↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
flamarina
29 ноября 2013
Aa Aa
О человеческой жестокости: правила и механизмы
Часть первая: Расчеловечивание

Был такой скандально известный проект: "Стенфордски тюремный эксперимент" за авторством Филиппа Зимбардо. Кто-то видел по этому поводу немецкий фильм Эксперимент, кому-то повезло меньше и они смотрели американский Эксперимент. Вторая волна и датский Эксперимент. Не суть. Важно, что эксперименты Зимбардо, Милгрема и, частично, Аша - впервые начали выявлять причины, по которым вроде бы нормальные люди и благополучные члены общества "внезапно" начинают быть гадами и садистами.
Существует несколько вполне конкретных механизмов, запускающих и поддерживающих жестокость. О них я и планирую писать несколько последующих постов.

"Расчеловечивание"
Почему человек в своём обычном, нормальном состоянии не убивает человека? Почему кто-то жалеет детей, кто-то собак, а кто-то бездомных хомячков?
Есть такая штука, как Эмпатия. Опуская психологические тонкости, можно сказать, что это умение представить, что чувствует другой человек. Человек, способный к эмпатии в отношении другого, действует в соответствии с критическим императивом Канта: "Не поступай с другим так, как не хотел бы, чтобы поступили с тобой". Хорошая схемка, не правда ли? Так откуда тогда взялись ритуальные убийства, война, концлагеря, пытки, бытовая жестокость? Основных причин две:
* Не все люди к себе хорошо относятся. Без шуток. Сложно найти управу на человека, который готов причинить вред любой степени тяжести себе самому. Поэтому меры борьбы с террористами-смертниками никогда не были и не будут простой задачей.
* Эмпатия ограничена теми людьми, с которыми человек [u]может себя идентифицировать[/u]. Чем больше степень сходства, чем больше информации - тем крепче эмпатия. Родного человека убить сложнее, чем чужого. Знакомого - чем незнакомого. Похожего - чем непохожего.
Это правило распространяется за пределы человеческого общества и касается даже животных. Многие спокойно употребляют мясо и носят мех/кожу - однако вряд ли адекватно отреагируют на предложение зажарить их любимую собаку/кошку. И вовсе не потому, что мясо последних не столь вкусно. Просто степень знакомства, а также степень приписываемой домашним животных антропоморфикации (схожести с человеком) - гораздо выше.
Эмпатия сигнализирует, что другой - ЖИВОЙ, что он смеётся, плачет, чувствует боль. И что это ВАЖНО. Это требует ЛИЧНОГО отношения.

Следствием из этого является то, что каждый раз, когда к человеку надо отнестись как к ОБЪЕКТУ, его расчеловечивают. Простейшие виды расчеловечивания:
1) униформа (тюремная роба и одежда официантов, школьная форма и больничная пижама...)
2) уничтожение или ограничение сигнальных признаков внешности. И здесь палитра очень широка: от довольно безобидного запрета на косметику у девочек и требования носить одинаковую, мешковатую, скрывающую фигуру одежду - до бритья головы, распространённого от армии до монастырей.
3) уничтожение имени. Радикальная форма: замена его на обозначение класса с сопутствующим номером: арестант № 125790, пациент № 3972347. Мягкая форма - обращение по классу + фамилия (то же класс, поскольку говорит только о принадлежности к роду, но ничего о самом человеке): прапорщик Иванов, студент Петров.

NB: национальные и расовые различия являются одной из "природных" форм расчеловечивания, т.к. глаз человека, привыкший опознавать и различать лица по одним признакам, не может перестроиться и продолжает считать, что "все китайцы на одно лицо".
Малой формой национального различия являются субкультуры, также делающие своих представителей в глазах чужаков "на одно лицо".

Где же пролегают границы эмпатии?
Почему один ратует за "мир во всём мире" и говорит, что "все люди - братья", а другой вечно косится на "этих, которые не такие"?
Внимание, ещё один термин: когнитивная сложность. В принципе, она отвечает за классифицирование вообще всего: вин определённого года, оттенков цвета, философских концепций. Если кратко - то это:
1) количество признаков, по которым делается вывод о сходстве/различии
+
2) степень глобальности этих признаков

пример маленькой когнитивной сложности первого типа: "Все готы - сатанисты"
совпадает несколько простых внешних признаков: тёмная одежда, интерес к теме крови, кое-какая "массонская" символика.
пример малеьной когнитивной сложности второго типа: "Млекопитающие - это покрытые шерстью существа на четырёх ногах"
опять несколько частных, поверхностных признаков, которые не включают некоторых представителей класса (китов? людей?). Эти признаки ничего не говорят о том, что на самом деле объединяет млекопитающих в класс - а именно способность вскармливать детёнышей молоком.

Когнитивная сложность обычно возрастает с уровнем образования и культуры. И уменьшается в состоянии стресса.
Чем она выше, тем шире границы эмпатии. И ниже склонность к жестокости. Если... - опять-таки, если не стресс и если признаки сходства не были устранены.

#Статьи #Размышления #технологии
29 ноября 2013
12 комментариев из 19
Довольно точно, но при условии, что вы хорошо знаете, кто все эти люди )))
Вот про "расчеловечивание" я и пишу свои фанфики...
И просто повторюсь: не нужно ставить себя на место человека, нужно ставить человека на его же место))
A.Meitin, очень многосмысленно получается. Так что не могу сказать, что поняла до конца. Хотя интуитивно понимаю, что есть масса людей, желания "брататься" с которыми не возникает.

Тоже переодически пишу про расчеловечивание, но только слегка - как-то на подробный анализ не хватает душевных сил. А особенно на погружение читателей в "атмосферу".
flamarina, видимо, я не жалею читателей. Поэтому мерзости в моем творчестве масса)) Только я не вывожу ее в истину объективную. Мерзость должна оставаться таковой.
Я о том, что некорректно ставить себя, таким какой ты есть, на место другого человека, который совершенно другая личность. Слишком неточным будет понимание ситуаций.
Ну я жалею себя, а не читателей ))) Когда хотела сочинять нечто мрачное - предпочитала писать стихи, причём ориентировалось в этом деле на асоциальных отморозков с протестом против всего и сразу....
Ну что было, то прошло, поэтому сейчас что-то про мерзости не пишется...

Конечно, некорректно, конечно неточно )) Но это то, чем человек постоянно занимается. Потому что на что ему ещё ориентироваться, как не на себя? Вон, люди, закачавшие в лицо ботокс, перестают воспринимать эмоции других. А почему? Потому что человек понимает эмоции через копирование. А если он/она не может также наморщить лоб, то и понять "зачем это" тоже не может ))
Меня спасает моя деперсонализация)) Если нет меня самой, то на кого равняться?))
Как вариант ;)
"некорректно ставить себя, таким какой ты есть, на место другого человека, который совершенно другая личность. Слишком неточным будет понимание ситуаций"

прям просится цитата про демократию, которая очень плохой политический строй, но лучший из тех, что пока существуют.

да, ставить себя на место другого - это способ, дающий очень приблизительное и чреватое ошибками представление. но он лучший из того, чем пока человечество располагает.
"Когнитивная сложность обычно возрастает с уровнем образования и культуры"

kinmy
"Впервые вижу, чтобы глупость называли когнитивной сложностью".

--
это называется: "смотрит в книгу, видит фигу".
stranger, ну так это и есть когнитивная простота, как она есть )))
ну или "почвенность и возвращение к корням", если кому-то так ближе
"Если кратко - то это:
1) количество признаков, по которым делается вывод о сходстве/различии
+
2) степень глобальности этих признаков"

"пример маленькой когнитивной сложности первого типа: "Все готы - сатанисты""

Это - пример глупости.

"Когнитивная сложность обычно возрастает с уровнем образования и культуры. И уменьшается в состоянии стресса."

А это никак не сочетается с предыдущим примером. Если когнитивная сложность маленькая - все готы = сатанисты. Если большая - все черноволосые = готы = сатанисты.
Значит и с уровнем образования и культуры(тут бы смысл слова - культура привести) глупость растет.

Очень логично? Как и вся псиолохия :)
А вот читать надо уметь... Для чего вам был дан второй пример?
Глобальный признак - существенный. А не большое количество признаков само по себе - ещё не гарантия.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть