↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
nordwind
14 июня 2021
Aa Aa
#ex_libris #литература
В дополнение к прошлогоднему посту про Кадзуо Исигуро.
В нынешнем году Исигуро написал новый роман — «Клара и Солнце», и его даже успели перевести на русский и опубликовать (вездесущее издательство ЭКСМО).
Что могу о нем сказать. Из всего ранее написанного автором ближе всего по жанру «Не отпускай меня». То есть это антиутопия, по крайней мере формально: вообще-то Исигуро считает, что практически все описанное им уже более или менее присутствует в нашей жизни.
Более или менее — потому что повествование в романе ведется от лица андроида ИП (искусственной подруги): производство ИП и ИД для подростков в этом мире уже поставлено на поток.
Многие реалии сюжета знакомы нам как по другим антиутопиям, так и из повседневности: дистанционное обучение с «экранными профессорами», утрата навыков de visu социализации, генная инженерия, «форсированное» развитие, за которое приходится расплачиваться здоровьем, конкуренция людей и автоматов…
В целом Исигуро понимает прогресс как процесс, в ходе которого одни проблемы заменяются на другие. С неизбежностью человек стремится облегчить свой труд при помощи машин, и с такой же неизбежностью он оставляет в этом мире очень мало места для себя самого. Тут начинает вырисовываться главная проблема романа. И нет, это даже не «агрессия машин».
Автоматика и генная инженерия все быстрее продвигаются навстречу друг другу. И возможности, фантастические вчера, готовы стать реальностью уже сегодня.
Нормальный человек, желая смягчить стресс, может развесить по стенам фотографии умерших родственников, но в любом случае едва ли станет украшать свое жилище их чучелами. А что если это будет точная и «функционирующая» копия покойного? С идеально заполненной матрицей его памяти, эмоций, привычек? Из материала, «идентичного натуральному»?
Почему нет, если нам известно, что ничего сверх этого в человеке не имеется? Душа есть понятие метафорическое и ненаучное, а все функции сознания можно запрограммировать и воспроизвести — не сегодня, так завтра. И поместить в оболочку, «идентичную натуральной», — не сегодня, так завтра.
Слово герою романа:
— Мы оба сентиментальны. Нам трудно что-либо с этим поделать. Наше поколение все еще несет в себе прежние чувства. Какая-то часть нас отказывается уйти куда ей следует. Часть, которая по-прежнему хочет верить, что в каждом из нас есть что-то недостижимое. Что-то уникальное и непередающееся. Но нет ничего такого в нас, мы сейчас это знаем. Вы это знаете. Людям нашего возраста трудно отказаться от этого предрассудка. Но мы должны от него отказаться, Крисси. Нет ничего там. Нет ничего внутри Джози такого, чего не могли бы продолжить Клары нашего мира. Вторая Джози не будет копией. Она будет в точности тем же самым, и у вас будет полное право любить ее ровно так же, как вы любите нынешнюю Джози. Вам не вера нужна. Только рациональность.
И вот тут возникает вторая тема, связанная с первой. Как бы ни были люди развиты и образованны, какими бы глубокими научными знаниями о мире они ни обладали, любые их представления о Боге, о высших силах — наивны и фантастичны. Вероятно, иначе и быть не может. Но Исигуро полагает, что, возможно, в конце концов это совершенно неважно. И что людям и не нужны тут какие-то «научно достоверные» сведения. А важно совершенно другое.
В общем, новый роман Исигуро — довольно редкий зверь: антиутопия, в центре которой стоят вопросы веры.

P.S.: Макабрический образ «чучела умерших родственников» не принадлежит ни Исигуро, ни мне: он приблудился из отличного фанфика Сволочь. Где, кстати, развивается родственная тема.
14 июня 2021
3 комментария
"Чучела умерших родственников" у меня вызывают в памяти "Долгие годы" Брэдбери и "Капитана Крокуса" от Кнорре)
Magla
О! точно!))
"Чучела умерших родственников" чем-то криповато пересекаются с постом выше про головы...
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть