность? Низинные маги подчеркивают в целом различия между собой и горскими магами. Различие, которое связано с моральными категориями (?), мы видим уже глазами Лорда, потому что низинным магам оно не доступно в силу отсутсвия контактов: это то самое "можно все, что можешь себе позволить". При этом внутри общества они стараются поддерживать баланс, существовать мирно и гармонично. Меня немного удивляет то, какой мирной рисуется жизнь горцев в долине (возможно, есть говорящие об обратном детали, которые я упустила). Сама долина -- чуть ли не рай на земле, где скот пасется сам собой и т.д. (балгодаря магии? из-за пространственных изменений?), и это скорее мифологизированная долина; такая райская жизнь горцев противоречит реальному положению вещей, где у них возникают трудности с жизнеобеспечением из-за особенностей ландшафта... Куда горцы-маги выплескивают агрессию, если не сильно контактируют с внешним миром, а внутри общества -- паритет? Какого характера темная магия и что за страшные тайны, если это не связано с грубой магической силой и применением магии в бою? И почему есть основания считать горских магов именно темными? Из-за идеи о том, что сильный может себе позволить многое? Но сильным надо стать, надо доказать (случай Лорда), лучше -- родиться, чего не получилось сделать у Фатджеты. Об этических установках самого Лорда. К действию семикнижья в каноне он выглядит отбитым маньяком. О Вашем Лорде из основного на данный момент таймлайна, т.е. 1980-х, увы, плохо помню. Здесь, насколько это доступно моему пониманию, Лорд уже активно нащупывает границы. Для Лорда неприемлемо лишать мага магии из-за того, что маги колдуют душой и "магия -- это маги"? Мифологический пласт интересный. Не разбираюсь в албанской мифологии, беглый поиск не дал результатов. Очень интересно, откуда взялся ворон. Это тотем и первопредок ваших албанских горских магов? Похоронные одежды Фатджеты связаны с культом ворона? (Судьбы Лорда и Фатджеты перекликаются с мифом о Вороне и его жене?). Да, и долина как сакральный ландшафт тоже связан с Вороном. А Энвер -- Энвер-паша? Связать можно было бы через мать-албанку. И Балканские войны 1912-13 гг.? А упомянутый в тексте правитель северной страны навевает мысли о Германии. Вильгельм, правда, по человеческим меркам не быстро умер. Но неточности есть. Хотя, кажется, вы говорили, что не преследуете цели вводить в повестование исторических личностей с фактологической точностью. И внутри самого текста странности со временем можно было бы объяснить восприятием оторванных от мира горцев, для которых лет тридцать -- пустяк и недавние события. 1 |