Коллекции загружаются
#история #неинтересные_факты
Самым многочисленным финно-угорским народом на Кольском полуострове являются коми, а не ожидаемые саамы-карелы-финны. Даже в Ловозерском районе, который бывший Саамский (точнее, большая его часть) и где большая часть саамов России и живет, коми больше. Вообще с этнографией российских финно-угорских народов все довольно интересно. Как правило, неявно предполагается, что финно-угры - аборигены, а славяне - пришельцы, что на самом деле применительно к реальным народам современной России утверждение довольно сомнительное: карелы и те же коми в колонизации Русского Севера участвовали не менее активно, вытесняя аборигенов, в основном тоже говоривших на уральских языках - но других. Так вот, коми. Вообще коми-ижемцы были натуральными евреями европейской тундры, постепенно прибравшими к рукам всю торговлю от Урала до Зимнего Берега. Еще при Иване Грозном ненцы жаловались на то, что зыряне отжимают у них промыслы, позднее им повезло со сворачиванием русского присутствия в регионе, а в 19 веке они распространились по всей тундре от Мезени до Ямала и Оби, а Ижма обошла по торговле старообрядцев Усть-Цильмы. На Кольский полуостров же несколько семей коми переселились аж под самый конец века, в 1890-х годах. Энгельгардт в 1895 году пишет: Несколько лет тому назад на Кольский полуостров переселилось несколько [далее упоминаются как "несколько семей"] зырян из Печорского уезда с своими стадами, в количестве около 5000 голов. Лопари приняли их в свое общество и считают их чуть ли не своими благодетелями, так как зыряне, народ предприимчивый и расторопный, доставляют все необходимое в их домашнем быту, приобретая все эти предметы, в свою очередь, выгоднее, чем это удавалось раньше самим лопарям, и скупают у них за хорошую цену шкуры оленей, убитых зверей и предметы промыслов. Недостатка в пастбищных местах для оленей и скота пока не ощущается; в настоящее время у зырян уже более 10 000 оленей, и они получают от них сравнительно огромные барыши. Но зыряне ведут олений промысел правильно и толково, оберегают оленей от нападения хищных зверей, за оленями у них летом и зимою имеется постоянный присмотр и уход: смотря по времени года, они перегоняются на соответствующие пастбища и т. д. Полагаю, сразу после этого представление о них, как о благодетелях, слегка потускнело. Если по переписи 1897 года "зырян" всего чуть больше сотни, то в советской 1926 - коми уже семь сотен, так что за несколькими семьями явно потянулись еще и еще, а в ходе пароксизмов раннесоветского административно-территориального деления под них были созданы даже национальные сельсоветы. Финнов по численности коми обошли еще в сороковых, когда их, собственно, депортировали из Мурманской области нафиг. Саамов - в шестидесятых, при формально похожем роде деятельности коми использовали более производительные методы, что дало им демографическое преимущество. Большая часть карел Мурманской области пропала из переписей уже в нулевых, либо из-за внутренней миграции, либо из-за ассимиляции (умерли считавшие себя карелами старики, а их дети от смешанных браков уже считали себя русскими), и с тех пор коми занимают вот это самое первое место среди финно-угорских народов Мурманской Области. 25 мая 2021
7 |
P.S.: чуть-чуть о межэтнических конфликтах между коми и ненцами здесь, правда, про Канинскую тундру: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/8700/1/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F.%20%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B5%20%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%8D%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D1%8B.pdf
Показать полностью
И. В. Семенов, Этноистория локального сообщества (по материалам статистики и полевым исследованиям на полуострове Канин) "Записываться в ижемцы", "выписываться из ижемцев", потравы оленей, войны за ягель и этнические чистки на полуострове с полутысячей населения 1 |