↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Rory Redcap
1 ноября 2020
Aa Aa
#писанина #в_порядке_бреда / гипотеза про авторскую оценку своего текста /длиннопост!

Есть у меня гипотеза, что писатели очень часто невольно (а временами и осознанно) вкладывают настоящую оценку своего произведения в своё произведение. Возможно, это когнитивная ошибка (никогда не стоит оставлять возможности, если не проводил масштабного исследования), но мне кажется, этот маленький принцип себя оправдывает.
Например, не иначе как сегодня я читала работу, где персонаж стал случайным транслятором авторской неприязни к плохой, серой и глупой работе — приводить этот пример подробно я не стану, работа местная. Или несколько дней назад, всё ещё урывая время от работы и написания на «Гиперион» заценила весьма прямолинейные пассажи истории поэта, гляньте какой хороший образчик:
Один из лучших писателей двадцатого века, ныне совершенно забытый (подчеркиваю, лучший и забытый), однажды остроумно заметил: «Мне нравится быть писателем. Но чего я не выношу, так это писанины». Поняли? Итак, синьоры и синьорита, мне нравится быть поэтом. Но чего я, черт возьми, не выношу, так это слов.
Нелинейное построение сюжета и дискретное повествование имеют приверженцев, и отнюдь не последний среди них – я сам, но в конце концов, друзья мои, шанс на бессмертие этим тонким страницам дает, или, наоборот, отнимает, именно литературный герой. Сознайтесь, разве не случалось вам хоть раз подумать, что Гек Финн и Джим действительно существуют и в этот самый момент действительно толкают шестами свой плот по какой-то неведомой реке, куда более реальные, чем, допустим, продавец обуви, у которого вы невесть когда купили ботинки?
после пятисотлетнего упорного просиживания штанов завершал наконец труд всей своей жизни, мои «Песни»
Там куда больше оценок, они тонким слоем размазаны по многим строчкам, в различных главах, в случайных оценочных восклицаниях персонажей и прочем. По ним можно предугадать любовь и отчаяние, взятую высокую планку, неуверенность и надежду — но это, определённо, из разряда «метит в вечность».
Ровно обратным образом в плохой литературе автор частенько не ошибается, вкладывая «плохо-скучно-глупо» в чужие рты, голосом рассказчика говорит о беспредметности, бессмысленности и неглубокости текста. Без сопутствующей двойственности, свойственной просто неуверенным писакам — оно и не рвётся к звёздам.
В рассказах я это встречаю крайне редко, куда чаще в объёмных произведениях, думаю, главным образом потому что сложно не проговориться в большом массиве текста, тогда как маленький вычищается от лишнего тщательным образом (как ключевая причина того, почему рассказ сложный жанр: требует подковывать блоху).
Или, например, прекрасный Порфирий Порфирьевич из пелевинского «айфака»:
Настоящий текст написан алгоритмом – и если за ним иногда просвечивает тень чего-то «человеческого», то дело здесь просто в особенностях построения нарратива, о которых я попытаюсь сказать кратко, как могу (больше в развлекательной литературе не дозволяют правила).
Очень много сказал, кстати. Там есть занятный пассаж где-то в середине (а такие вещи почему-то как раз чаще всего именно и идут где-то в середине), когда Порфирий вворачивает удачную метафору, и страницей вперёд автор вворачивает так же Павленского.
Но другого способа вести с тобой эту в высшей степени приятную беседу для меня не существует.
Принцип организации текста сложен и является коммерческой тайной – но в целом опирается на лучшие образцы русской прозы.
А если не знаешь ответа, зачем тогда нужны твои творения?
Увы, русский художник интересен миру только как х*й в плену у ФСБ. От него ждут титанического усилия по свержению режима, шума, вони, звона разбитой посуды, ареста с участием двадцати тяжеловооруженных мусоров и прочей фотогеничной фактуры – но, когда он действительно свободен, идти ему особо некуда. Мировой п***е он уже не нужен. Больше того, он становится для нее опасен – и она делается невероятно далекой и обжигающе-холодной…
Ну ладно, «айфак» вообще весь об этом, и весь очень грустный по-писательски, «что делать-то, что такое искусство и куда идти, и что делать с непонимающими массами, и наскучившей шаблонизацией процесса», можно и другую взять, и постарше, чтобы избежать обвинений в последствиях постмодерна. Держите Флобера, это «госпожа Бовари», довольно скандальная для своего времени:
— Это как в Библии. Там есть такие... я бы сказал... пикантные подробности, уверяю вас!.. Там все вещи называются своими именами!
Тут Бурнизьена всего передернуло, но аптекарь не дал ему рта раскрыть:
— Вы же не станете отрицать, что эта книга не для молодых девушек. Я бы, например, был не в восторге, если б моя Аталия...
И мне как-то даже сложно назвать исключения. Хотя меня, конечно, легко можно обвинить в СПГС, но на то и второй тег, что это скорее развлекательная гипотеза. Всё думаю сесть бы и всерьёз поисследовать, но мне, конечно, лень, потому что ничего это мне не даст, кроме подтверждения или опровержения забавной идеи, и то будет зыбко, как и любые слова.
1 ноября 2020
8 комментариев
я бы за такой подход к чтению выдавала премии в рублях. вне зависимости, имеет ли ваша гипотеза ростки в действительности
С одной стороны, лирический герой это не автор, с другой стороны, автор не может не вложить в героя чего-то от себя. Все же он, автор, не может стать совершенным зеркалом... разве что если специально и последовательно практиковался именно в этом направлении.
и то будет зыбко, как и любые слова
Не более зыбко, чем художественная литература в принципе.
Заяц
автор не может не вложить в героя чего-то от себя
Это да, но я не столько про это, сколько про конкретный подвид — в оценке самого произведения или линейки произведений. Если прицельно искать в книге синонимы «литературы» и ещё оценочные характеристики сюжетной динамики, то складывается корреляция. По моим наблюдениям.
Smaragd
Хех. Спасибо.
Хз, как по мне, любой текст - это своего рода исследование и отображение человеческой натуры. Писатель так или иначе передает свой жизненный опыт/ощущения/вчувствование.
Нормально, если некто в начале и конце творческого пути противоречит себе. Да и в каждом другом произведении тоже.
Творческие искания, все дела.
Что касается Айфака, то, может быть, Пелевин как раз то редкое исключение, которое приближается к зеркалу - за счёт близкого к полному отказа от своей личности.

«что делать-то, что такое искусство и куда идти, и что делать с непонимающими массами, и наскучившей шаблонизацией процесса»
А это Пелевин в других книгах расписал. Если вкратце - ничего. Человек не может сделать ничего. Он не может контролировать не только мир вокруг себя или социум, но даже своей реакцией не может управлять. Единственное, что остаётся - стараться быть наблюдателем за свой реакцией, не вовлекаясь в нее. И это лучшее из возможного.
Заяц
Очень дзен буддистски)
Просто Ханя
Таки да, оно самое.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть