Коллекции загружаются
#книги
#мастер_класс_от_профи В продолжение предыдущего поста о средствах изобразительности и выразительности. Виктор Астафьев. "Прокляты и убиты". Первые абзацы первой главы: Поезд мерзло хрустнул, сжался, взвизгнул и, как бы изнемогши в долгом непрерывном беге, скрипя, постреливая, начал распускаться всем тяжелым железом. Под колесами щелкала мерзлая галька, на рельсы оседала белая пыль, на всем железе и на вагонах, до самых окон, налип серый, зябкий бус, и весь поезд, словно бы из запредельных далей прибывший, съежился от усталости и стужи. Вокруг поезда, спереди и сзади, тоже зябко. Недвижным туманом окутано было пространство, в котором остановился поезд. Небо и земля едва угадывались. Их смешало и соединило стылым мороком. На всем, на всем, что было и не было вокруг, царило беспросветное отчуждение, неземная пустынность, в которой царапалась слабеющей лапой, источившимся когтем неведомая, дух испускающая тварь, да резко пронзало оцепенелую мглу краткими щелчками и старческим хрустом, похожим на остатный чахоточный кашель, переходящий в чуть слышный шелест отлетающей души. Так мог звучать зимний, морозом скованный лес, дышащий в себе, боящийся лишнего, неосторожного движения, глубокого вдоха и выдоха, от которого может разорваться древесная плоть до самой сердцевины. Ветви, хвоя, зеленые лапки, от холода острые, хрупкие, сами собой отмирая, падали и падали, засоряли лесной снег, по пути цепляясь за все встречные родные ветви, превращались в никому не нужный хлам, в деревянное крошево, годное лишь на строительство муравейников и гнезд тяжелым, черным птицам. Но лес нигде не проглядывался, не проступал, лишь угадывался в том месте, где морозная наволочь была особенно густа, особенно непроглядна. Оттуда накатывала едва ощутимая волна, покойное дыхание настойчивой жизни, несогласие с омертвелым покоем, сковавшим Божий мир. Оттуда, именно оттуда, где угадывался лес и что-то еще там дышало, из серого пространства, слышался словно бы на исходном дыхании испускаемый вой. Он ширился, нарастал, заполнял собою отдаленную землю, скрытое небо, все явственней обозначаясь пронзающей сердце мелодией. Из туманного мира, с небес, не иначе, тот отдаленно звучавший вой едва проникал в душные, сыро парящие вагоны, но галдевшие, похохатывающие, храпящие, поющие новобранцы постепенно стихали, вслушивались во все нарастающий звук, неумолимо надвигающийся непрерывный звук. Не стану скрывать, Астафьев - один из моих любимых писателей. И это очень характерный для него отрывок. И здесь есть лес :) Причем он назван абстрактно - "лес". Тем не менее, у читателя не остается сомнений, что это лес зимний, хвойный и очень густой. Почему? Потому что "хвоя, зеленые лапки" падая, задевают соседние ветви, то есть деревья растут близко друг к другу, как и бывает в чаще. Заметьте, в описании нет статики, с первой же фразы картина разворачивается непосредственно в момент нашего присутствия: вот остановился поезд, вот наступила тишина, из которой постепенно начали проявляться звуки. Описание природы вплетается ненавязчиво и оно постоянно перекликается с состоянием человека, дополняя и завершая картину: мороз, мгла и промерзший вагон поезда, остановившийся неизвестно где. Вот такой текст я и называю художественным. И, кстати, богатый образный язык отнюдь не мешает солдату Астафьеву описывать совершенно жуткие сцены форсирования Днепра и затяжных боев на его берегах. 28 августа 2017
4 |
Akana
Нет, это просто разное восприятие как минимум текста. Сие не значит, что я быдло, а вы нет. Но как скажете, не хотите как хотите, я от вас отпишусь, делов-то. |
Altra Realta
Суть в том, что каждый писатель играет в свою игру с текстом - мечты, эмоции, персонажи, мир, детали; и не всякая игра - твоя. 1 |
Заяц
Но ТС этого не понимает, вероятно. |
Altra Realta
А вот на личности я переходить не хочу. Тем более, становиться между мантикорой и колдуньей. 1 |