Коллекции загружаются
Этот ловкий момент, когда тебе не зашли "Гарри Поттер и Методы Рационального Мышления" Юдковского, но таки зашла его же "Девушка, испорченная Интернетом, и есть Призванный Герой?!"
#МРМ #читательское #ДИПГ 2 апреля 2017
3 |
StragaSevera
*представил, как его пра-пра-пра-пра-пра-дедушка сражается с пра-пра-пра-пра-прадедушкой за деревню* - Вас сюда не звали, гадёныш Вэлл! - Ваши земли теперь мои, презренный Зезирд! |
На всякий случай, поясню, что означают слова "кин-отбор" и "реципрокный альтруизм".
Показать полностью
Теория кин-отбора основывается на таком (не)тривиальном факте, что твои братья и сестры тоже несут твои гены - и причем столько же, сколько и твои дети, по 50% каждый. Поэтому, если жертвуя своей жизнью, можно спасти, например, двух детей - то это "генетическая ничья", а не "генетический проигрыш". А если спасти, например, брата, сестру и дочь - то это уже выигрыш в 150% при потере 100% генов, и поэтому гены, которые способствуют жертвованию собой за своих детей и братьев, будут распространяться. Точно то же самое происходит и с двоюродными братьями и внуками - они несут по 25% твоих генов, и выигрыш в спасении, скажем, кузена и двух братьев составляет 25% + 50% + 50% - 100% = 25%. Что это значит? Это значит, что мутации, способствующие изменениям в мозгу, которые повышают шанс, что человек будет спасать своих родственников, невзирая на опасность, будут распространяться в популяции. Но как же не-родственники? А тут включается второй механизм, "ты мне, я тебе", который называется "реципрокным альтруизмом". Грубо говоря, если ты сделал кому-то няшку, то можешь ожидать, что он тебе сделает няшку в ответ. Для этого, конечно, нужен большой мозг и хорошая память - чтобы помнить, кому ты помог, кто тебе помог, кто - неблагодарная скотина, а кто - твой друг. Разумеется, это очень сложная задача, и для ее упрощения эволюция придумала кучу помощников - например, чувство справедливости, которое помогает наказывать "плохих" людей и награждать "хороших", или совесть, которая помогает допускать меньше ошибок, делая людям гадости. Из этих двух явлений - кин-отбора и реципрокного альтруизма - строятся более сложные явления, вроде парохирального альтруизма - "любви ко своим и ненависти к чужим". А на основании парохирального альтруизма с использованием тех приспособлений, что помогали нам выживать в джунглях, образуются разнообразные современные системы морали, использующие древние нейронные приспособления вроде "любви", "совести", "справедливости" применительно к современности. Разумеется, не стоит забывать, что эти приспособления несовершенны - они помогали выживать в древности, но в них есть огромные баги - например, на основании парохирального альтруизма можно построить фашизм. Поэтому надо использовать их правильно - например, расширять "своих" из парохирального альтруизма на всех людей. Но это не означает, что эмоции вредны - они очень полезны, их просто нужно "подточить" под современные реалии =-) |
> Если отбросить различные подводные камни, то эта мораль крутая.
> Тебе хорошо, твоему соседу хорошо, собачке твоего соседа хорошо, и так далее. Факт. За это я люблю консеквенциализм как моральную систему ^_^ http://lesswrong.ru/w/%D0%A7%D0%B0%D0%92%D0%BE_%D0%BE_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%B5%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5 > - Вас сюда не звали, гадёныш Вэлл! > - Ваши земли теперь мои, презренный Зезирд! Каноон! =-)) |
StragaSevera
Спасибо за ссылку. |
Мордукаша Истеричный Носочек
Показать полностью
Если ему стремно, значит, он ждет возмездия - не от шамана, так от Великого Волка... Но это страх, а не голос совести. Просто от шамана знаешь примерно, чего ждать, а от Волка - нет, ибо у того возможности теоретически в разы шире, поэтому в случае с ним провинившемуся грешнику намного страшнее))) В отличие от совести, которая есть краеугольный камень личности (потому что создается не самим человеком, а вложена в него изначально), мораль - полезная, но очень непрочная, слишком перегруженная запретами разной степени полезности и до смешного быстро меняющаяся система убеждений. В викторианскую эпоху в Англии, к примеру, считалось неприличным ставить на полке в тесном соседстве книги авторов-мужчин и авторов-женщин так, чтобы они соприкасались друг с другом. А сейчас за такую идею сочтут ненормальным... Видите, как поменялась мораль? StragaSevera Можете называть меня иррационалистом, если вам угодно)) Не вижу в этом ничего оскорбительного. Я ведь вам, в принципе, и не обещала продуктивность дискуссии - более того, даже не порывалась в нее вступать. Насчет "грабить и трахать". Если не верите, что человеку это свойственно искони - посмотрите внимательнее на окружающую действительность. Это ведь имеет бесчисленное число проявлений. Не обязательно устраивать гарем из полонянок - можно просто склонять к услугам такого рода собственных женщин-подчиненных. Необязательно выходить на проезжую дорогу с топором - можно просто вынудить кого-то потратить последние гроши на взятку за какой-то нужный документ. Смысл не меняется. Меняются только условия жизни. Но и говорить, что человеку свойственны только такие низменные устремления, было бы глупо. Люди стремятся к прекрасному, имеют светлые мечты, стараются улучшить жизнь не только для себя, но и для других. Все это тоже есть. Потому что есть та самая "внутренняя таможня" в душе. Кто-то следует ее запретам, кто-то нет... Меня совершенно не впечатляет идея с обезьяно-человеками, внезапно (или пусть даже постепенно) осознавшими всю полезность взаимовыручки и стремления к общественному благу. Ведь простые обезьяны (не человеки)), да и не только обезьяны, тоже не чужды таких устремлений - могут и помочь покалеченному собрату, и спасти беспомощного детеныша (чужого!), и сообразить вместе поохотиться, понимая, что трофеев при этом будет больше, чем если каждый поохотится один, а потом все скинутся из добытого... Но людьми они от этого не становятся. Насчет идеи кин-отбора и реципрокного альтруизма. Что тут сказать... Просто удивительно, сколько всего может понапридумывать человек, лишь бы только не признаваться в том, что есть нечто над ним, нечто, что выше его... И есть оно в нем самом. Слабое место теории кин-отбора - в том, что если бы жертвенность была бы мутацией, то она давно уже охватила бы весь мир, и на всем нашем шарике наступило бы бесповоротное благоденствие. Но этого не происходит. Потому что каждый человек сам решает вопрос с искрой внутри него - видеть ее или не видеть? И наследственность тут не при чем. Знаете, вчера при взрыве в метро погибла чудесная художница-кукольница Ирина Медянцева... Она прикрыла собою от взрыва дочь. Те, кто грудью заслоняют своих родных от смертельной опасности, вряд ли задумываются при этом о статистике генов. Их понуждает к этому та самая искра внутри, которую кому-то удобно считать итогом мутации. P.S. В общем, ребятки, давайте-ка завершим эту дискуссию... Все равно ведь не убедим друг друга. Да и незачем. Пусть каждый, как и прежде, идет своим путем. |
Вы так и не ответили на мой вопрос, откуда берётся эта совесть, кстати. =/
|
Мордукаша Истеричный Носочек
Я уже говорила, что у меня нет точного ответа на этот вопрос. Но я разделяю точку зрения тех, кто считает, что совестью нас кто-то снабжает при рождении. Кто-то свыше. А дальше уже личное дело каждого - видеть это искру внутри себя или отворачиваться от нее. |
Наиля Баннаева
Стоп-стоп-стоп. Вы не знаете ответа на этот вопрос, но при этом поддерживаете идею о врождённости совести по умолчанию. Вам не кажется, что тут кроется некая логическая ошибка? |
Мордукаша Истеричный Носочек
Логическая ошибка может быть, если ответ на задачу известен точно. А тут ответа никто не может знать точно. Ни те, что думают, как я, ни те, что думают иначе. Я ориентируюсь на интуицию, на то, что говорит душа. И сверяю полученные ощущения с реальностью. Сходится. Как мне кажется. Те, другие, ориентируются на логику. И у них тоже сходится. Как им кажется. Но так как рассудить нас некому, то и спорить смысла нет. Поэтому еще раз предлагаю закруглить нашу дискуссию. |
Сенектутем
Я не вижу никакой причины в данном случае называть чушь чем-то, кроме чуши. Я и так очень вежливый человек, как ты знаешь, но всему есть пределы. |
StragaSevera
> не вижу никакой причины в данном случае называть чушь чем-то, кроме чуши Кажется, это романтическое рассуждение. Всё зависит от требуемого результата же. |
Сенектутем
Если для вас принцип называния кошки кошкой - романтический, то я согласен быть романтиком ;-) |
StragaSevera
Очевидно, это тоже зависит от целей. Странно называть кошку кошкой при японце. И при русском, который страдает фобией шипящих звуков, тоже. |
Сенектутем
Норм передергивание. |
StragaSevera
Не передергивание, я искренен. |
Сенектутем
Ложная дихтомия. |
StragaSevera
Передергивание -- намеренное искажение логических переходов, мне казалось. |
Сенектутем
Мне казалось иначе. |