↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Belkina
16 июня 2020
Aa Aa
#книги #интересное #музыка
Две любопытные книги о музыке – одна серьезная, другая легкомысленная.

1. «Музыкофилия» Оливера Сакса

Оливер Сакс – известный невролог и нейропсихолог, популяризатор медицины, описавший для широкой аудитории множество случаев из своей богатой многолетней практики. Наибольшую (и заслуженную) известность получила его книга «Человек, который принял жену за шляпу».
«Музыкофилия» – это попытка исследовать биологическую природу человеческой музыкальности. Сакс сам очень музыкален, так что и с этой стороны хорошо понимает предмет, о котором пишет. Здесь он, как обычно, опирается на клинические истории своих пациентов, иногда вполне банальные (например, навязчивые мелодии, которые подолгу крутятся в голове), иногда – совершенно фантастические.

Музыкальность дана нам с рождения, и зачастую она остается с человеком, когда его покидают память, речь и рассудок. Музыка может стать проклятием, если не повезет (в виде не поддающихся контролю слуховых галлюцинаций). И она же может служить… увы, не панацеей, но – в некоторых случаях – весьма действенным лекарством: не просто утешением для отчаявшихся, но костылем для обездвиженных и стержнем для рассыпающейся личности.
Почему вся наша нервная система так сильно настроена на музыку? И правда ли, что все мы в определенный (очень короткий) период своей младенческой жизни обладаем абсолютным слухом, как младенцы в «Мэри Поппинс» обладают временной способностью понимать язык птиц, ветра и деревьев?
Бесстрастно замеряя и анализируя мозговую активность, проникая с фонариком в глубины подсознания, к самым корням и истокам, исследователи все еще не могут ухватить суть этого феномена. Да-да, все понятно, но… как, черт возьми, оно работает на самом деле?

Эта склонность к музыке проявляется в самом раннем детстве, она характерна для всех без исключения культур и, вероятно, восходит к временам зарождения нашего биологического вида. Такая «музыкофилия» органично присуща человеческой природе. Эту склонность можно развить или отшлифовать в условиях нашей культуры, ее можно довести до совершенства дарованиями или слабостями, каковыми мы обладаем как отдельные индивиды, – но сама она располагается в таких глубинах нашего существа, что мы можем считать ее врожденной.


2. «Неполная и окончательная история классической музыки» Стивена Фрая

Затрудняюсь однозначно определить жанр этой книги. Скажем так, это в той же мере сочинение по истории музыки, как «Трое в лодке» – путеводитель по берегам Темзы, а «Путешествие Нильса с дикими гусями» – учебник по географии Швеции. Правда, у Фрая все же не художественное произведение, и за обилием эксцентричных шуток, словесных виньеток и каламбуров просвечивает более-менее связное и достоверное повествование о музыкальных эпохах и известных композиторах.
Такое ироничное многословие типично для хорошо образованных людей, которые любят послушать себя и склонны с удобством располагаться в книге, как кукушонок в чужом гнезде, вытесняя собой предмет разговора. Это может раздражать, но обаятельному автору недостатки такого рода легко прощаешь.

«Кольцо нибелунга», такое название дал Вагнер своему замыслу, обладавшему изрядным сходством с куда более поздними «Звездными войнами». Первым делом Вагнер написал текст — либретто — того, что он назвал «Смертью Зигфрида». Зигфрид — герой всего цикла, так что, если вам это поможет, представьте его себе как Люка Скайуокера девятнадцатого столетия. Когда же Вагнер принялся за сочинение отвечающей тексту музыки, ему пришло в голову, что, вообще говоря, он мог бы и рассказать, с чего вся история началась. И потому написал текст первой, так сказать, «серии», названной «Юностью Зигфрида», — это, если угодно, своего рода «Зигфрид: Призрачная угроза». Следом он написал текст еще одного «предваряющего эпизода» — «Валькирии», а там и еще одного — «Золото Рейна». Представляете себе — одна книга с тремя вступлениями. Так что сами видите: «Звездные войны», затем «Звездные войны: Призрачная угроза», затем «Звездные войны: Атака клонов» и т. д. — все это уже было проделано Вагнером лет этак 150 назад.
16 июня 2020
4 комментария
Придется мне читать Оливера Сакса :). Возможно, это поможет найти разгадку или хотя бы придумать обоснуй к одной загадке моего канона - "камбрийской" трилогии Коваленко.

Разверну, пожалуй, чуть попозже отдельным постом.
П_Пашкевич
Будет здорово, если Сакс действительно пригодится... Но в любом случае теперь хочу узнать про загадку у Коваленко, заинтригована! Буду ждать. :)
Belkina
Ну, конкретно эта загадка - не музыкальная (но думаю, что сродни). Впрочем, музыкальная загадка там тоже есть, называется "Угадай композитора". Штука в том, что и и ГГ канона, и, насколько я знаю, сам автор - любители и знатоки классической оперы, и этот момент нашел свое отражение. В общем, с меня обе загадки.
П_Пашкевич
О, про композитора помню, вы давали цитату, там что-то про барокко было, кажется? В общем, несите загадки! Не разгадаем, так хоть пошевелим извилинами. :)
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть