↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарии «Фантастические миры и как в них попадают» (джен)


« Вернуться на страницу с описанием произведения
Читать »

7 комментариев
К 5.4 хочу добавить Шоу Трумана.
BrightOneавтор
я бесполезен
Да, точно. Спасибо.
Особого внимания требует так называемый временной или, как его еще называют, онтологический парадокс
Можно развить вот что - известная история содержит действия попаданцев, но не информацию о них самих. Если период ВОВ документирован неплохо, и появление в лесах Белоруссии партизана с лучевым оружием и в энергоскафандре незаметным не прошло бы, то десяток-другой автоматчиков, перестрелявших сотню-другую татаромонгол и уберегших от вырезания языческую деревеньку в лесах Ивановской области - следов не оставил. Зачем такие "попаданцы" шляются в прошлое - тут можно развить много версий.
В принципе, следы попаданцев в истории найти можно - от неизвестного ювелира, смастерившего 25 веков назад бинокулярный микроскоп и сделавшего "феодосийские серьги" - (они сейчас в музее), до странной уверенности С. П. Королева в физических свойствах атмосфер и поверхностей планет Солнечной.
Еще был фильм "Тысячелетие", в котором люди будущего выродились от опытов с генетикой и вакцин, поэтому воруют из нашего времени пассажиров разбившихся самолетов, чтобы "освежить кровь" - идея просто прекрасная, но снято плохо и неумно.
BrightOneавтор
trionix

У меня, кстати, есть статья, полностью посвященная именно хронофантастике со всеми этими парадоксами, на Фикбуке: https://ficbook.net/readfic/8494850
Все никак руки не дойдут перетащить ее сюда.
У меня, кстати, есть статья, полностью посвященная именно хронофантастике со всеми этими парадоксами, на Фикбуке: https://ficbook.net/readfic/8494850
Все никак руки не дойдут перетащить ее сюда.
Блестящая статья, кстати. Жаль, из-за багов старого браузера не получается оставить комментарий к ней прямо там на Фикбуке, а обновить браузер... тогда придётся и операционку менять, а скорее всего и дряхлый калькулятор заменять новым, что в ближайшее время вряд ли получится.

Что касается «ветвления миров» и «параллельных миров» — на самом деле я не вижу между ними глубокой онтологической разницы. В любом случае — с некоей «надвременной» или «всевременной» точки зрения Абсолюта — все эти миры или реальности как бы заранее существуют. Как линии, нарисованные на листе бумаги.

Какая разница, рядом расположены они — как параллельные линии — или расходятся букетом из одной точки? В любом случае их одинаково много, если наше «чувство экономии» возмущается избыточным их количеством во втором случае, то должно возмущаться и избыточным их количеством в первом случае.

Более того — если мы имеем дело не с «ветвлением», а с «параллельными мирами», то Мультивселенная тогда получается ещё более расточительной: ведь параллельные миры-то, в отличие от ветвящихся реальностей, должны тянуться бесконечно самостоятельной линией не только в будущее, но и в прошлое.

Интересный подход к хронопарадоксам был использован в одном из фанфиков Серой Зоны. Там просто существуют разные типы машины времени: с «защитой от парадоксов» — и без этой «защиты». В случае путешествия в прошлое на машине первого типа время будет сопротивляться твоим попыткам вмешаться в него, а слишком усердные попытки изменить историю приведут просто к тому, что машина времени «отменит» твой скачок в прошлое. Да, трудно представить, как это технически было реализовано, но «машина времени первого типа» по сюжету была сработана хитромудрыми Предтечами. В случае же использования «машины времени второго типа» произойдёт что-то вроде ветвления реальностей, но не такого безнаказанного, как у Эверетта, вселенной это будет «в напряг» и позже путешественнику придётся за это расплачиваться, но подробностей я уже не помню.

По поводу фильма «Назад в будущее» — на самом деле в нём используется не концепция «ветвления реальностей», а смешанный алогичный вариант «изменения времени вне самого времени».

Во многих книгах и фильмах используется эдакая смесь презентизма с этернализмом. Презентизм — это, грубо говоря, идея «прошлое объективно сменяется настоящим, а потом объективно наступает будущее, настоящий миг объективно отличается от других». Этернализм — идея «объективно существуют все времена наравне, а настоящий момент ничем не отличается от других, для жителя девятнадцатого века его век — тоже настоящее».

Хотя путешествовать во времени вроде бы позволяет лишь вторая идея, но многие авторы не могут до конца выкинуть из головы первую. Отсюда сама идея хронопарадокса как чего-то фатального: получается, Вселенная не «знала» заранее, что ты отправишься в прошлое убивать дедушку? Получается, «для неё» все эти события разворачивались по очереди, и только когда ты отправился в прошлое убивать дедушку, Вселенная «поняла», что начинается парадокс?

Меж тем в принципе такая модель времени, наверное, тоже могла бы существовать — в компьютерной симуляции, например. Если бы кто-то попытался создать компьютерную симуляцию четырёхмерного континуума, но для этой цели вычисляемого «слоями» — от прошлого к будущему — и при этом по рассеянности забыл убрать возможность влияния поздних «слоёв» на проработанные ранее.
Показать полностью
BrightOneавтор
Кьювентри
Блестящая статья, кстати.

Спасибо!


Какая разница, рядом расположены они — как параллельные линии — или расходятся букетом из одной точки?

В общем, да, могу согласиться: как минимум в практическом аспекте принципиальной разницы - никакой.


По поводу фильма «Назад в будущее» — на самом деле в нём используется не концепция «ветвления реальностей», а смешанный алогичный вариант «изменения времени вне самого времени».

Там обе концепции используются, причем несогласованно. Во второй части, помните, доктор Браун диаграмму на доске вычерчивал, демонстрируя то самое ветвление реальностей?
Во второй части, помните, доктор Браун диаграмму на доске вычерчивал, демонстрируя то самое ветвление реальностей?
Насколько мне представлялось тогда, при первом «непрофессиональном» просмотре фильма в детстве, он подразумевал, что новая линия времени возникла взамен старой, а не впридачу к ней. Он нарисовал её в другом месте просто для того, чтобы проиллюстрировать, что события на ней произошли другим образом.

Поскольку же фильм был снят не для бог весть каких хронотеоретиков, можно предположить, что такая трактовка и закладывалась.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть