Коллекции загружаются
Эффект зловещей долины против толерантности
или удивительные приключения почти-людей в фэнтези Теория как бы утверждает, что нечто (некто), выглядящее и ведущее себя почти как человек, но именно что "почти" - вызывает отчётливый приступ неприятия и безотчётного страха. Практика фантастики и фэнтези демонстрирует полчища самых разнообразных почти-людей, которые особых удивлений не вызывают. Вообще, из тех фантастов, что я читала/смотрела, пожалуй, только Сапковский в "Ведьмаке", да Дуглас Адамс в "Автостопом по галактике" и сделали акцент на этой вполне законной особенности человеческого сознания. Остальные либо сознательно игнорируют, либо вспоминают, чтобы тут же забыть, либо вообще не обращают на это внимания. Но тем не менее именно фантасты чаще всего вытаскивают на свет вопрос о том, с каких и до каких пор некое создание можно считать человеком и/или приравнивать к человеку. Как правило, в своих произведениях они поддерживают одну из трёх точек зрения: 1) Универсальное сознание В той или иной степени глобалистическая теория, основанная на твёрдом убеждении в том, что нет специфически человеческого или не-человеческого сознания. Есть просто сознание. Оно остаётся таким и в теле, и в цифровой матрице. Оно одинаково или изоморфно у человека и у пришельца. И неважно, как эти двое выглядят - сознание есть сознание. Впрочем, что такое это самое "сознание", сторонники подхода понимают по-разному: * "логики" считают, что мозг человека - биологический компьютер, а его эволюция - путь к уменьшению количества ошибок и увеличению - правильных ответов. То, что не описывается логикой (эмоции, интуиция, конфликтное поведение) - представляет собой ошибки, артефакты сознания, которые только доставляют проблемы и со временем постепенно отомрут и/или изменятся так, чтобы не противоречить логике. Одной из самых деструктивных эмоций они обычно считают страх - поэтому последовательно критикуют сам "эффект зловещей долины", как проявление мракобесия и ретроградства. Они верят в "отношения с компьютером". Как правило, в одном пакете с этой позицией идёт индивидуализм, атеизм и - важно! - ультралиберализм. В экономике их симпатии тяготеют к неоклассике. * "кантовцы". Эти ребята считают, что эмоции, морально-этические качества, альтруизм, нравственность, совесть и прочие штуки - неотделимая часть сознания. Более того, они носят ключевую роль для выживания. А будучи таким ключом к эволюции, они заново формируются в каждой сколько-нибудь развитой цивилизации во вселенной, вызывая эффект конвергенции (одинаковые способы приспособления у неродственных видов). Среди причин такого отношения чаще всего фигурируют два убеждения: - эмоции - высшая логическая инстанция, которая проводит быстрый и комплексный анализ ситуации и выдаёт результат, она более логична, чем сама формальная логика и представляет собой высшую ступень эволюции сознания. Отказаться от неё - значит, деградировать, а не развиться. Для придерживающихся этого мнения характерно представление о людях будущего (и высокоразвитых пришельцах), как о способных что-то делать посредством эмоций. Среди популярных вариантов - телепатия, "магия", гипноз, самотрансформация, специфические боевые искусства и т.п. - морально-этические принципы, альтруизм и чувство общности необходимы для выживания. В одиночестве человек погибает, в команде он достигает успеха. А поскольку объединённые усилия многих - это гораздо больше, чем простая сумма индивидуальных умений, то быть в команде выгодно для эволюции. В арсенале придерживающихся такого мнения часто фигурирует "коллективное сознание", "общее ментальное поле" и тому подобные штуки. Однако, в отличие от сторонников "теории заражения" (см. ниже), кантовцы выводят эту общность именно на уровень народа/племени/цивилизации, а не клана/семьи, как это делают зараженцы. Кантовцы - умеренные коллективисты, "допускают наличие высших сил" и симпатизируют кейнсианству. Однако в плане этики являются ярыми глобалистами - этически неприемлемое для них должно быть этически неприемлемым для всех. Этих людей очень пугают аборигены, поедающие умерших, эскимосы с их оригинальной пенсионной программой, ближний восток с гаремами и тому подобное. 2) Бытие определяет сознание Считают, что разница между людьми и не-людьми есть. У них разные представления о мире, разные способы общения, представления о допустимом и недопустимом... НО! В основе этой разницы лежит исключительно воспитание и привычка. То, что долго и успешно притворяется человеком, становится человеком. Здесь имеет значение внешний вид, определённые социальные возможности и ограничения... - и желание "интегрироваться". Но если вас считают человеком - вы человек. И напротив - если все вокруг в этом сомневаются - вы невольно перестаёте им быть. Сторонники данного подхода истово верят в самореализующееся пророчество (здесь самое время начать напевать дурным голосом: "если поросёнком вслух, с пелёнок, обзывают, баюшки-баю... Даже самый миленький ребёнок, вырастает в будущем в свинью!"). Веря в единство формы и содержания, а также плюсов и минусов, сторонники данного подхода также считают, что существо, сознательно избавившееся от части человеческих свойств - постепенно расчеловечивается и становится чем-то совсем другим. Мол, невозможно перестать... (нужное вписать. Чаще всего "быть смертным", "чувствовать боль", "испытывать эмоции", "уметь забывать") - и остаться человеком. Нет, состояние "человечности" продаётся только пакетом - или всё, или ничего. Итак, если вести себя как человек и стремиться стать человеком, то будь вы андроид, инопланетная хрень, эльф, оборотень, вампир, "антропоморфная персонификация", ожившая легенда, опасный шпион из расы разумных лиловых ящериц или ещё кто-то поэкзотичнее - вы человек. По гамбургскому счёту и по результату. С другой стороны, если вы уродились человеком, но потом решили, что в человеческой психике и физиологии слишком много лишнего - вы закончите тем, что человеком быть перестанете. Авторы этого типа частенько любят заявить устами кого-то из героев, что, мол, некто Х (не человек) оказался гораздо человечнее "настоящих" (т.е. биологических) людей. Собственно, бытие человеком для них неразделимо с понятием "человечности" и подаётся как сложная и необыкновенно прекрасная миссия, которая не каждому по плечу, но те, кто исполняет своё предназначение воистину достойны восхищения и представляют собой едва ли не чудо вселенной. 3) Теория заражения Эти забавные ребята не брезгуют чудесами вульгарной биологии и волновой генетики. Очеловечиваются здесь... гхм, контактными методами. Помните фильм человек-паук? А сказки про вампиров? А великий и ужасный бред под названием "Человек-муха"? Так вот, представьте себе - могучие представители третьего направления искренне считают, что наоборот это тоже работает. И что, плюнув в какое-нибудь ужасное зелье, герой может кардинально изменить его состав, добавив туда своей пресветлой ДНК. В тех случаях, когда обрезки ногтей и прочие душераздирающие образцы биоматериала как-то негламурно смотрятся, их ничтоже сумняшеся заменяют на "информационный отпечаток". Последний существует в двух основных видах - один передаётся каким-то типом электромагнитных волн и является наследником волновой генетики. Второй же представляет собой обычную магию: условно говоря - поцеловала колдунья доброго молодца - и яд её колдовской слюны превратил его в её покорного раба. И так пока не сделают детоксикацию. Ещё среди поклонников теории заражения популярно изменение очеловечивание чужаков через кровь, прикосновение, трансляцию электромагнитной активности мозга субъекта Х в мозг субъекта Y (WTF??), и много других замечательных способов. Если не брать как таковую разницу между человеческими и нечеловеческим, то сторонники подхода третьего типа обожают наследственные умения и редкие таланты, а также клановое построение общества, приправленное подспудным ощущением, что люди бессемейные (в особенности сироты) - лохи. То есть... очень хорошие люди, которым придётся очень сложно в жизни. Что характерно, будучи "биологически запрограммированными", эти самые умения, способности и даже привычки так и прут из персонажа, даже тогда (и особенно тогда!), когда он своих родителей и в глаза не видел. Вполне понятно, почему в следствие вышеизложенного, любые образцы биоматериала, части тела и даже предметы одежды тех или иных героев имеют такой же характер, как сами герои и способны на осмысленные действия и желания (!!), даже будучи отделёнными от тела (!!). Возненавидела ведьмочка соперницу, отрезала себе косу, сама - спать, а коса потихоньку сбегала (или сползала?), придушила соперницу - и обратно смоталась, где благополучно приросла к голове обратно. Идеальное преступление )) Разумные существа разных пород могут нормально общаться между собой, но взаимопонимание между ними до конца невозможно, потому что они РАЗНЫЕ ("it's not a problem. But it's a difference"). Поэтому в критический момент - например, при наличии не до конца взаимной романтической симпатии - без зловещего шприца/склянки с зельем не обойтись. Но так поступают только плохие ребята. Хорошие, скрепя сердце, сами пойдут на изменения. А если они невозможны, то, мысленно спев "дельфин и русалка не пара", с грустью усвистают в закат. #Статьи #Размышления #про_литературу #про_кино #про_фанфики 3 ноября 2015
8 |
А вы кто?
|
А четвёртого варианта нет? Когда, не смотря на все старания, недочеловек не может стать человеком? Или это я уже немного не туда ухожу? :/
|
А эскимосы на мороз. Свистун ты или нет.
|
Silwery Wind
Так это и есть радикальный третий вариант ))) |
ElenaBu
Эм... Ваша ж коса будет продолжать обладать вашим характером ))) Так что если вам влом готовить, так и ей тоже будет влом ;) Такие фишки годятся только чтобы: 1) послать часть себя туда, куда весь попасть не можешь 2) сделать два дела одновременно |
flamarina
Так мне не влом, мне бы вот как раз два дела одновременно. :) |
ElenaBu
тогда порядок )) |
Fluxius Secundus
Традиции моей школы психологии говорят, что второй тип. Что, в принципе, верно. Я не верю во врождённую совестливость, скорее понимаю человечность как систему обещаний самому себе, которые человек по каким-то причинам твёрдо решил выполнять, но в принципе мог бы этого и не делать... |
То есть к трансгуманизму вы относитесь плохо?
|
Fluxius Secundus
Не то, чтобы плохо, но... Я понимаю, что компоненты психики и физиологии человека слишком тесно связаны, как между собой, так и друг с другом. И попытка вытащить любую карту из основания карточного домика заканчивается падением карточного домика. Неминуемо. Слова о том, что негативные последствия вторжения в природу человека можно просчитать, минимизировать, устранить и т.п. - всего лишь слова, сказанные людьми, которые видят целостную картину проще, чем она есть на самом деле. Даже самое мелкое нововведение аукнется впоследствии самым странным образом. Причём "новый человек" даже не будет понимать, что с ним что-то не так, потому что это станет новой нормой. Да, я считаю, что многие психологические качества человека накрепко сцеплены со свойствами его биологической тушки, вмешательство в работу которой всегда сказывается. Уже сказывается, что можно проследить на последствиях приёма гормональных средств, антидепрессантов и прочего-прочего. |
И это плохо?
|
Fluxius Secundus
Что именно? Что связь есть, или что она может нарушиться? |
Что сказывается и будет сказываться еще больше.
|
Fluxius Secundus
Это как минимум непредсказуемо. Как максимум, грозит осложнениями. Опять же, не вполне понятно, какими именно. Плюс, большинство "усовершенствований" усиливают зависимость человека от техники и химии, увеличивая вероятность того, что, "если что-то пойдёт не так", то он мгновенно склеит ласты... ну или будет долго мучиться, а потом всё равно склеит ласты. |