Коллекции загружаются
Предупреждение (по настоятельной просьбе Стаса): данный пост не рекомендован для просмотра снейпохейтерам и мародерофилам.
Идея Сказки и сказочного Наставника не оставляет меня. Итак, ГП совершает подвиги, если так можно выразиться, физического плана, убивает василиска, выигрывает турнир, бьется в ОТ, ищет и разрушает крестражи. Однако духовное испытание он проваливает, а значит не мизменяется внутренне, не обретает Знания. В сущности, он держится на плаву, благодаря Материнской жертве (маменькино благословение в Сказке, корова в Крошечке-Хаврошечке, куколка в Василисе) и подаркам могущественного защитника. Но он не может втупить в решающий бой, не приобщивщись к знанию, которое хранит Наставник, а возможность учиться у него ГП утратил в пятой книге. Собственно, испытание предполагает еще осмысление и попытку исправить содеянное, чем Гарри ни разу не воспользовался. В шестой книге он подтверждает отказ от обучения. Почему же знания он получил? Свое испытание прошел Снейп. Для Северуса Снейпа Наставником выступает Дамблдор. Вот он мне не нравится, однако, сказка диктует свои законы - я вынуждена признать, что первый круг испытаний Снеп провалил. Впрочем, как и все поколение отцов. Наверное, самый яркий пример - Ремус Люпин. Его приняли в Хогвартс на условии сохранить тайну. сохранить ее он не смог и скрыл это от Наставника (между прочим, подставив его), он не выполнял обязанностей старосты, потакая друзьям, и шел против своих убеждений. Из мира Сказки Ремус оказался исключен, но в третьей книге он получает шанс пройти Испытание. Он опять не выполняет условие, на котором его взяли в Хогвартс - принимать Зелье! Он снова скрывает важную информацию, на сей раз о СБ 9анимагия. тайные ходы), друга своего он за весь год так и не решился отыскать (хоть пару котлет в ВХ оставил бы). Люпин покидает не только Хогвартс, он исчезает из сюжета Сказки, на ее действие, происходящие с ним события влиять уже не будут. Естественно, испытания проваливает ДП. Гордыня, высокомерие, жестокость, нравственная близорукость - все эти качества он проносит через весь Хогвартс, ни на секунду не усомнившись в собственном совершенстве. Не выдерживает испытания Лили Эванс - по-житейски она поступает совершенно правильно, но сказка требует иного (Герда). Лили не хватает воистину сказочной доброты и великодушия, позже их не хватит Петунии. Я подчеркиваю, что речь идет исключительно о драматургии - не "Петуния плохо обращается с Гарри, потому что Поттеры были не добры к Северусу", а "то, как Петуния обращается с Гарри, демонстрирует порочность нравственной позиции Поттеров". Поттеры сказочные испытания не выдержали, а потому ни мудрости, ни силы не обрели. Они погибли не как маги, вышедшие на бой с Тьмой, а как обычные обыватели. 29 декабря 2013
1 |
Pinhead Онлайн
|
|
"Я говорю о приложении универсальных законов Сказки к конкретной книге."
Показать полностью
Простите, но откуда Вы взяли, что подобные законы универсальны для всякой сказки? Если Вы говорите о фольклорной сказке, то у нее существует туча жанровых разновидностей от народного анекдота до сказок о неживых предметах, к какому конкретно жанру относится Ваше утверждение? Если же речь о жанре волшебной сказки, то, говоря о теории Проппа, Вы, как мне кажется, неправильно трактуете идею инициации, как непременное развитие героя. Общая функция дарение-вознаграждение в полной мере выполняется у Роулинг там, где повествование жанрово строится именно как волшебная сказка. Пример: спускаясь в подземелье на борьбу с василиском, герой тем самым совершает акт самоотречения, т.е. ведет себя правильно, и получает за это вознаграждение в виде меча Гриффиндора, который только и может помочь победить главного врага. Как видите, формула Мелетинского, развивающего идеи Проппа, полностью выполняется. Сравните - Иван Царевич ведет себя правильно с Бабой Ягой и получает от нее помощь для борьбы с главным антагонистом. Никакого развития тут не предусматривается. Сказка прямо, дидактически указывает линию правильного поведения, и не имеет значения, какие именно поступки являются правильными. Это значение вкладывается тем, кто имеет мотив к ее рассказу. Народная сказка имея отголосок в языческом обряде, имеет один мотив, Роулинг, опираясь на протестантско-гуманистическую составляющую - другой мотив. А Вы почему-то воспринимаете инициацию буквально, в архаическом смысле. "Он мне не симпатичен" Вы не задумывались - почему? |
Ну, наконец-то! Вот об этом можно было бы побеседовать!Однако тащить это обсуждение в будущий год я не хочу. А посему, с праздником!
С новым 2014 годом! Всех благ. |
Pinhead Онлайн
|
|
Благодарю! И Вас с Новым годом!
|