↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Talitko
5 декабря 2016
Aa Aa
Всем привет, с вами #фикопанорама , сегодня у нас на повестке дня фанфик «Шкурка саламандры», автор #Заязочка. Этот обзор охватывает 1-2 главы.

Сразу скажу, у всех свой стиль ведения обзоров, поэтому не удивляйтесь, если периодически я буду переходить на общие рассуждения. Все-таки творчество мадам Зизи – своеобразный эталон, сборник почти всех возможных клише, штампов и ошибок в фанфиках по Гарри Поттеру. И да, я немного зануда)

Итак, краткий пересказ завязки. Северус Снейп умирает от укуса Нагайны, тут все стандартно – кровь из шеи, «Посмотри на меня», зеленые глаза Поттера, они же глаза Лили…и тут вдруг зеленые глаза превращаются в карие, Снейп успевает удивиться, но тут приходят объятия матери и вроде как он умирает. Смысл идеи в том, что Снейп возвращается в прошлое, в свое семилетнее тело, но все происходит не так, как он помнит. Северус полагает, что кто-то изменил ему в его первой жизни память и пытается разобраться, как все было.

В общем, стандартно для Заязочки – идея довольно любопытная, приятно разбавляющая стандартную завязку с хронофиками для Снейпа. Плюс бонусом идет также довольно интересный персонаж – девочка-саламандра.

Но, как это последнее время случается с автором, задумка хороша, но вот исполнение оставляет желать лучшего. На фанфиксе выложено на данный момент две главы, но я какое-то время читала на даяри, где-то до трети или половины, не знаю уж, насколько большой планируется фик. Следить перестала, потому что стало банально скучно. Если говорить об общем впечатлении, то могу выделить следующие моменты.

Несмотря на интерес заявки, в целом сюжет следует по банальной колее – явно нарисовывается дамбигад, хотя ЗЗ вроде и пыталась замутить интригу, но что к чему понятно сразу. Единственной загадкой пока что остается вопрос, что случилось в предыдущей жизни Снейпа. Язык Зизи и прежде был довольно лаконичным, но все же более-менее образным и живым, теперь же он еще больше, чем даже в предыдущих фиках, приобрел так называемый «телеграфный стиль». Но на этом я остановлюсь позже. И еще у меня создалось впечатление, что герои постоянно пьют чай, каждый второй раз обязательно с пирожными. Поэтому я буду вести общий счет, сколько раз за главу устраивается чаепитие.

Итак. Снейп умирает, ему видятся объятия с матерью, а дальше действие переносится в некий дом, из камина в котором выпадает саламандра, которая превращается в девочку. Мужчина, как мы потом узнаем, ее дедушка, ругает девочку, что та без спросу гуляет по каминам (запомним это), но та сообщает, что в одном из каминов видела, как «она у него кровь пьет». В общем, девочка опять перемещается через камин, а дедушка аппарирует за ней. Дальше происходит следующее, цитата большая, но так надо:

Мужчина напряженно смотрел в огонь. Вот тонкое кольцо на его пальце нагрелось, и он аппарировал.
Северус из последних сил прижимался к маме. Сознание снова уплывало, но ему было так хорошо. И вдруг что-то выдернуло его из таких теплых объятий и отбросило в сторону.
— Мама! — позвал он и открыл глаза.
И замер, в полном ужасе глядя на окровавленный рот Эйлин Принц. Северус ощутил, как по шее тонкой струйкой потекло что-то горячее. Родное материнское лицо исказилось. Кошмарное существо завизжало на высокой ноте, попыталось сбежать, но его надежно спеленали.
— Мерлин! Гадость какая! — проговорил незнакомый голос. — Это кто же додумался пустодомку к себе пустить? Зовите колдомедиков! Как там пацан? Эй, парень, ты как? Живой? Тебя как зовут?
— Северус Снейп, — на полном автомате ответил Северус. Помимо ужаса от осознания, что вместо матери на него напала жуткая кровопийца, он испытывал ужасный дискомфорт от того, что все люди в комнате казались ужасно большими. Это было неправильно.
В поле зрения появился высокий парень в хорошо знакомой мантии лимонного цвета. Колдомедик.
— Ничего не трогали? — спросил он. — Ранку сперва очистить нужно.
— Не трогали, — ответил… А, это аврор. — Что же, я не понимаю, что ли!
— Вот я и говорю, — затараторил кто-то еще, — дело-то странное! Я же просто выпил стаканчик у старины Тома. Ну и ошибся с аппарацией. А тут чары на доме. Стало интересно, кто живет здесь. И вдруг такое!
— Спасибо за помощь, мистер Керн, — кивнул аврор, — мальчишка-то маг. Только вот дом маггловский.


Такой большой отрывок я процитировала, так как он очень хорошо показывает сразу две проблемы этого фика. Дело в том, что хороший художественный текст создает в нашем мозгу объемную картинку, это необходимо, чтобы мы ориентировались внутри произведения. Должно быть чувство времени, пространства, визуальные – хотя бы – образы. А теперь смотрим, что здесь. Смотрите, как происходят события: Керн аппарирует, Северус уже теряет сознание, пустодумку от него отшвыривают, и он сразу же слышит голоса ТРЕХ людей, Керна, аврора и целителя. Возникает вопрос, кто и в какой последовательности появился? Если первым появился Керн, а потом вызвал аврора и целителя, то, получается, пока он их дожидался, он стоял и смотрел, как Северуса кусают? Ведь голоса ТРЕХ людей Снейп услышал сразу же после того, как его отодрали от темной твари. Если же предположить, что каким-то образом аврор появился на вызов, а Керн появился одновременно или чуть позже, то странным кажется его объяснение про ошибку с аппарацией. Нет, если бы он сказал, что аппарировал в дом, еще куда ни шло, но судя по словам «тут чары на доме. Стало интересно, кто живет здесь», он явно подразумевает, что аппарировал снаружи. И тут странно, почему страж закона резонно не поинтересуется, откуда у почтенного волшебника привычка вламываться в чужие дома. Чары тут, тоже мне, да у любого мага чары на доме. Мало ли, как дом выглядит. С целителем вообще не понятно – аврор его из кармана достал? Судя по диалогу времени вызывать его явно не было.

Другими словами, со временем тут творится сущая чехарда. Может, не каждый читатель задумается над несостыковками, но подсознательно это очень усложняет чтение, когда нет ощущения времени.

Второй косяк – диалоги. Этот отрывок хорош тем, что Снейп не сразу видит, кто разговаривает. И отчетливо видно, что убери малейшие комментарии героя – и вообще непонятно, кто говорит какую фразу. Потому что они говорят абсолютно стилистически одинаково. И так будет весь фик. Ладно, дальше.

— Да это не она, — начал объяснять целитель, — в женщину вселилась пустодомка, это она кровь пила. Вы что, любезный, не заметили, как жена изменилась? Ребенок ваш?


В этом фике много бытовых идиотов. Придурок, ты не видишь, что это магл. Откуда ему знать, что такое пустодомка и какие у нее симптомы? Ладно, Северуса забирают в Мунго.

— Все заживет, маленький! — медиковедьма ласково погладила его по голове. — Все будет хорошо! Шрамик на шее останется, да, но небольшой. Тут ничего не поделаешь, темная тварь кусала.
- в Мунго все такие? Утешила, блин. А если это был бы настоящий ребенок, а не взрослый в его теле? Ты, вообще-то, темной тварью его маму называешь. Ну подумаешь, мама умерла, давай семилетнему малышу об этом напомним…
Хотя, у Зизи вообще с психологией в целом, и с детской в особенности, беда.

— Привет, Северус, — сказал тот, — меня зовут Мармадьюк Керн. Раз уж так вышло, что я тебя нашел… Может быть, ты захочешь жить у нас? Дом у нас с женой небольшой, но места хватит, внучка будет тебе рада. Как ты на это смотришь?
Северус вздохнул. Как бы он на это ни смотрел, выбирать было не из чего. На улице он сейчас не выживет. Он знал множество заклинаний, мог сварить практически любое зелье, но тело было детским. Так что многое ему пока просто не по силам. А магический мир был очень суров. Сдохнуть в притонах Лютного не хотелось. Даже если эти Керны не самые приятные люди, то он и не такое видел, выживет. А потом, если что, можно будет и сбежать.


Ну ты, Северус, и нахал. Тоже характерная черта фиков Зизи – ее героям везет, как ненормальным (спасли, и сразу же нашелся добрый человек, решивший усыновить), а он так стойко ноет о суровости мира.

Северус достал из кармана сверток с вещами и волшебную палочку Эйлин.
— Сумеешь сам увеличить? — спросил Керн.
— Да, сэр.


Довольно палевно, Сев. Тебе семь лет. И тебе страшно повезло, что в этом фике все достаточно тупы, чтобы не удивиться твоим навыкам.

— Привет! — пугать малышку не хотелось. Он детей, конечно, не любил, но Мирабель ничего плохого ему не сделала, да и приходилась внучкой хозяевам дома.


Ой, твои ученики тебе тоже ничего плохого не делали, не притворяйся. Мог бы сразу со второй причины начинать. Хотяяя…ну да, Мэри Сью нельзя не любить, верно?

— Это я тебя нашла! — гордо проговорила девочка. — Увидела, как она пьет кровь. Ты думал, что мама, да?
Тактичная девочка. Даже для ее возраста.

— А как ты увидела? — это было интересно.
— Из камина, — бесхитростно пояснила Мирабель, — я люблю смотреть, как другие живут. Хотя дедушка и ругается
Этот момент тоже запомните.

— Сэр, — Северус на мгновение прикусил губу, — вы сказали, что варите зелья…
— Да, для мистера Малпеппера.

Керн, признайся, ты знаешь, что кто Сев на самом деле? Откуда семилетнему ребенку знать, кто это? А если знает, тебе не интересно, откуда? UPD: Добавлю, что это еще один пример небрежности автора, как в первой цитате. По логике, взрослому вообще нет смысла уточнять, для кого. Его спросили, варит ли он зелья. Логично было бы ответить ребенку: "Да, Северус, а тебя они интересуют?". Но автор надо дать информацию о скупщике герою, поэтому о логике она не задумывается.

Северус кивнул. Зелья и в новой жизни оставались чем-то привычным и родным. К тому же он не привык быть нахлебником.


Снейп, у тебя мозги до семи лет уменьшились? Обычно, когда по своему желанию берут в дом семилетнего ребенка, никто не ждет, что он будет отрабатывать. Ты так и так не будешь нахлебником. Ладно, спишем на проснувшуюся совесть.

Дальше Северус слышит, что миссис Керн боится, что Снейп приведет в дом беду, и вообще размышляет. Мол, чего Керны боятся. Тут же упоминается и возраст Мирабель – пять лет. А теперь вернемся к тому, что я просила запомнить. Итак, есть пятилетний ребенок с очень редким даром, даже не человек. Дедушка с бабушкой боятся, что об этом кто-то узнает. Запрещают ей перемещаться по каминам, вдруг увидят. Убрать камины из дома? Закрыть помещение с камином? Нет, зачем! Взять в дом постороннего ребенка, и даже не проконтролировать, чтобы малышка сразу же ему не разболтала все о тайне и даже показала? Нет, зачем, что вы. Зато потом будем показательно сокрушаться, как мы боимся, что кто-то узнает о нашей страшной тайне. Ну что за….кхм.

Северус помогает Керну в лаборатории:

Северус отлично знал, как много значит первый учитель. Зельевары практически всегда копировали манеру работы у своего Мастера. А мистер Керн работал так же, как и он. Но как такое могло быть?


Северус Снейп, да ты, никак, сознательно саботировал обучение зельеварения в Хоге? Ну, если знал, как много значит первый учитель? Не ожидала от тебя. Я-то думала, ты просто ненавидел преподавание, оттого и вел, как мог, а тут вот оно как…

— Отлично, Северус! — похвалил мистер Керн. — У тебя настоящий талант. Сможешь порезать корень аира? Нож надо держать так.

Нет, он точно знает про Сева все. Иначе почему так уверен, что семилетний ребенок знает, что такое корень аира? Может показаться, что я придираюсь по мелочам. Но таких мелочей много, и в результате текст получается неровным и неправдоподобным.

В общем, дальше до конца главы идут сопли о несчастной судьбе, пафосные речевки, наша грозная Летучая мышь, Пожиратель смерти и просто мамкин циник даже всплакнул почти.

В первых двух главах чай пили три раза. Пока ничего. В следующем обзоре посмотрим, что будет дальше.
5 декабря 2016
11 комментариев из 21
кукурузник
хм. возможно, я остановлюсь на этом в следующих частях. Не хотела перегружать первый обзор. Но если коротко - то я говорила, что ЗЗ вообще как-то смутно понимает детскую психологию. Мирабель не очень-то похожа на пятилетнюю девочку, она разговаривает и ведет себя как имитация ребенка, а не настоящий ребенок. Но что вы хотите от автора, который полагает, что только очень глупые и ленивые дети в 11 лет не начинают сразу же разбираться в интригах взрослых, изучать многотомные своды законов и так далее? По ее мнению, в 11 лет и то поздно, надо уже лет в семь знать программу первых двух курсов, разбираться в экономике, этикете, и всерьез задумываться о своем будущем месте в жизни.

Ну это мое мнение, конечно.
...и кстати о небрежности в диалогах.
Где там бета?
Помимо ужаса от осознания, что вместо матери на него напала жуткая кровопийца, он испытывал ужасный дискомфорт от того, что все люди в комнате казались ужасно большими.


"визжала на высокой ноте", "на полном автомате ответил" — это не литературный язык, это язык бложиков. Кстати, одна из причин того, почему ЗЗ так легко читать. Мозгу просто не за что зацепиться.
Я не светоч в плане маленьких детей ( я учитель географии и биологии по образованию, а не для младших классов и детсадов), но мне явно видно, что у нее странная фиксация на Снейпе ( она к нему липнет, но не ради игр, или других привычных детских дел), плюс она словно одновременно хочет общаться с детьми/людьми/зверьми, и в то же время ей будто на всех пофиг.

Старички тоже странные.По логике если они ее оберегают, то должны не только убрать все гипотетические возможности засветитьс, так еще и провести продолжительную воспитательную работу, на тему с кем и о чем можно говорить.Они же тащат в дом Снейпа ( ну ладно, добрые), не мешают ей общаться с ним, и явно не втолковали ей о чем и когда можно говорить.
Ну и камин бы можно было заложить.
кукурузник
ну о старичках я подробно написала. Ей вроде как надо иногда в камине плясать, для здоровья, но можно же просто комнату закрыть, и пускать плясать только под присмотром взрослых.

Насчет поведения - спасибо за мысли, надо будет их обдумать.

Насчет фиксации - хз, автор сама акцентирует на странности этого, вдруг объяснит потом.
Хм, мне иногда кажется, что у автора любовь к противопоставлению "магии государственной" ( которую учат в Хоге, и которой пользуются волшебники в основном) "магии природной и индивидуальной" (старуха-стекольщица,травница из "Дикки", теперь девочка-саламандра).
Причем магия Хога при этом либо отсталая, либо скудная, либо вовсе "тень настоящих чудес".

Нет, идея норм, все зависит от исполнения.
Вот, Заязочке пофиг на такие разборы, а тут бы и рада, чтоб пишущийся текст разбирали по косточкам (потому что иначе самой приходится через пару глав спохватываться: " А чего я тут написала?!" - а некому... ТС, идите ко мне...
:)))
кукурузник
насчет Мирабель - абсолютно картонный пятилетний ребенок. У меня дочь четырех с лишним лет, я знаю, о чем говорю =))
Akana
>если автору нечем занять персонажей, он их заставляет жрать по поводу и без

Насчет жратвы не соглашусь. У Макса Фрая она настолько органично и "вкусно" вписана в сюжеты основной серии про Ехо, что на голодный желудок читать было просто невозможно. И сюжету не мешало (а в деле с горбуном Итуло было даже основной завязкой, вот оно как!).
Вкусно писать - это надо уметь.
Садовая_Соня
если говорить о фэндоме ГП, то еда в кассу в "Если бы герои Поттерианы". Во-первых, там все описывается невероятно вкусно, убийца диеты, а не фик, во-вторых, сцену еды функциональны - они помогают создать теплую атмосферу приземленной, но красочной простой трудовой жизни, заботы взрослых о детях, домашнего уюта. Одно дело, когда, например, Нарцисса Малфой изящно держит маленькую чашечку кофе из дорого сервиса, манерно оттопырив пальчик, что подчеркивает ее происхождение и некоторый снобизм, когда описываются сдобные пироги Молли, чтобы застольем подчеркнуть шумную, но дружную атмосферу семейного застолья, совсем другое, как у Зизи - герой не знает что делать? Он выпил чаю. Надо соединить сцены? Выпить чаю. Потрахались герои? Идите пить чай (или водку). Победили Воландемората...то есть, Дамблдора, это же Зизи? Выпьем чаю!
Зеро 27
Talitko
Несмотря на Зи, я всё ещё люблю чай.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть