Коллекции загружаются
#прямая_речь
#бетское #филологическое #inQuest За правилами оформления прямой речи #фанфикс отсылает на Грамоту. Но вот какая штука: там в Справке описаны не все варианты, причем отсутствуют именно самые заковыристые, те, которые особенно нужны в нелегком труде писателей и бет. Очень часто в художественном тексте слова автора вклиниваются в речь персонажа, разрывая реплики. В этом посте собраны, пожалуй, все возможные варианты типографики, когда слова автора стоят внутри прямой речи (при диалогическом, не кавычечном оформлении). Коллег прошу метать конструктивные тапки. — П, — а. — П. — Заходи, — кивнула она. — Присаживайся.Слова автора относятся только к первой части прямой речи. /Она сказала "Заходи", одновременно с этим кивая. Потом она сказала "Присаживайся"./ — П. — А: — П. — Заходи. — Она кивнула на кресло: — Присаживайся.Слова автора относятся только к второй части высказывания. /Она сказала "Заходи". Потом она кивнула, говоря: "Присаживайся"./ — П, — а, — п. — Заходи, — кивнула она, — и присаживайся.Слова автора относятся к обеим частям прямой речи, разрывают собой цельную фразу персонажа. /Она сказала "Заходи", одновременно кивая и продолжая фразу без паузы./ И это единственный случай, когда _после_ слов автора можно воткнуть запятую (да, только при наличии запятой _перед_ ними; ну разве что многоточие еще может быть: — Если уж зашел... — кивнула она, — то присаживайся.). — П, — а_а: — П. — Заходи, — кивнула она и добавила: — Присаживайся.Слова автора распадаются на две части, первая комментирует начало прямой речи, а другая относится к второй части высказывания. В такой конструкции в словах автора два глагола. Вариант: — П, — а. А: — П. — Заходи, — кивнула она. Помедлив, добавила: — Присаживайся.— П. — А. — П. — Заходи. — Она кивнула. — Присаживайся.Автор описывает последовательность речь-действие-речь: /Она сказала "Заходи". Потом кивнула. Потом сказала "Присаживайся"./ Вариант: — Заходи. — Дверь за мной закрылась. — Присаживайся. Слова автора относятся не к говорящему. /Она говорит, и в это время хлопает дверь./ Этот последний вариант с точки зрения строгой стилистики должен биться на три абзаца. Но в современной типографике оформление в строку вполне себе живет: это удобно для того, чтобы реплики в диалоге не перепутывались, и для создания эффекта единства ситуации. Такие ремарки "не о говорящем" допустимы лишь если они очень, очень короткие, вроде тех, что бывают в текстах пьес (чуть подробнее об этом здесь: https://fanfics.me/message382157). __________________ Ах да. Если первую часть высказывания нужно закончить вопросом, восклицанием или многоточием, то работают все те же самые закономерности. 1. Если вы ставите ? или ! или ... вместо запятой — то после тире слова автора с маленькой буквы. — П? — а. — П. — Зайдешь? — спросила она. — Ну, проходи.— П? — а. А: — П. — Зайдешь? — спросила она. И на мой кивок ответила: — Ну, проходи. 2. Если вы ставите ? или ! или ... вместо точки — то после тире слова автора с большой буквы. — П? — А. — П. — Зайдешь? — Она слегка попятилась. — Ну, проходи.— П? — А: — П. — Зайдешь? — Она приглашающе кивнула: — Ну, проходи. 18 мая 2019
25 |