Ι
Показать полностью
Возвращаюсь к этому рассказу не первый раз по причине его необычности, и сейчас хочется разобрать его подробно. Отзыв содержит спойлеры, поэтому спрятан под кат. Вначале рассмотрим это произведение с точки зрения здравого смысла. Пусть «магия» здесь — символическое изображение некого обычного таланта. Отец главного героя, Маркос Лорм, во многом опережает своих односельчан, он знает, как построить кузницу, сделать водопровод и знаком со всеми хитростями земледелия. Его жена — способная травница, умеющая лечить людей. В наше время его назвали бы инженером, а её — биологом. Эта семья приносит счастье и благоденствие всей деревне. Что они получают взамен? Правильно, обвинение в колдовстве и преследование вплоть до смерти через сожжение. Здесь мы видим ярко выраженное влияние христианства — любого из его ответвлений, хотя о самом христианстве в рассказе нет ни слова, ни намёка. Весьма показательно, что единственная идеология, которая здесь упоминается — это магия, против которой яростно выступают все обыватели за малым исключением. О религиозных догмах и обрядах речи нет вообще. Этим автор показывает, что отнюдь не религия (какой бы отвратительной она ни была) делает человека моральным уродом — для этого он должен сам постараться. Ну и, конечно, родительское воспитание играет свою роль, всем детишкам в той неизвестной средневековой стране с рождения втолковывали: «Маги плохие. Их нужно бояться и ненавидеть». Маги, а точнее, те люди, которые знают чуть больше — слишком умны и потому опасны, значит, их нужно убить. На всякий случай, для порядка. Семью Лорма-старшего соседи ненавидели и проклинали, но такое отношение не мешало всем пользоваться плодами их труда. Тут удивляться нечему, ситуация типичная до банальности. Тысяча лет прошло, а воз и ныне там. Зависть, мелочность, злоба, стадный инстинкт в худших его проявлениях — отличительные качества вида хомо сапиенс, которые не меняются веками. Сейчас Лормов травили бы в интернете, и точно так же они жили бы под прицелом. Кто не верит, может почитать биографии гениальных изобретателей. Куда ушёл Маркос, если принять точку зрения, что магии не существует и в рассказе она является символом? Да куда угодно: в секту, в монастырь, уехал на остров, в конце концов, как Гоген, чтобы заниматься любимым делом. Просто ушёл, бросив семью. И дальше в силу вступает то, что психологи называют семейным сценарием. Сын обнаружил в себе тот же талант, что и у отца, и получил от людей ту же порцию ненависти. Эрик избрал другой путь, решив жить не для себя, а для других, но идти против семейного сценария — задача, скажем так, сложная. Он повторил судьбу Лорма-старшего, но из-за своего упрямства сопротивлялся судьбе до самого конца. Здесь есть интересный нюанс: в рассказе открыто не сказано, как погибли дети. 1 |
II
Показать полностью
У меня две версии: либо, как говорится в обсуждении, Лорм сам не заметил, как убил их в припадке безумия, вместе с остальными уничтожив своим магическим пламенем (или техническим изобретением), — либо детей убили добрые селяне. Пока Эрик расправлялся с одной половиной населения, другая обошла дом сзади и полила амбар, где прятались дети, бензином, или что у них там было под рукой в средние века. Ясно одно: Эрик не желал смерти своим близким, просто не сумел отбить их у целой деревни. Магов, которые никому не причинили зла, ненавидели простые люди, сжигающие заживо своих соседей. Маги показаны как страшные потусторонние существа, от которых хочется бежать без оглядки. Но в критической ситуации люди повели себя гораздо хуже, чем маги… Фантастическая составляющая на высоте. Описания парящих в воздухе неподвижных фигур в балахонах и самого города магов замечательны и сами по себе являются отдельным поводом, чтобы перечитывать эту работу снова и снова. Собственно, это всё, что относится к отзыву. Дальнейшие рассуждения полагается прятать под двойным катом. Если принять как факт, что магия всё-таки существует — пусть не в нашем мире, а в описанном здесь мире фэнтези, — и рассмотреть рассказ с другой колокольни, то мы также увидим стопроцентное попадание в цель. Магия — особый талант, данный немногим избранным и за который приходится дорого платить. Путь мага схож с путём монаха, он исключает семейную жизнь и так называемое светское общение, а ещё физически изменяет характеристики тела. Последнее в рассказе показано на примере Учителя, который внешне и на человека-то не похож. В коротком эпизоде, когда Эрик встретился со своим отцом в городе магов, мы видим любопытную деталь: магом-то Маркос так и не стал, и никогда не станет — ему это не дано, он всего лишь подражает холодным и бесстрастным существам в чёрных мантиях, пытаясь вести себя подобно им. В то время как Эрик, рождённый с этой способностью, всеми силами пытается отказаться от магии и прожить обычную жизнь. Маги не знают, как избавиться от Маркоса, вбившего себе в голову, что он тоже маг, а Маркос не знает, как объяснить своему упрямому сыну, что тот должен принять свою судьбу и остаться в городе. Тот, кому дано — не хочет, а тот, кому не дано — страстно желает. Разве в реальной жизни не так? Знание о потустороннем мире пугает, поэтому тот, кто служит этому знанию, будет изгоем в мире людей. Автору хорошо удалось изобразить чуждых нам существ, жутких, неведомых. Неизвестно, о чём думают маги, каковы их занятия. В них нет ничего человеческого, но они, тем не менее, очень притягательны, ибо знают очень много, что недоступно людям. Никакого зла Эрик от них не видел, наоборот — Учитель с помощью силы взгляда избавил его от боли, а до того спас в лесу его отца. Но на приглашение Учителя остаться реагирует предсказуемо, как и любой нормальный человек: гневно отказывается и убегает, чтобы сполна хлебнуть обычной жизни. Но мир магии всегда возьмёт своё… 1 |