Коллекции загружаются
#писанина #рефлексия / контркультура
Люблю совершенно особенной, непередаваемой /и в известной мере ностальгической/ любовью русскую контркультурную прозу, порождение девяностых, а то и нулевых — запаздывающие тёмные углы провинций оставались где-то там и тогда, может, какие-то и остаются до сих пор. Искать её всегда задача трудная (она здесь никем не ценится); ещё труднее найти избранных в ворохе очаровательного по сути, но едва ли всегда хорошо и, гм, эрудировано написанного; ещё труднее в мешанине фриков отличить тех, которых тянет на изнанку вещей, а не только на дно. Это такие вещи, легче которых Дугин (он движется на поверхности тёмной воды), красно-коричневые, Угол, грибные эльфы и прочее в таком духе. Ниже и глубже совсем безумные неотрадиционалисты, чаще всего действительно чокнутые и временами запрещённые, наркоты разных цветов и размеров и bm culture, охраняющая сама себя культистским молчанием. Иногда в массмедийное пространство просачиваются образчики — что такое «Дети против волшебников» как не концентрированное сатанинское сумасшествие? Не смог ли автор осознать, что отчаянно партизанит в лесах, которые видятся иным мирным городом, или намеренно дискредитировал занимаемую сторону, не имеет значения. Ни от одной другой литературы у меня не дрожат пальцы и не замирает сердце так, как от этой: болезненные маниакальные идеи, которыми не живут, а умирают, вечная total war. Эта атмосферная точка, парадигма — лучшее порождение времени, как и битники США, давшие США Берроуза и Баркера, только с извращенной soviet тоской по per aspera ad astra, с северной ледяной меланхолией; я надеюсь, постфактум оно останется странным краешком в истории, насмешливо очерченное Пелевиным — или кем ещё, кто на закате лет решит приоткрыть завесу над бездной тем, кто никогда в неё не заглядывал. И мне странно, что в массе, в мейнстриме, русские не ценят этого, бездумно получая потребительское удовольствие от «Зелёного слоника», или от Гр.Об., или от того же наше всё Пелевина (не потому ли, что он шел через запад?) — это не отдельно взятые случайные успехи, это культурный пласт, это веха, чёрт возьми. Берроуза за границей холят не менее чем Витткоп и Поппи Брайт; здесь они бы стали в общий ряд почти никем не читаемых хранителей храмов неназванных божеств. Странно ругать русский кинематограф: у нас есть некрореалисты и скинхеды 80-90-ых, Баскова и Васильев, и прочие, и прочие. Странно ругать литературу, скульптуру и живопись, этого полно. Доренко был прав, когда определял русских как нацию ремесленного, а не конвейерного продукта. Вкупе с вечным этим склерозом русской культуры мне всё интересно: когда истончится нынешний идейный багаж, что станет лейтмотивом андеграунда нового времени? Что станет контркультурным детищем объектива веб/камер, культа спокойствия и затишья? Конечно, несколько гипотез у меня есть, и ужасно хочется узнать, оправдается ли хоть одна. 1 сентября 2020
5 |
ol uncle Cras
Это чей такой? |
или "кладбищенские партизаны", не помню уже
|
Такая нацбольская заметка, на самом деле)
Показать полностью
Тоже нежно люблю контркультуру как явление, но всё же более реалистичную, чем пелевинско-ирреальную. Современная культура – от мировоззрения до контента – заслуживает, чтобы её «били». Но там, на самом деле, при «северной ледяной меланхолии» [какой эпитет! браво!] и горящих идеях есть ещё сильная доза пораженчества: персонаж, «заранее обречённый на полнейший провал». Не везде, но не так уж и редко. Прилепина за это ругали в своё время. Ну, например, общая мрачность, даже обречённость реализма, пагубные привязанности и привычки – это, конечно, прекрасно (в художественной форме), но за этим – условно говоря – должна прослеживаться такая же больная, почти-маниакальная тяга к победе. Там, где это предполагается. Для одиночки или депрессивной деревни, допустим, как раз таки нормально разлагаться и пить, чтобы в конечном итоге погибнуть – за циничной ненужностью миру. А банда или политическая группировка должна выцарапывать победу: не «пугать» спокойные будни, а разламывать или сильно кусать их – это как раз было бы в контркультурном духе. Помереть всегда успеется. Это как если сравнить книгу и фильм «Бойцовский клуб»: книга глубже, а фильм – лучше. Потому что отступать в последний момент – ну такое, на рассказчика же люди рассчитывали, чёрт возьми. В фиках тоже эта тенденция есть: автор любовно выстраивает общество по канонам социальной потерянности, готовится плюнуть в лицо светлой (обывательской) культуре, а потом всё сливает. Правда, не всегда это делается из контркультурных соображений (иногда – и против них, по сути), но принцип почёрпнут именно там. Как-то, если уж начинать гореть чем-то болезненным, то до конца, до логического завершения – до переустройства мира. 2 |
ol uncle Cras
Ключевые проблемы и посылы времени меняются, отчего и трактовка тоже. Где оккультные эксперименты 17-го века и современные - каждый отражает свою эпоху. А так да, про смерть контркультуры говорить было бы странно. Вряд ли русскоязычный мир родит кого-то калибра Парфрея или Кроули Занятно было бы, занятно. |