Коллекции загружаются
#индийские_древности
Ладе не спится и Ладя пишет никому не нужный подробный гайд по сати. Почему индусы жгут своих вдов? Нет, серьезно. Да, древние индоевропейцы тоже подобным баловались. Да, включая наших предков. Но ведь не массово! И не до сих пор - что там, уже на стадии формирования сносной государственности этот обычай отмирает заодно с прочим подобным бардаком. Так что пошло не так? А в общем-то, всё то же самое. Помните, сколько раз я говорил, что все беды у индусов от кастовости общества и проистекающей из него кастовости религии? Вот. И ещё раз скажу. Понимаете, изначально тема была завязана на ритуальную чистоту. Ну, знаете, как вот у евреев коэнам положено быть физически здоровыми и сыновьями евреек, или как у православных священник не должен разводиться или жениться на разведённой? Вот. Так примерно и у брахманов, на изначальном этапе было положено блюсти жёсткую моногамию, а их жёнам, соответственно, в случае вдовства всячески аскезить и демонстрировать высокую нравственность. Ну и если охота особенно выпендриться - то вдова демонстративно шла с мужем на костре гореть. Типа, вот насколько она вся безгрешная. (Слабым утешением может служить то, что на том этапе и брахман в случае смерти жены имел некоторые проблемы - обычно в формате невозможности священнодействовать, по аналогии с римскими понтификами.) Все остальные касты? Не напрягаются. Только кшатрии иногда жгут с мужем пару-тройку младших жён или там наложниц, чисто чтоб на том свете мужу не одиноко было. Старшие жены, меж тем, работали регентами при сыновьях или переходили к новым царям вместе с престолом - как повезёт. И никаких аскез. И в общем всё было бы хорошо, но помните про кшатрийскую религиозную революцию? Вот. Она случилась. И здесь можно было бы закончить нашу трагическую повесть. Кшатрии заявили свои права на всё, что до тех пор принадлежало брахманам: на вечное спасение (мокшу), на прямую связь с богами, на аскезы... и, разумеется, на ритуальную чистоту. Но поскольку расставаться с привычными гаремами и проистекающей из них возможностью настругать кучу сынков мужикам не хотелось, ритуальная чистота легла исключительно на женщин. Так началась эра, когда горели по нескольку сотен женщин зараз, ведь если жён целый гарем, то зачем оставлять в живых хоть одну? Дополнительным стимулом, истессна, стало явление сначала буддистских объединителей, а потом мусульманских захватчиков. Женские самосожжения в эту эпоху превратились в демонстрацию патриотизма и, что важнее - индусской религиозной идентичности. И уже в качестве жеста демонстративной религиозности сожжение вдов проникло в народ. Более того, неизвестный злой гений, чтоб его на том свете черти в зад лопатой жарили в большом котле, додумался выдать идею, что сати даёт плоды аскез не только вдове и всей её родне, но и всем участвующим и наблюдающим. (Тогда же, кстати, с обычаем сати начали и бороться; особенно меня впечатлила такая очаровательная мера, как казнь вдов за попытку самосожжения. Впрочем, для религиозных людей это было действительно эффективной мерой.) Англичанам досталась прекрасная и хорошо удобренная почва, и они не замедлили ей воспользоваться. Не знаю (пока что) какой герой додумался, что для удачного применения принципа "разделяй и властвуй" надо нагнести по максимуму противоречий между множеством местных религий и национальностей, но его могучая идея нашла широкое признание. Загадочным образом в эру Бритиш Раджа самые лютые обычаи, до тех пор обитавшие в глухих горных и болотных районах, расцвели по всей Индии. Несмотря на демонстративную борьбу с ними. Одной рукой с сати вроде как боролись (обычно ссылаясь на христианство, что конечно добавляло эффективности, ога), а другой проплачивали написание добрых трактатов о слабости женского разума, который без живительного костерка непременно толкнёт тётку на Ужасный Развъат и Грех. И не случайно возглавили борьбу с варварством не англичане (которые до последнего старались как-нибудь вообще ничего не сделать и чей запрет как обычно ничего не дал), а местные интеллектуалы. И не случайно же эти интеллектуалы заодно старались бороться и с прочей дичью, а многие и с индуизмом в целом и на коленке сочиняли себе какую-нибудь новую позитивную религию, чтоб по мотивам христианства, но национальненько. И никто, никто не утрудился разорвать связь этого обычая и народной религии. А потому и сегодня ещё имеем всё то же самое... 17 января 2021
27 |
А когда случилась кшатрийская религиозная революция по времени?
|
Karina Demidova, первая - это примерно V век до н.э., когда формируются буддизм, джайнизм и несколько недоживших до наших дней подобного типа религий.
Вторая - это уже наша эра, XII-XVI век и появление бхакти как формы религиозной деятельности. 1 |
Lados
Спасибо большое за ответ! |
Англичане-самая мразотная нация на земле.
|