↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи

Комментарии «Чужая сторона» (гет)


« Вернуться на страницу с описанием произведения
Читать »

Комментарии от: Daylis Dervent

20 комментариев из 184 (показать все)
Daylis Derventавтор
Клэр Кошмаржик
Нельзя же автору одной рукой спасать героя, а другой взводить курок над его виском, правда ведь?
Конечно) Но я тут, собственно, за ООС Корзухина переживаю) С другой стороны, он вообще-то вполне мог и сам озаботиться разводом, узнав, что Серафима жива.

В фильме есть смешные сцены, когда Тихий приходит к Корзухину предложить свои услуги, когда тот уже в каюте на пароходе, идущем в Европу. А потом оказывается, что в той же каюте и контрразведчик Скунский, который, видимо, раньше Тихого подсуетился. И потом, в Париже, Скунский живет у Корзухина дома - вроде бы даже в качестве охранника, и в то же время дается понять, что Корзухин связан с Лигой борьбы, куда входил и Тихий.

Если Вы не возражаете, я Вам в ЛС напишу, как я это вижу))) Немного отличаются у нас с Вами восприятия, но, может быть, Вас мои домыслы позабавят:))
Не только не возражаю, но всячески приветствую) Возможно, Вы ближе к истине, чем я.

Оскорбило её буквально всё: и предательство, и пренебрежение, которое он выказывал к ней на протяжении совместной жизни, и осознание, что она изначально мало интересовала его как женщина... И, возможно, недавнее открытие того, в чём заключалась основная причина её малоценности в его глазах?
Согласна. И думаю, что тут вина лежит на нем - он ведь ее намного старше. В пьесе указан возраст героев - Серафиме 25, а Корзухину 45. Она была совсем юной, когда вышла за него. Притом Корзухин описан как красивый и представительный мужчина, наверное, он умел произвести впечатление, так что, если Серафима изначально не была в него сильно влюблена, но, наверное, не было и отвращения. Вероятно, он как-то сразу себя повел не так, как следовало.

Он был в её мыслях и даже снах. Он защищал, даже когда по недоразумению едва не убил её. Он с самого начала вызывал у неё чувство защищённости и предельное доверие. И разочарование, которое она испытала, увидев измученного собственной жестокостью сломанного человека, потерянного и жертвующего своей бессмертной душой ради призрачной Родины, уходящей в небытие, стало началом их взаимопонимания.
Как замечательно Вы это сказали, красиво и верно от начала до конца. Гораздо лучше, чем я)
Показать полностью
Daylis Derventавтор
шамсена
Daylis Dervent
Спасибо! Чудесная у вас вышла глава. Но какая же дура все-таки эта Серафима. Вечно ей няньки нужны, даже сама себя понять не может, еще и мелет всякую чушь. нашла о ком вспоминать и о чем говорить. И врать не умеет, и правду боится сказать. Эх.. Герои у вас получаются замечательно живые, и такие настоящие, прямо дышат. Спасибо огромное. Господи, но бывают же такие дамы на свете...Хорошо, что Хлудов то кажется намного умнее.
Спасибо Вам большое)) Но Вы знаете, Серафима не дура, она женщина очень добропорядочная и верная. Она и мужу изменять никогда не собиралась, хотя брак ее и разочаровал. И влюбившись в Голубкова (представляете их путешествие из Петербурга в Крым по разрушенной, воюющей стране, опасности, которые им грозили, и все трудности этого пути - все это очень сближает), она не может так легко это отбросить.
А если бы отбросила - возможно, и Хлудов отнесся бы к ней иначе, может, счел бы ее легкомысленной женщиной. Он ведь тоже себя виноватым чувствует, потому что Голубков ему друг. С другой стороны, то, что Серафиму и Хлудова друг к другу тянет - это сильнее их обоих.
А еще у Хлудова свои заморочки, он ведь вообще на себе крест поставил, вот вернется Голубков, он ему Серафиму сдаст с рук на руки - и можно ехать в Россию, на верную смерть, либо никуда не ехать, прямо тут и застрелиться. Мне этот финал кажется несправедливым, конечно, потому и фанфик пишется)
Показать полностью
Daylis Derventавтор
Извините, может быть я такая испорченная и как выражается ваша Серафима "порочная", но мне кажется, эти два понятия никак не связаны.
Скорее, просто разный взгляд на эти вещи - то, что сейчас, и то, как на это смотрели сто и более лет назад)
А ваша Серафима - всего лишь запутавшийся и несчастный, беспомощный ребенок.
Вы знаете, она на меня такое впечатление сразу и произвела - когда я фильм посмотрела, и потом, когда пьесу прочитала. Да, пожалуй, она в чем-то ребенок. Но повзрослеть ей было негде. Как мне кажется, она очень молодой вышла замуж за Корзухина, который наверняка умел производить хорошее впечатление (в пьесе авторская ремарка его описывает как мужчину представительного, солидного, красивого). Да, в браке она была несчастлива, но взбунтоваться и уйти она не могла, вот и мирилась.
Еще мне кажется, что у Серафимы должны быть развиты материнские чувства - собственно, потому она и влюбилась в Голубкова, который очень беспомощный и бестолковый. Особенно это видно в пьесе - в фильме все-таки Баталов его облагородил, скажем так. А в пьесе очень видна его потерянность и слабость. Она ведь и говорит о нем, как о ребенке, который потерялся и заблудился.
С другой стороны, Хлудов гораздо более заслуживает сострадания, чем Голубков. И Серафима его жалеет, но в каноне Голубков возвращается и Серафима уезжает с ним.
Однако к Роману Валериановичу она все же проникается сочувствием, а может, и чем-то бОльшим. И кто знает, если бы дать им еще какое-то время - может, все было бы по-другому?)
Показать полностью
Daylis Derventавтор
Кстати, сон Серафимы, который в конце главы - это у меня бывает периодически такой кошмар, и он повторяется, в разном антураже. Что-то, чего я не вижу и не знаю, как оно выглядит - но оно очень-очень страшное и притаилось где-то рядом. Даже интересно, что это может значить.
Daylis Derventавтор
шамсена
Daylis Dervent
как будто она сама какая-то другая. Нелепая, и без вот этой мудрости женской, материнской. Птенец какой-то...
Ну, бывают и такие женщины, да) И бывают мужчины, которые по своему складу тяготеют к ним, потому что очень любят покровительствовать и контролировать. То, что называется в классификации - женщина-дочь и мужчина-отец. Хотя в чистом виде психологические типажи встречаются редко, обычно человек совмещает в себе разные черты.
Серафима же, как мне кажется, конечно, хрупкая и в чем-то слабая и беспомощная, но она может быть сильной, именно по-женски, то есть верной и терпеливой, заботливой и нежной. Но ей нужен рядом сильный мужчина.
Daylis Derventавтор
Клэр Кошмаржик
ППКС :)
Она, конечно, могла посмотреть на мужа, сказать, что он ничтожный человечишко и мерзкий деляга без сердца и совести,
А давал ли он ей в те времена повод так думать - что он ничтожество без сердца и совести? Он занимался своим бизнесом, который приносил ему доход, в том числе и жену обеспечивал. И внешние приличия, наверное, соблюдал. Она могла даже думать, что муж у нее, в общем-то, хороший, только ей неизвестно чего надо. А может быть, это с ней что-то не так.
Daylis Derventавтор
шамсена
Daylis Dervent
А сон вот как раз очень интересный, именно в контексте этой незрелости Серафимы, это может так ее внутренняя сущность к ней стучаться, и она ее боится, и в тоже время понимает, что слияние их неизбежно. Так же часто бывает, что мы сами от себя бегаем и сами себя боимся. А со снами так тоже часто случается, что то, что за нами гоняется на самом деле что-то очень важное, а вовсе не плохое. У Юнга есть про сны, и классический пример про дракона, который гонялся за мальчиком, снова и снова снился, а потом когда мальчик понял, что от дракона не надо бегать, это был какой-то особый дар или провидение)) Точнее к сожалению не помню. Но у Юнга очень интересно про сны все расписано. И иногда неожиданно с обычной точки зрения.
Никогда об этом в таком ключе не задумывалась, но мне кажется, это все-таки что-то другое. Хотя да, Юнг про сны интересно пишет. Серафиме же кошмарный сон снится просто потому, что она заболела.
Daylis Derventавтор
Клэр Кошмаржик
Daylis Dervent
*Иронично* Но она _обязана_ была быть мудрой и уловить всеми своими мудрыми ведическими женскими антеннами, что он на самом деле предатель и трусливая шкура))
Да сплошь и рядом в жизни бывает, что человек, которого вроде давно и хорошо знаешь, вдруг такое выкинет, что хоть стой, хоть падай.
Daylis Derventавтор
шамсена
да, мудрой не обязана. Но вот чуткой - да, обязана, это ее сущность. Так мне кажется...
Так это тоже смотря у кого какой характер. Может быть, чуткость как раз связана с хрупкостью, с душевной тонкостью. Но видеть недостатки - это другое, и мне кажется, если человек сам чист и порядочен, то он других (особенно близких людей) не может даже заподозрить в непорядочности (пока прямо с этим не столкнется).
Daylis Derventавтор
шамсена
По поводу интуиции - я наверное, понимаю, что Вы хотите сказать. У матерей это есть, по отношению к своему ребенку - но там биологически обусловлено, в первый год жизни, когда ребенок с матерью связан физически, зависим от нее полностью, и никак не может дать понять, что ему нужно (плачет - а поди пойми, то ли болит что-то, то ли есть хочет или пить, то ли просто надо на ручки взять) - а мать чувствует, что надо сделать. В течении дальнейшей жизни отголоски этой связи сохраняются у многих.
А вот по отношению к другим людям, к взрослым, тем более, к супругу, который намного старше и по определению больше понимает в жизни - у совсем молодой женщины, которая жизни-то еще и не видела - я не знаю. Тут какая-то сверхъестественная прозорливость нужна.
И разве Серафима совсем глупа и ничего не понимает? Она же поняла, что происходит с Хлудовым, какие видения его мучают. Он же ей ничего не рассказывал, а она поняла. Ну и вообще - не так легко отбросить чувство, которым жила целый год, не так легко забыть все установки, в которых тебя воспитывали. И вообще, я считаю, что интуиция у Серафимы как раз должна быть - и она еще проявится.
Показать полностью
Daylis Derventавтор
Для меня чуткость - это внимание к другим и к себе, и из нее вырастает чутье, такой внутренний голос, который подсказывает, что делать.
А мне кажется, у Серафимы это как раз проявилось, еще в первой главе. Но она тогда не рассуждала, а поддалась внезапно охватившему ее чувству жалости, порыву.
А когда она начинает рассуждать, тут она оказывается в плену своих представлений о том, что правильно и что неправильно. И Вы знаете, я не скажу, что ее представления так уж плохи. Она была своему мужу верной женой, она с ним венчалась и в церкви клялась в верности - что плохого в этом? Да, он ее предал, но ее вины в этом нет. Она влюбилась в Голубкова и ждет его, в то же время у нее на почве сострадания возникает чувство к Роману Валериановичу - и она мечется между двух огней, ситуация такого выбора действительно сложная.

Вот, не нравится мне этот человек, и все. И не важно кем его считает все общество и весь свет. А у меня, что называется "душа к нему не лежит".
А почему ей муж не должен был изначально нравиться? Ну, вполне приличный же человек с виду, взрослый, разумный, деловой. В душу ему не заглянешь, будущее не предугадаешь. Многим людям случалось так обмануться.

И дикостью. Глухотой к месту, в котором оказалась. И к окружающим людям. Не буду повторять все, что уже было под первой главой по поводу Стамбула тех времен, турков, переживавших, по сути очень сходные явления - их империя, их прежний мир тоже распался как раз в это же время.
Вот я не совсем понимаю, как она должна была себя вести по отношению к туркам. Она их не знает, культура для нее чужая. Оказалась она в этом месте не по своей воле, в очень стесненных обстоятельствах, едва ли не на самом дне. Турки, хоть у них и распад империи, все же они у себя дома. И они, как я читала в воспоминаниях эмигрантов, совсем не стеснялись наживаться на русских, пользуясь их безвыходным положением (скупали за бесценок дорогие вещи, например).
Враждебности к туркам Серафима вроде нигде не проявляет, а то, что ей не нравится в Константинополе - так потому что она, повторяю, там оказалась не по своей воле и ситуация жизненная у нее крайне сложная, и никто, кроме Хлудова, ей помогать не станет (причем Хлудов абсолютно бескорыстен, а какой турок ее бесплатно хотя бы накормит?)

И потому ее дурацкая ложь, прозвучавшая так некстати - для меня лишь продолжение этой вот глухоты. Что требовать с нее внимания к другим, когда она себя не слышит
Она как раз себя слышит. Но сейчас у нее получается, что она испытывает чувства сразу к двоим мужчинам, и это противоречие ее мучает.
Показать полностью
Daylis Derventавтор
Клэр Кошмаржик
Откуда взяться чуткости в женщине, к которой никто и никогда не был чутким?
В пьесе ничего не сказано о родителях Серафимы, но видимо, они на тот момент уже умерли (иначе она бы о них как-то упомянула, например, о том, что можно вернуться в Россию к ним). У меня хэдканон, что она рано осиротела, а воспитывала ее тетушка, которая ее любила, но была не слишком умной (потому и Корзухина сочла очень хорошей партией, не разобралась, что он нехороший человек).
Daylis Derventавтор
Клэр Кошмаржик
Daylis Dervent
Ну, справедливости ради, тётушка вряд ли могла предугадать революцию и предвидеть, что Корзухин резко откажется признавать ставшую невыгодной жену)
Да конечно) И Серафима, кстати, ее ни в чем и не винит, наоборот, понимает, что та желала ей только добра)
Daylis Derventавтор
Я не знаю, может быть, в тексте не хватает описаний чувств Серафимы к Голубкову? Поэтому кажется, что она фигней страдает? Я Шамсену понимаю - мне тоже Хлудов очень нравится, и для меня вопрос о выборе не стоял бы (просто я бы, мне кажется, изначально в Голубкова не влюбилась).
Daylis Derventавтор
Просто мне кажется упорно, что все размышления Серафимы по поводу чувств - это по поводу ее чувств,
Ну да, она ведь не может определиться, что и к кому она чувствует, она не знает, кого из этих двоих любит. И это раздвоение для нее мучительно, она хочет это преодолеть.
Опять таки, я Серафиму в этом не обвиняю: она просто психологически и мысленно еще ребенок,
Тут надо заметить, что Роман Валерианович относится к ней именно как к неразумному ребенку. Голубков ему сказал охранять Серафиму и заботиться о ней, он и охраняет, и заботится. "Пойдемте обедать, купите чулки, в Россию я вас не пущу и денег вам не дам, потому что вы себя неразумно ведете" - ну правда же? А еще наверное, с ней похожим образом обращался муж (в смысле, все решал он), и ей это привычно, ее это всегда устраивало, она ведь так и воспитана была, что муж - глава. Сейчас она с Хлудовым порой пытается протестовать, но не слишком активно.
Что характерно, Голубков ее тоже хотел бы опекать, но у него это получалось плохо. Серафима сама хочет его опекать (она говорит ему: "Больше я вас никуда одного не отпущу"). Но по отношению к взрослому мужчине это неправильно, согласитесь? Хотя, возможно, Голубкову именно такая женщина нужна, но Серафима ведь не такая.
Показать полностью
Daylis Derventавтор
В самом то деле, ну, бросил ее муж, ну предал, ну осталась она в чужой стране, но ведь в те годы со многими людьми происходили гораздо более ужасные и отчаянные
Это слабое утешение, любой человек свою боль острее чувствует, так уж он устроен.

шамсена
А нельзя и то и другое сразу? Для меня это прежде всего очень важное свидетельство того, что совершенно нечего Серафимой восхищаться, или говорить, что вот она - идеал женщины. Она - несчастное искалеченное создание, и ей Хлудов может быть намного больше нужен в смысле вылечивающего фактора, чем даже она ему.
Я не считаю, что она какой-то идеал, мне хочется, чтобы она у меня была живая, пусть она и не всем нравится. Как идеал ее писал Булгаков, мне кажется - я встречала такую трактовку, что Серафима - это символ России, поруганной, преданной, и первоначальное название пьесы "Рыцари Серафимы" имело именно такой подтекст.
Но Булгаков вообще был не чужд символизму.
Правда, мне не кажется, что она несчастная и искалеченная, до такой степени, что ей даже доктор нужен. Ей нужна любовь, однако с любовью она определиться пока не может.
Показать полностью
Daylis Derventавтор
шамсена
А Вам в пьесе Серафима нравится? И в фильме? Я просто не знаю - или я булгаковскую героиню испохабила, проецируя на нее какие-то, может быть, свои комплексы, и получилось что-то невнятное - или она Вам в принципе не симпатична?
Daylis Derventавтор
Вообще, не знаю уже, о чем мы спорим. Бывают люди, которые как луч света в темном царстве, что называется. Мудрые, сильные, светлые, добрые. Без тараканов в голове. Верю, бывают. Но большинство-то людей с тараканами - и это даже не очень зависит от того, насколько реально тяжелой была у них жизнь (Серафима вот действительно большого горя и не знала, наверное - если сравнить с другими людьми в то время, но она не ущербная, хоть и не идеальная).
Тут в ленте на днях увидела стих, мне он очень понравился.

внутри меня темно и страшно
там бред сомнения и смерть
ты захвати с собой фонарик
когда придешь меня любить

Я думаю, что это почти у всех так)
Daylis Derventавтор
Stasya R
Спасибо тебе! ))
Очень круто было про глаза, которые стали синими от невыплаканных слез. И интимная сцена, конечно, снова шикарная. У меня теперь это "Пожалей меня..." в висках бьет. Прямо слезы из глаз хлынули. Спасибо!
Меня вдохновляют кадры с Савельевой - у нее действительно глаза то голубые, то синие. А уж сцена в конце фильма в порту, когда Голубков с Чарнотой вернулись - она там на Голубкова и не смотрит, а с Хлудова глаз не сводит. И глаза как будто полны слез.
А "Пожалейте меня" - она говорит ему в пьесе (в театрах играют более позднюю редакцию, где этого диалога нет, а мне он очень нравится).

Вообще стиль и атмосфера этого фанфика напоминает мне книгу, о которой я тебе говорила - "Лебединая песнь" Ирины Головкиной.
А я ее читала, и она у меня где-то есть, когда у нас ее издали, я мимо пройти не смогла. Давно, кстати, не перечитывала - тяжело было читать, очень жалко их всех.

шамсена
В самом первоисточнике жутко раздражала. Недоразумение какое-то, а не женщина! И как персонаж, и как символ, и как образ
Понятно) А то я уже думала, вдруг это я ее так испортила.
Вообще, надо сказать, что в начале 20 века была популярна книга Вейнингера "Пол и характер", где он развивал теорию о мужском и женском начале. О Вечно-Женственном писал еще Гёте, и вообще в немецкой философии тема эта затрагивалась. Вейнингер же ее исследовал достаточно глубоко и защитил диссертацию. Так вот, женственное как архетип - это именно пассивность и бесформенность. В то же время в природе не существует носителей женского или мужского начала в чистом виде, любой человек совмещает в себе в той или иной мере и то, и другое.
Собственно, теория не нова - в восточных философиях примерно такой же подход (то же Инь-Янь и т.д.) Просто немцы ее переосмыслили и поставили на научную основу. Русским образованным людям начала 20 века она была известна, и Булгакову наверняка тоже - возможно, он с этим и соглашался, хотя бы отчасти. Возможно, поэтому в пьесе, которая вообще насыщена символизмом, героиня именно такая.
Надо сказать, что Хлудов - тоже мужчина архетипический. И по отношению к Серафиме он выполняет опять-таки архетипическую роль защитника и покровителя. Наверное, поэтому так хочется видеть их вместе, и кажется, что их обязательно должно было друг к другу потянуть.
Показать полностью
Daylis Derventавтор
шамсена
И все-таки, хотелось бы конкретнее. Из чего следует, что Серафима глуха к другим?
Надеюсь, встреча с Хлудовым, которого она таки услышала сквозь все свои стоны и стенания о своей несчастной жизни
Да, она его таки услышала и увидела то, о чем он ей не говорил и не хотел говорить. В каноне (в пьесе, то есть) он ей все время отвечает в таком духе: "Я здоров, мне няньки не нужны, идите погуляйте в саду", когда она пытается заговорить с ним о его состоянии, она его и в пьесе жалеет и хочет помочь, но не знает как.
А что значит - Серафима глуха к себе? В чем это выражается? Она как раз свои чувства и желания осознает, но не считает, что это повод отбросить все, чем жила до этого (у нее был муж, она была ему верна, сейчас у нее есть жених, которому она тоже хочет быть верной). В принципе, это в культурном коде закреплено - не идти на поводу у своих желаний, не поддаваться любому импульсу. Мало ли кого и к кому потянет - но есть мораль, долг и собственные обязательства. Собственно, культура и держится на запретах, на том, что человек свои бессознательные влечения стремится контролировать и не давать им особой воли, ввести их в приемлемые рамки. Это по Фрейду.
Другое дело, что человек может здесь и ошибиться, может, например, принять за большую и настоящую любовь мимолетное влечение и разрушить свою семью. А может и наоборот, подавить в себе глубокое искреннее чувство, принести себя в жертву - но от этого пользы никому не будет.

Чем больше я углубляюсь в канон, тем более вероятным мне кажется, что они таки не остались друг к другу равнодушны. Что, может быть, Серафима осталась с Голубковым только потому, что уверена - он без нее пропадет (ага, в пьесе он именно такой, что только обнять и плакать).
Правда жизни, однако, заключается в том, что Голубков найдет себе женщину, которая будет его любить и опекать. Хлудов же после расставания с Серафимой жить не сможет (независимо от того, поедет ли он в Россию или нет - у него просто не останется ничего, что его удерживало бы от самоубийственного шага).
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть