Здравствуйте!
Показать полностью
Светлой грустью озарено знакомство с той самой возлюбленной Мюира, от которой ему осталась дочь. В ваших работах девочка стала его новым счастьем, а в каноне, как я понимаю, стала смыслом последних дней на "Титанике". Здесь о предстоящей трагедии пока еще нет и намека, разве что роковое пересечение главных действующих лиц в финале, которое тем горче, что никто еще не подозревает, какие роли им уготованы, но достаточно и той ситуации, в которой оказалась Шиобан (какое красивое ирландское имя, только недавно заинтересовалась ими!). Мне очень понравилось, как в небольшом рассказе четко передано ее мировоззрение, полностью соответствующее эпохе, происхождению и воспитанию. Она считает себя грешницей, потому что до брака вступила в связь с мужчиной, не пытается себя оправдать или сетовать на судьбу, даже его не называет "совратителем", вовсе нет, и при этом, что важно, не считает получившегося ребенка тем, кто испортил ее жизнь. Она разве что сокрушается, что ребенку придется жить в тени ее позора, но чувствуется, как она уже его любит, а это самое главное. Любит она и Маркуса (мне очень понравилась такая вариация имени Мюира), желает ему счастья и совсем не желает его обременять собою и ребенком... А вот тут, опять же, в силу характера и мировоззрения, Шиобан, как и многие-многие до и после нее (хотя надеюсь, что тех, что "после", все же становится меньше), решает зачем-то "спасать" мужика (извините за грубоватое слово) от "лишнего обременения", обрекая себя на отцовский гнев (чем он еще кончится, не рукоприкладством ли?) и заточение в монастыре (смотрела я фильм "Сестры Магдалины", и это про середину прошлого века, понимаю, что много допущений художественных, но тем не менее... жуть). И тут сказать бы, ну, дорогая, ты с собой делай, что хочешь, но ребенку зачем страдать? Почему ты выбираешь за ребенка такое существование, когда можно все же возложить на мужчину ответственность, которая ему вообще-то и причитается (я глубоко убеждена, что в вопросах близости большую ответственность всегда несет мужчина просто потому, что ему не грозит беременность. Ну, за исключением редких случаев, когда его связали по рукам и ногам, опоили и растерзали похотливые мегеры). Но, бедненький, он же спину надорвет на верфи и вообще покончит со своими юношескими мечтами, конечно, они дороже, чем достойная жизнь ребенка... Ход размышлений Шиобан понятен и естественен для девушки ее времени и среды, тем более что она сильно влюблена, и, возможно, влюблена именно в эту юношескую пылкость, сияние глаз, дерзкие мечты и желание Мюира ходить по водам, а все это под угрозой утраты, если он, узнав о ребенке, поступит как честный человек. Горькая ирония в том, что он-то, уверена, поступил бы как честный человек. И взял бы в жены Шиобан, даже если бы ее отец был против. И был бы рад ребенку. И что же, выходит, Шиобан не очень-то хорошо знала своего возлюбленного, раз усомнилась, что огонь его души не погаснет от тягот и забот о семье, а только лишь разгорится ярче от этой новой, более зрелой любви? Я думаю, что Шиобан совсем еще юна, поэтому может позволить себе такой вот романтический, самоотверженный, но - увы - почти бессмысленный порыв. На мой взгляд, такие истории вскрывают зыбкость и пагубность добрачных связей. Женщина совершает опрометчивый поступок, по сути, губит себя, из-за неуверенности в своем избраннике, в его верности, поддержке и желании быть с ней во что бы то ни стало. А это грустно. И заканчивается почти всегда плохо. Я думаю, что в этом отзыве довольно много моей личной позиции по таким вопросам, и может быть недостаточно анализа персонажей, поэтому чтобы хоть как-то исправиться, добавлю о маленьких деталях, которые создают большой пейзаж на взморье, вижу как воочию ее рыжие волосы на ветру, чувствую мокрый песок под ногами, слышу крики чаек... Лично для меня именно пейзаж (как и положено в романтизме, в который погружена главная героиня) стал тем фактором, который приподнимает этот нередкий сюжет от "бытового" к высоте трагедии. Спасибо! 1 |