Коллекции загружаются
#прямая_речь
#бетское #филологическое тег для скрыта/поиска: #inQuest В дополнение к предыдущему посту о прямой речи, разорванной словами автора, смастерила алгоритм — и приглашаю бета-тестить его на предмет правильности и применимости. Да, я все еще продолжаю отчаянно штурмовать эту высоту. ) Грамота.ру в своей Справке (на которую ссылается #фанфикс) дает такую схему: — П, — а. — П. Но не дает такую:— П. — А. — П. — хотя она используется довольно часто.Об этой второй есть у Розенталя: «Если слова автора, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они пишутся с прописной буквы». Так вот: как разобраться, отдельное там предложение или нет? С большой или с маленькой буквы слова автора? Запятая или точка после первой реплики? Выбор знаков зависит от: 1) грамматических характеристик слов автора и 2) степени их смысловой связи с репликой. Сперва схема-мнемоника, а потом ее разбор. https://i.imgur.com/YybTeew.jpg 1. Грамматическая самостоятельность Убираем прямую речь и смотрим, будут ли слова автора полноценным предложением. 1) если получившаяся фраза грамматически ущербна, значит она связана с прямой речью в одно неделимое предложение → точки между ними быть не может → пишем с маленькой буквы (и ставим запятую). — Ах, тише, — испуганно прошептал кролик. — Ведь королева услышит! «Испуганно прошептал кролик» само по себе, отдельно, на ногах не стоит (ср. самостоятельное: "Кролик испугался"). Яркий маркер таких конструкций — обратный порядок слов (инверсия): сначала глагол, потом существительное ("сказала она"). Здесь слова автора всегда с маленькой буквы. 2) если авторские слова сами по себе — целостное предложение, то они могут начинаться с большой буквы. Что значит "могут"? Об этом следующий пункт. 2. Единство субъекта речи и действия Если в словах автора действует не тот, кто произносит реплику, — всегда пишем их с большой буквы (и ставим точку). Здесь авторские слова являются самостоятельным предложением, которое окружено прямой речью, но с ней не связано. — Ах, тише. — На них уже оглядывались. — Ведь королева услышит! Строго говоря, тут требуется не только поставить точку, но и разбить на три абзаца. Оформление в строку здесь возможно только в том случае, если иначе потеряется слитность ситуации (например, персонаж говорит, и одновременно с его словами что-то происходит, влияя на его речь). — А кто его знает… Это еще до меня было… Ты не знаешь, Эль? — Эль лениво помотал головой. — Ну, в самом деле, не все ли вам равно… Если есть хоть малейшая возможность разделить ситуацию на микроэтапы, то принцип простой: разные субъекты → разные абзацы. — Сэр гражданин Мерлин, — сказал я. — Нельзя ли чуть потише? Я ничего не слышу. Мерлин замолчал с видом человека, готового продолжать в любой момент. — Алло, — снова сказал я в трубку. Если слова автора — полноценное предложение и относятся к самому говорящему, то смотрим следующий пункт. 3. Одновременность речи и действия / комментирование реплики 1а) Если речь персонажа сопровождается действием/состоянием, подчеркивается их одновременность, то допустимо поставить запятую. Здесь все зыбко, зависит исключительно от замысла и цели автора. — Ах, тише, — кролик испуганно оглядывался. — Ведь Королева услышит! Эта запятая сообщает, что кролик шепчет, одновременно оглядываясь. ― Давай сюда, ― от нетерпения у него руки дрожали. ― Скорее. — Лемурий Кумбрийский писал, — студент не мог оправиться от смущения. — Ох, как же там было? (Для сравнения: — Ты ему скажи. — Простой хороший парень Эль гнул свое. — Ты за него не заступайся. Так ему и скажи: пусть идет к Бубе в «Оазис», и весь разговор.. Здесь нет одновременности речи Эля и его действия, это автор дает свою ремарку, оценку.) 1b) Если автор описывает само звучание реплики, также возможна маленькая буква и запятая: — Так это одно и то же, — последние три слова она выделила голосом. — Думай о смысле, а слова придут сами! — Сегодня четверг, — она звучит как госпожа в своем праве. — Заваришь нам какао? 2) Одновременности нет, идет сперва речь, потом действие и снова речь. Тут всегда пишем большую букву (и точку). — Ах, тише. — Кролик испуганно огляделся. — Ведь Королева услышит! Точка сообщает, что кролик сперва шепчет, а потом оглядывается. — Диван мягкий, полуторный, инвентарный номер одиннадцать двадцать три. — Он наклонился и пощупал. — Вот он у вас влажный. — Так бы сразу и сказал. — Он помолчал. — Ну, а чем у тебя все кончилось вчера? Такие вставки в речь, наподобие ремарок в пьесе, обычно бывают краткими. Если предложение распространенное и разбивает ситуацию собственно речи, то его лучше выделить в абзац. _____________________ И под конец напоминание-пояснение: если слова автора вставлены внутрь цельной неделимой реплики (а не между репликами), то они включаются в состав этого предложения, а значит, точки и большой буквы там быть не может никак. — Генерал-полковник Туур, — она достала платочек, — так и умер с саркастической усмешкой на устах... — Фу, — сказал он, — можно наконец ехать домой. Вот вам моя карточка, Иван. Поставьте ее на письменный стол и не выбрасывайте до самого отъезда. — Он подошел к плоскому ящичку возле бара и сунул в щель другую карточку. Раздался звонкий щелчок. — А вот это, — сказал он, разглядывая карточку на просвет, — передайте вдове с моими наилучшими пожеланиями. P.S. Левел-ап писательский: обсуждение выбора синтаксиса и пунктуации в зависимости от оттенков смысла https://korrektor-ru.livejournal.com/602663.html#cutid1 26 мая 2019
20 |
Ashton Ivy
Да, здесь говорит Эль. Это из Стругацких, они вообще очень активно использовали точку в прямой речи. Но у них не так уж часты длинные монологи. А то, о чем вы говорите, рассмотрено в пункте 2, где разные субъекты речи и действия. И вы правы: если реакция слушающего долгая, если она нарушает единство ситуации речи, то все бьется на абзацы (выше я пыталась это пояснить на примере с Мерлином). 1 |
InCome
Вот честно - авторы постоянно этим грешат, приводят этот пример, но сами не понимают, как это использовать. (Я про админку) Мб тогда не надо это включать в текст?) |
Lira Sirin
Убирать не хотелось бы, потому что оно все же в литературе существует и имеет право на жизнь. Но здесь точно есть мой косяк в объяснении, нужно бы объяснить почётче, что это не общий случай (я прошерстила подряд "Хищные вещи века" и нашла всего два примера с разными субъектами). Нет ли у вас возможности прислать пару-тройку примеров ошибок? (С измененными именами и глаголами, конечно, чтоб никого не палить, или мне в личку.) |
InCome
Нет, авторы обычно правят все по моей просьбе.) |
InCome
Потому что реально никто не может ответить, почему в одном месте - так, а в другом - иначе, напрашивается вывод, что автор просто лепил как хотел. 1 |
Lira Sirin
Ага. Значит, если автор не имеет перед собой осознанной цели передать именно слитную ситуацию (например, он говорит, и одновременно с его словами что-то происходит, влияя на его речь), то совет простой: бей на абзацы. Сейчас попробую пофиксить это в посте. 1 |
InCome
Попробуйте) ситуация просто сложная) |
Lira Sirin
Сделано (в пп. 2 и 3-1). Поглядите? |
InCome
Спасибо! Думаю, это все стоит включить в правила)) |
InCome
Я к вечерку еще вчитаюсь) |
Lira Sirin
Приходите. И тапками меня, тапками )) |
natoth
Процитирую мнение одного коллеги: здесь "работают те соображения, что так реплики в диалоге не перепутываются. Привычно же, что если абзац и тире вначале - значит, следующий собеседник". При вашем способе оформления непонятно, что обе эти реплики принадлежат Элю. Тогда нужно менять сам текст, вводить дополнительные маркеры: именовать говорящего в первой реплике, ставить двоеточие перед второй. Кстати, есть иное решение — именно эта цитата в некоторых изданиях идет с запятой: — Ты ему скажи, — простой хороший парень Эль гнул свое. — Ты за него не заступайся. Так ему и скажи: пусть идет к Бубе в «Оазис», и весь разговор. А на абзацы все же нигде ее не бьют. |
natoth
И насчет "бесят точки в диалогах". Что, всегда и везде? или в каких-то конкретных случаях? Поподробней бы, чтоб лучше вас понять. Потому что есть случаи, когда вы правы, но есть и те, когда нужна именно точка, а запятая невозможна, — но это за рамками базового курса правописания, который, конечно, не может вместить всё. Хмм. Вообще, судя по всем отзывам, мне придется принести ссылки, без них я смотрюсь как-то бледновато. |
финикийский_торговец Онлайн
|
|
natoth
Не бесят, но если вставлять такое абзацем, меньше путаницы. Но всё же изредка "точки" удобнее. |
Огроменное спасибо всем, кто внимательно прочел и дельной критикой пнул меня в нужном направлении. Особенно natoth. Ваша живая реакция очень удачно вывела меня из спячки.
Показать полностью
@ Как перестать прокрастинировать В правилах пунктуации прямой речи действительно нет примеров со схемой прямой речи — П. — А. — П. Но это не потому, что так не пишут. А потому, что это — из другой темы. Строго терминологически "прямая речь" — это речь персонажа + вводящие ее слова автора. А здесь у нас авторские слова не вводят речь персонажа, а, наоборот, привносят в эту речь контекст, ситуацию. «Ремарки, представляющие речевой план автора, вторгаются в диалог в виде кратких пояснений, напоминающих ремарки драматического произведения» (отсюда). (Кстати, да, такой способ оформления, с точкой, как правило, применяется лишь для коротких фраз.) По этой причине подобные конструкции рассматриваются в темах структур более крупных, чем предложения: диалогических единств, диалогов, композиционного членения текста. Пойду заныривать туда глубже, насобираю и принесу. Интересно. |
Осознала, что времени прошло порядком, а вопрос продолжает висеть. Поэтому прицепляю тут ответ с Грамоты.ру.
Показать полностью
Недавно я задавала вам вопрос относительно знаков препинания в прямой речи - и получила ответ: "Слова автора, стоящие после прямой речи или внутри прямой речи, в любом случае пишутся со строчной буквы." Вот две цитаты: "— Я сейчас буду писать свой дневник, — ответил я. — Дневник?.. — Лицо Кэт выразило удивление и — как мне показалось — неприятное удивление. — Вы пишете дневник? " и "Азазелло грозно закричал с седла: - Отрежу руку! - Он свистнул, и кони, ломая ветви лип, взвились и вонзились в низкую черную тучу." В обоих случаях слова автора после прямой речи написаны с прописной буквы. Значит ли это, что авторы (в первом случае - А.И.Куприн, во втором - М.Булгаков) - а вслед за ними и редактор допустили ошибку? Или есть какое-то правило, которое все же разрешает в некоторых случаях (хотелось бы точно знать, в каких) написание авторской речи после прямой с прописной буквы. Цитат я привела всего две, только для примера - но могла бы привести десятки, в книгах это встречается довольно часто - тем не менее правила, разрешающего это, я никак не могу найти. Заранее спасибо за ответ. Ответ справочной службы русского языка В приведенных примерах с прописной буквы начинаются не слова автора в традиционном их понимании. Словами автора принято называть синтаксические конструкции, которые вводят прямую речь: они содержат глагол со значением речи-мысли (говорить, сказать, воскликнуть и т. п.) или обозначают внутренние чувства говорящего, его ощущения, внутреннее состояние (вспомнить, обрадоваться, огорчиться и т. п.). Такое пунктуационное оформление (тире, прописная буква и отсутствие абзаца) принято для текста автора, относящегося к говорящему лицу, но при этом не служащего для введения прямой речи. _____________________ Апд. И еще статья попалась: https://popravilam.com/blog/154-nestandartnoe-oformlenie-pryamoj-rechi.html 2 |
И еще немного обсуждения вопроса: https://fanfics.me/message433434
|