Коллекции загружаются
#размышлизмы #гпшное
Я пытался найти обсуждение этого вопроса поиском по блогам по словам "нерушимый обет" и "магический контракт", но не преуспел. Прежде всего, хочу предупредить, что я интересуюсь с точки зрения построения хедканона. Понятное дело, что в самом семикнижии это освещено не особо. (наверно, я ведь не читал:) Вопрос технического характера. Как обрабатываются контракты? Некто должен сначала воспринять сами слова клятвы - в разуме клянущегося волшебника, в звуке сказанных слов, в линиях чернил на бумаге. Потом понять смысл написанного (а что, если там написана ахинея?* как тогда?), потом воспринимать действия волшебника, понимать их смысл и сверять со смыслом контракта. Очень похоже на задачку (смысловой анализ текстов, смысловой анализ ситуации) для сильного ИИ. * Например: Группа состоит из следующих людей: я(фио), другое_фио Обязуюсь раз в месяц стричь только тех людей из вышеуказанной группы, что не стригут себя сами. Ок, с логическим анализом, допустим, всё понятно: логически невозможные вещи пусть игнорируются (хотя это значит, что анализ таки происходит). Как на счёт просто неосмысленных наборов слов? Что, если я выдумаю язык, на котором некоторая невинная фраза на английском будет обозначать взятие на себя каких-то особых обязательств, и другой человек произнесёт её, не зная об этом во время клятвы? Значит, кто-то должен понимать_что_имелось_в_виду тем, кто говорит? Разумные сущности, что понимают любой язык и даже больше (залазя в голову любому магу и разбираясь с его мышлением), имеющие возможность следить за исполнением: подглядеть везде и всюду, понимать смысл действий других людей, и выносить решение о соответствии смыслу слов контракта... Это всё очень пахнет разумом или тем, что не имеет смысла называть иначе, как разумом. Но есть проблема. Я очень не люблю разумную магию, особенно в гп. Либо надо нафиг ломать механику контрактов и говорить, что они не такие крутые и действуют совсем не так (тогда как?). Типа обязующие стороны сами смотрят за исполнением, но тогда легко сделать такой финт: попросить мага под империусом леглиментить себя на предмет свежезаключенных контрактов и удалять память о них. Нет памяти - никто не может следить за исполнением. Ок, допустим память о контракте нельзя удалить или отлеглиментить. Тогда почему нельзя тогда закрыть всю свою память контрактами? Почему нельзя самообманом избавиться от контракта? Опять же, какой смысл в азкабане, когда есть такой способ подписать волшебника на "я больше так не буду". Может, такого способа и нет? Короче, если за исполнением следит сам разум клявшегося, то какой в этом смысл, если клявшийся может со своим разумом сделать что угодно? Или сделать может третий человек, которого ты заимперил на нужные действия а потом выборочно самозаобливиэйтил себя об этом. Или, если контракт не настолько параноидальный, чтобы запрещать попытки избавиться от себя (ведь в общем случае это может понадобиться для исполнения самого контракта, который (пусть) не должен себе противоречить), то просто выковырять его из себя ментальными методами у специалиста сразу после заключения. Но что точно - нельзя другого человека заочно подписать на контракт, потому что тот должен сам себя добровольно "проклясть", если мы придерживаемся модели "надсмотрщик - сам клявшийся". Поэтому в 4 книге ГП какая-то фигня. Ещё есть ноосферные варианты, вроде консенсуса из мира тьмы. Типа ноосфера может интерпретировать всё, но не имеет воли (или, по крайней мере, она направлена на что-то до чуждости непонятное человеческому разуму). При этом надо прорабатывать, почему ноосферу можно подрядить на интерпретацию текста, на слежение за любым разумным, на интерпретацию действий разумного, на сверяние интерпретации действий с интерпретацией текста клятвы и, наконец, на убийство - но только всё сразу, не по отдельности. Называю этот вариант "ИИ на побегушках", типа древние ограничили функции и волю. Короче, всё сложно:( Механику контракта нужно прорабатывать. Я бы вообще выкинул из канона обеты и контракты (а магические контракты - это случаем не фанон?). Оставил бы им такую функцию: регистрировать выполнение (а не невыполнение) определённых работ, чтобы можно было подтвержать что-то кому-то. Т.е. просто как неподделываемая [электронная] подпись под некоторым текстом (не обязательно на бумаге, можно и в ноосфере). Тогда и азкабан нужен, потому что принуждать волшебников остаётся, как и в реальном мире, только силой. Нерушимый обет тогда - ну, редкая штука, так как по сути даёт в руки чужому человеку кнопку с выключателем твоей жизни - тот может нажать её и просто так, не обязательно из-за контракта (помню, что иначе понадобилась бы полностью разумная следилка). Ну и просто левый чел может заимперить и приказать нажать. Резюмирую, для ясности, варианты, что пришли мне в голову: 1) Разумная магия ("сильный ИИ") 2) Ограниченное пользование ИИ-подобными механизмами, например ноосферы ("псевдосильный ИИ") 3) Самопроклятия 4) Контрактов и обетов вообще нет в наивном канонном понимании. ("Всё не так!") Список можно и нужно дополнять. P.S. А, ну и конечно 5) "концептуальная реальность", в которой нередуцируемыми сущностями являются человеческие (а потому очень антропоцентричные и оттого довольно неуниверсальные) идеи. Самый жестокий и страшный класс сеттингов. А ещё довольно бессмысленный, потому что подлежащие механизмы находятся в руках только автора и персонажи внутри вселенной - как участники эксперимента с китайской комнатой. 19 июня 2018
3 |
Раз уж ты любишь некропостинг, то...
Mikie "В каноне ГП нужно было вернуться на то же место, откуда начал" Скорее всего, это нужно лишь для того, чтобы тебя не спалили, особенно в той единственной ситуации в семикнижии, когда использовали маховик. |
Я тоже склоняюсь к этому, упомянул, потому что соблюдение такой "меры предосторожности" показалось ироничным на фоне всего остального.
|
Само определение ситуаций, кроме самых простых, требует ИИ.
|
Ну так критерии определения задаются человеком.
|
Комменты не читал.
Показать полностью
С контрактами всё просто. Это, по сути, встроенные в материальные носители проклятия. Условия срабатывания проклятия задаёт только и исключительно автор проклятия - то есть создатель контракта. От контрактника (жертвы проклятия) требуется только подпись. Ему не обязательно ни соглашаться с условиями, ни понимать их. Гермиона составила магический контракт, но никому не сказала об этом - просто высказалась в обтекаемой форме "если вы вписываете своё имя в список АД, вы обязуетесь никому не рассказывать об этой организации". Всё. Подписавшиеся даже не знали, что это контракт, не знали точных условий его выполнения и невыполнения, однако магия всё равно сработала. С Гарри и Кубком Огня ещё круче. В этом случае носителем некоего неназванного в тексте книги проклятия был Кубок, а не пергамент. Гарри не знал условий контракта, не заключал его лично, был против него - но всё это не помогло. Его имя кинули в Кубок, и этого оказалось достаточно. Как именно магия контракта (т.е. проклятие) отслеживает исполнение условий? Концептуально. В ГП полно концептуального волшебства (Феликс, вредноскоп, чары ненахождения, Фиделиус, Табу, etc), и магические контракты - одно из них. Создатель контракта вложил в него в качестве условия идею, концепцию. Магия её выполнила. Т.о. магический контракт мало чем отличается от классического фэнтезийного проклятия. Для классического проклятия часто требуется связь с объектом наложения этого проклятия - его плоть, кровь, волос, добровольно названное имя, прикосновение, иногда хватает просто прямого взгляда (об этом говорила Гермиона в 1 книге при обсуждении случая с проклинанием мётлы Гарри; да и для боевых проклятий типа Круцио достаточно просто видеть цель). В случае проклятия-контракта для формирования связи достаточно собственноручно написанного жертвой имени. С Непреложным Обетом несколько сложнее. Если в случае с магическим контрактом носителем проклятия являлся непосредственно предмет, выступающий в качестве материального выражения контракта (пергамент, Кубок, etc), то при сотворении Обета проклятие накладывается сразу на человека. Жертва добровольно принимает на себя проклятие, произнеся положенные слова и не сопротивляясь чужой магии, подставляя под неё свою руку. Это более сложная система, потому что проклятие накладывает Связующий, а условия проклятия одновременно с наложением задаёт Требующий Клятвы, держа за руку Клятводателя. Он спрашивает "клянёшься ли ты сделать то-то и то-то", задавая условие, а Клятводатель отвечает "клянусь", добровольно принимая на себя проклятие со всеми заданными условиями. Тут тоже ничего от понимания и интерпретаций Клятводателя на зависит, какие условия задал Требующий Клятвы, те и сработают. Из понимания того, что клятвы и контракты суть проклятия, следует также их слабость, и в целом объяснение того, почему в магическом мире ещё не произошёл клятвоапокалипсис с поколениями наследуемыми вассалами / рабами, с обязательными клятвами не нарушать законы от каждого гражданина по совершеннолетию, с Темными Лордами, которых невозможно придать и т.д. и т.п. Маги умеют работать с проклятими. Умеют от них защищаться, снимать их, перенаправлять, разрушать. Есть даже профессия Разрушителя Проклятий. Если ты собираешься нарушить магический контракт, то можешь заранее озаботиться защитой от проклятия. Когда условие будет нарушено, и материальный якорь контракта (например, Кубок Огня) активирует по тебе проклятие, защита вполне может его отбить. Или ослабить. Или не справиться и пропустить проклятие. В зависимости от того, кто лучше в своём деле, малефик или защитник. И от того, насколько мощный артефакт выступает в качестве якоря (легендарный Кубок гораздо круче обычного пергамента). И от того, насколько изощренное и сложное проклятие было использовано (гермионины прыщи или иссушение плоти Волдеморта). И от того, насколько правильно предугадал (или выяснил заранее) проклятие защитник. И от времени года, фазы луны, времени суток, астрономических событий, места нахождения жертвы, etc, etc. С Нерушимым Обетом сложнее. Проклятие уже лежит на человеке, ему достаточно активироваться. Если ты собрался нарушить Обет, защититься не сможешь. Но сможешь перекинуть часть или все негативные последствия на другого мага-жертву, если заранее грамотно проведёшь ритуал жертвоприношения. Зависит, опять же, от многих факторов. Если к нарушению условий подготовиться не удалось и ты словил проклятие, но не умер немедленно, шансы все ещё есть. Иди к Разрушителю Проклятий, пусть он снимет. Если проклятие слишком крутое, а мастерства Разрушителя не хватает, можно попытаться заморозить проклятие, как Снейп для Дамблдора. Или преревести негативные эффекты на жертву. Или купировать эти эффекты - тебе в помощь слезы феникса и прочие ультимативные микстурки, уникальные артефакты вплоть до Философского Камня и вообще все, что ты сможешь придумать, раздобыть и намагичить. Кто-то и на крестраж может решиться. В общем, нарушенная клятва - не приговор. Звучит как рекламный слоган) 1 |