Я прочла рассказ, потом комментарии, но напишу в основном впечатления от рассказа.
Показать полностью
Очень красиво описана жизнь ведьмы на природе, лес, травы, варенье. Интересна трактовка ведьмы как проводника некой высшей воли. Она собирает травы, но использует их не по своему усмотрению, а по какому-то велению свыше, возможно, даже не зная, какое действие они окажут на этот раз – травы, попав к назначенному опять же свыше человеку, сами приобретают нужные качества, а она наблюдает за последствиями со стороны и радуется или печалится. Ведьма выполняет работу, от которой иногда устает и берет время на то, чтобы успокоиться и отдохнуть от порой нелегких обязанностей. Но происходящее мне не то чтобы непонятно, но кажется странным, что ли. Сейчас объясню. Кто-то удивлялся поведению Сани, меня удивляет в основном Ингрид. С Саней более-менее понятно, слова доброго про него не скажешь, но и злости особой он у меня не вызывает – может, потому, что я смотрю на него со стороны, потому и равнодушно, конечно, тем, кому он причинил боль, не легче от того, что он не какой-нибудь страшный злодей, а всего лишь «пустобрех» (как очень метко охарактеризовала Ингрид). Его поведение в общих чертах понятно, хотя не совсем понятно, зачем он вообще с ней связался. Ну, допустим, про свадьбу он заговорил, чтобы произвести впечатление (учитывая, какой он видел Ингу, неудивительно, что решил таким заявлением ее совершенно очаровать). Но он ведь с ней и не виделся. Если бы они встречались, пока он работал в этой местности, понятно, а так зачем – просто переписываться? Не думаю, что такие, как Саня, особенно высоко ценят чувства, даже если проявленные по отношению к ним. Положительные эмоции – да, но их и получить проще) Ласковые слова? Конечно, «доброе слово и кошке приятно», но какой-никакой ласки можно добиться от любой девушки, заводить одну специально ради этого –усложнять, как мне кажется) А настоящую теплоту можно получить только от близкого человека, т.е. того, с кем находишься в прочных отношениях (не только романтических). Ну ладно, дурак он и есть дурак, мог поступить нелогично, потому что просто в голову взбрело, а девушка симпатичная. Но вот что мне было непонятно – так это поведение ведьмы. Влюбиться она в него, с точки зрения здравого смысла, никак не могла. Не нужно быть ведьмой – любая взрослая женщина увидит Саню насквозь, когда он себя так неприкрыто проявляет (видимо, свежий воздух подействовал, или решил, что деревенская девушка на что угодно поведется). Одурачить он мог только совсем неопытную юную дурочку, которой, по-видимому, ведьму и представлял. Кроме того, она изначально была к нему не расположена. Значит, у нее была какая-то цель. И вот тут в моем восприятии что-то не стыкуется. Сейчас перечитываю после комментов, и трудновато изложить мысли по порядку – мешает послезнание, но попробую. 1 |
Вот Саня ей звонит, и ясно видно, что она ничего хорошего от него не ждет, а значит, и словам не верит. Предупреждает: «не расплатишься за ласку», оказанную «наперед», не заслуженную, варенье, судя по всему, тоже не просто варенье, а знак чего-то или ритуал. Но в то же время она волнуется: знает, что он ее обманет, но переживает из-за этой неосмотрительной просьб. Жалеет, что ли? Это мне сейчас в голову пришло, когда читала, просто удивлялась. Потом она, выполняя просьбу, говорит ласковые слова, но я (была) абсолютно уверена, что это просто исполнение просьбы, а не искренность. Хотя удачу она ему действительно привела. (А он за это не отблагодарил, и удача быстро исчезла).
Показать полностью
Инга продолжает ласково разговаривать, тем не менее. В то же время над ее полем собираются тучи – явно связанные с этой историей. Я сначала восприняла их как отражение ее тяжелых мыслей, но она их разгоняет, да еще со словами «негоже страдать из-за пустобрехов» - то есть отлично знает цену Саниным словам и сама не может из-за них печалиться. и я не понимаю ее поведения. Понимаете, оно одновременно выглядит и так, будто она его любит, и так, будто не любит, а просто выполняет работу. У меня, во всяком случае, когнитивный диссонанс. Пойдем дальше. Варенье она варила, судя по описанию, действительно, что называют, с любовью. И там напрямую упоминается «сердце любимого». Опять камешек на чашу весов с «любовью». И дальше опять прямым текстом – «ведьмина любовь». Дальше – сцена на набережной, в которой я ожидала увидеть сцену возмездия, но она скорее тоже сцена про любовь. Самое странное для меня то, что ведьма здесь плачет. Ну и остальное – глухой голос, грозовая туча… И тут же – спокойное вручение опасного волшебного предмета, сожаление о совершенном и том, что пострадают многие, но нежелание это отменить. Камешки разом падают на чашу «любовь», чашу «работа» и куда-то между. Дальше, когда ведьма звонит ему и выдает указания, она действует четко и бесстрастно. Это всё снова ложится на «работу», кроме упоминания, что любовь взята в том числе и из собственного сердца. Хотя из финального монолога можно сделать вывод, что ведьма любит вообще всё, и у нее для каждого найдется любовь, если попросить. Вероятно, это близко к замыслу автора, но мне это пришло в олову только при перечитывании. Но в целом она ведет себя бесстрастно ,максимум – с сожалением о смерти человека: мне кажется, в финале она жалеет о том, что он погиб, потому что он все же человек, и потому, что он не смог пройти испытание, но не более. Я описала так подробно, чтобы попытаться разобраться. Я все время видела противоречие: ведьма регулярно ведет себя так, будто действительно влюбилась, хотя очевидно, что этого просто не могло быть, да и итог все же похож именно на выполнение некой работы, того, что должно, чем на месть. Тут уместно вспомнить начало: ведьма – просто проводница, исполнительница воли неких высших сил. 1 |
Но для этого, на мой взгляд, у нее слишком МНОГО эмоций. Не мало, как говорила Линия плоскости, а много, потому что это – работа. Можно переживать из-за того, что все плохо закончилось, что человек не сумел исправиться и погиб, но не до такой же степени, чтобы это походило на влюбленность. Вот в финальные эмоции я могу поверить (хотя, если она уже долго является ведьмой, могла бы относиться и спокойнее, привыкнув, но это спорный вопрос), в предыдущие, о которых писала выше, - нет. Если она с самого начала примерно понимала, что ей нужно делать ,и знала, что встреча не случайна – наверняка та запутавшаяся осока и перевернувшаяся корзинка тоже не была случайностью, и даже не просто реагировала на его поступки и смотрела, что получится, а осознанно выполняла работу…
Показать полностью
В итоге у меня сложилось впечатление, что ведьма – это проверка. Как в сказках волшебница оборачивается старушкой и подходит к человеку, проверяя его доброту: окажется добрым – получит награду, окажется злым - получит наказание. Вот и тут Саня со своим легкомысленным поведением напоролся на ведьму вместо обычной девушки и проверку не прошел. (Чтение комментариев показало, что этот вариант достаточно близок к авторскому замыслу – где ведьма осуществляет что-то вроде проверки, катализатора закономерного процесса и воздаяния одновременно, как я поняла). И вот тут у меня возникает ВТОРОЙ вопрос. Да, все выше – это был первый, про поведение персонажей, в основном ведьмы, но и немного Сани. А вот второй: «не много ли?». Я тоже споткнулась о силу любви, соразмерную с атомной бомбой (подробно не сформулирую, но особо и не нужно повторяться). Но почему она должна все уничтожить – в опасности весь мир? Не много ли это на одного пусть даже и подлеца? И ладно бы он творил масштабные, соразмерные с миром злодеяния, вроде Гитлера. Но это обычный рядовой подлец, если на каждого такую сиу растрачивать да такой опасности мир подвергать, что же будет?.. А если бы он струсил и не сделал как надо? Собственно, если я не запуталась во время рассказа больше, чем было, вопросов у меня только два – к поведению персонажей, главным образом ведьмы, и к апокалиптическому варенью (хорошо звучит)) Не могу однозначно понять, понравилось мне или нет, но рассказ ,как минимум, интересный, вызывающий размышления и остающийся в памяти. Интересный момент еще с тем, что для Сани любовь обернулась тоской и пустотой, т.к. все, кто его любил, получали от него только горе и в итоге эмоционально опустошались, истратив на него эмоциональные ресурсы. Пожалуй, понравилось и то, что тот, кто исчерпал все шансы, сам перестает существовать как живое существо (даже неразумное), но остается существовать как ресурс для чего-то другого. Полезно) Хотя вот сейчас я перечитала саммари, и меня смущает формулировка «ДАР должен быть оплачен», т.к. дар – это то, что дается безвозмездно) Здесь речь все-таки не про дары, а про что-то другое, но не сформулирую, что. 1 |
Наконец, мне вспомнилась песня Кошки Сашки «Ведьма», интересная, но тоже, признаться, не до конца понятная – мотивы ведьмы и там я до конца не поняла)
Показать полностью
Я раскрою двери, Решила процитировать ее всю, так как она созвучна даже больше, чем я ожидала) (а ссылки открывать не всегда удобно, а в предыдущее сообщение все равно не умещалось))Я развею косы. Я тебе не верю. Что ж ты, мой хороший, Мнешься на пороге, Подойти боишься? Отдохни с дороги – Я же не убийца. Будет печь топиться И стучаться мошки, Мышь в углу возиться – Жалко, нету кошки… Будет луч багряным, Будут споры-сборы… Я ж не сплю, любимый. Что ж ты хуже вора? Я тебе не верю, Я тебя не знаю, Уходя, захлопни двери – Мошки налетают. Вся душа открыта - Ох, дурак, не верь мне!.. Цокают копыта… Милый, да я же ведьма! Будет жарка сеча, Будешь биться смело, Слышишь – крикнет кречет – Посмотри на небо. Я тебя прикрою, Я тебе не верю, Ты уже не вспомнишь, Чьи захлопнул двери. Ты меня встречаешь, Где б ты был иль не был, Я тебя прощаю, Я – твоя победа… Я раскрою двери, Я развею косы, Я тебе не верю… Ты меня не помнишь… Вот и всё) Я иногда люблю писать длинные комменты, но хватает меня обычно только на один) Но я здесь ,кажется, всё изложила (и даже большне, чем необходимо)), так что вряд ли понадобится писать еще что-то длинное) 1 |