↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
nordwind
12 января 2019
Aa Aa
#картинки_в_блогах #времена_года

Питер Брейгель Старший «Мужицкий» (1525-1569), положивший начало целой династии Брейгелей в живописи. «Охотники на снегу. Зима» - самая знаменитая работа из его серии, посвященной временам года.

Картина необычайно многолюдна и пестра: люди собирают хворост, тушат пожар, коптят свиную тушу, катаются на коньках, играют в некую древнюю версию «хоккея с мячом»… Она написана в подчеркнуто наивной «детской» манере (детали на любом расстоянии одинаково отчетливы и дробны), но белый снежный покров как бы соединяет всё в одно целое. Нет противопоставления между близким, обжитым ландшафтом и дальним планом. Даже не сразу замечаешь, что «реалистическая» выписанность пейзажа обманчива: плоские голландские равнины неожиданно переходят на горизонте в совершенно невозможную в этих краях горную альпийскую гряду (у подножия которой вообще примостился готический немецкий замок).
Если существуют картины, обладающие магией, то это одна из них. Не случайно именно ее выбирает для своего путешествия в прошлое герой истории, хорошо знакомой ГП-фандому:
…много снега, замерзшая гладь озера, а на ней множество мелких черных фигурок. Последние лет четыреста они беззаботно ловят рыбу, высверливая дыры во льду, катаются на коньках. И голые стволы зимних деревьев подпирают блеклое небо на переднем плане, а под ними — три согбенные фигуры, охотники без добычи, и их свита — стая понурых тощих собак. Кирпичные домики с укрытыми снегом крышами — словно платки накинули. А вдали — заснеженные горы и церковь.
Огонь… люди, что сгрудились у входа в красный кирпичный домик с краю картины, развели костер — мне кажется, я уже могу различить их голоса и ощущаю тепло. И длиннохвостая птица, тревожным росчерком пересекающая небо, приходит в движение. Я не слышу шума ветра в кронах, но снег все явственнее скрипит под ногами возвращающихся охотников. И шорох санных полозьев по льду.
Пространство картины все ближе, оно словно надвигается, сминая раму, разрастается на глазах, и в то же время фигуры, изображенные на ней, отдаляются, я делаю шаг вперед, еще один, еще — вид на деревню и замерзшее озеро отчего-то загораживают кусты. И голоса… я их больше не слышу, я очень далеко, проваливаюсь в сугроб чуть ли не по колено и уже не могу подняться…
Квест

Кстати, эффект стирания границы между картиной и наблюдателем известен психологам под названием «синдром Стендаля» (по имени впервые его описавшего знаменитого автора). Так же называется и фильм Д.Ардженто в жанре джалло (1996).

И кинематограф многим обязан «Охотникам на снегу». Картина показана в одном из эпизодов «Меланхолии» Л. фон Триера (2011); обыграна в анимационном фильме «Пишто уезжает» (С.Кендель, 2011). Она же повлияла на выбор названия фильма «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» (2014), вдохновив его создателей.
Огромное впечатление «Охотники…» произвели на А.Тарковского. Космическая вместимость пейзажа, увиденного как бы с некой высоко поднятой над землей точки (небывало раздвинутый горизонт!) побудила режиссера использовать его в «Солярисе». По этой картине Хари знакомится с Землей, погружаясь в метафизический сон человека о своем планетарном Доме: в ее лице Солярис – инопланетный разум – и человек пытаются понять друг друга. Один из главных по смыслу монологов фильма произносится именно на фоне «Охотников…»:
- Мы вовсе не хотим завоевывать Космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров, нам нужно Зеркало.


И в другом фильме Тарковского - «Зеркало» - картина тоже появляется, уже в качестве визуальной основы эпизода, связанного с воспоминаниями героя. Зеркало – это память о прошлом. Сравните картину – и этот кадр из фильма:

Пытаясь объяснить эффект волшебного воздействия «Охотников на снегу» на зрителя, современный исследователь (Н.Н.Александров) отмечает, что она написана на исходе нидерландского средневековья, в момент перехода: уже нет угнетающе полного растворения человека в «Мы», еще нет безобразного выпячивания «Я». Есть равновесие, которым пронизан этот пейзаж:
Потому что всякая вещь или явление полноценно выражает себя именно в середине процесса своего бытия. Если брать человечество в целом и рассматривать его историю, серединой и будет момент, когда жили Босх, Брейгель и Бах. Именно в позднем средневековье происходит действие большинства волшебных сказок. Может, потому мы так и относимся к позднему средневековью, с некоторой долей привитой нам детской любви и веры в эту сказку. И нас на самом деле совершенно не интересует, как оно было «на самом деле».
12 января 2019
1 комментарий
О_О
Любимейший Питер Брейгель!)
ПОИСК
ФАНФИКОВ







LiveInternet: показано число посетителей за сегодня

Закрыть
Закрыть
Закрыть