↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
flamarina
21 июня 2021
Aa Aa
Когда сумасшествие это слишком просто
Один из моих любимых фиков Медуза благодаря флэшмобу и Reyvien обзавёлся аудиоверсией. Что безумно прекрасно само по себе, спасибо флэшмобу и декламаторам.
А мне самое время обратиться к рубрике #песня_за_кадром и вспомнить, из чего родился этот странный психодел.
Признание первое: это должен был быть гет.
Признание второе: я собиралась писать на "I Believe" по заготовке.
Мне хотелось писать о Луне Лавгуд, шизофрении и любви, неотличимой от смерти. Так и родился первый монолог:

Ночь пахнет мокрым батистом, илом и шершавыми камнями. Я иду босиком, пытаясь замёрзнуть, но я забыл, на что похож воздух. Темнота хлюпает, заливает с головой, целует мокрыми губами лёгкие, и только высоко в небе рыхлая, творожистая луна, как медуза, медленно плывёт к северу.
Ты называешь меня сумасшедшим, но это слишком просто. Я видел, кто ты на самом деле. У тебя тридцать семь теней и миллионы рук. В одной ты держишь зеркало, в другой — веер, в третьей — нож, в четвёртой — зонтик от солнца, вытканный нитями слёз, спускающимися до земли, как вуаль. Остальные руки держат маски и на каждой, в самом центре лба, — поцелуй мертвеца. Скоро у тебя будет ещё одна маска. Я скребу лицо ногтями, но никак не могу её снять. Возможно, если бы я сумел отдать её тебе, ты бы оставила меня в живых, и я снова научился бы дышать ветром.
На деревьях вместо листьев — полосы водорослей. В облаках плавают перевёрнутые рыбы с глазами детей и преступников. Ты утопила солнце в воде, а из струй пара связала сеть, в которую поймала ветер. Теперь у нас всегда ночь. Нельзя разжимать губы, иначе воздух уйдет, и я не смогу всплыть. В траве сидят голые зелёные гадюки и держат меня за ноги. Я лёгкий и прозрачный, но я стою на дне, потому что их скользкие зелёные хвосты обвили мои лодыжки. Я кричу, не разжимая губ

Но на конкурсе оказалось, что единственным пейрингом с Луной в заявках был Луна / Джинни. "Ну что же, - подумала я, - при низком рейтинге разницы не будет". Сменила окончания мужского рода на женский и призадумалась. Меня очаровала их противоположность. Красное и белое, солнце и луна, огонь и вода. Любовь, больше похожая на войну, притяжение и отталкивание страшно непохожих и взаимосвязанных существ. Лето и зима.
Так и получилось, что мысленным саундтреком к этой работе стала "Земля" группы "Маша и Медведи". Кстати, когда они не пели про Любочку, то вполне хорошо смотрелись в качестве импортозамещения Garbage (да-да, рок-коллективы с женским вокалом того времени клянутся и божатся, что ориентировались на Guano Apes, но Ширли Мэнсон просвечивает из их постеров, стиля и текстов куда явственней).
"Земля" была эдакой мрачно-ласковой садомазохистской балладой немного в духе "Milk" (не кидайтесь тапками, немного в духе и по моей личной имхе) и особенно запомнилась мне рефреном "такая любовь убьёт мир".

Всё сошлось прекрасно. Ведь (и это отмечала ещё приснопамятная Шпильрейн) видение отношений шизофреником (а даже и шизоидом) именно таково: жертва. Гибель. Шаг с башни вниз.
NB: Шизоид - тип характера, в отличие от шизофрении - не болезнь. Никакого бреда, никаких галлюцинаций, критическое мышление сохранно и т.п. Шизофрения похожа на шизоидность, как гора на холм, можно условно сказать, что она эдакая доведённая до абсурда метафора шизоидности. Но некоторое сходство в видении мира между ними всё же имеется. Например, для шизоидов тоже характерна метафоричность и стихийная ассоциативность мышления, причём ассоциации нетипичные. Шизоиды испытывают повышенный интерес к мистике, религии и всему "за гранью", иногда склонны к конспирологии и "синдрому поиска глубокого смысла". Плюс, шизофреник до начала болезни довольно часто имеет именно шизоидный тип личности. Подробнее - в гугле, но главное не путайте )))
Шизоид - это история про границы. Между собой и миром, собой и другими, личным и общественным, между прошлым, настоящим и будущим, эмоциями и разумом... Шизоиды впечатлительны, поэтому очень легко утрачивают позицию наблюдателя, "растворяются" в явлении. А утратить позицию наблюдателя до конца = перестать быть собой, перестать ощущать и осознавать себя = как бы "умереть".
Поэтому шизоиды со временем учатся выстраивать границы, но всё равно подозревают, что те слишком хрупки и вот-вот разлетятся на осколки от малейшего прикосновения. Им всё слишком. Громко. Ярко. Сильно. Быстро. Это захватывает и даёт ощущение полноты жизни, но грозит утратой себя.
И как вступать в отношения при таких вводных? А эмоции у них есть. Ещё какие. Не каждый может в это вот так просто поверить: на вид шизоиды довольно нейтральные и отстранённые, - но это так.
Пойманные между боязнью одиночества и боязнью утраты себя, они воспринимают сближение с другим как своеобразное жертвоприношение. Которое, конечно, "стоит свеч", ежели любовь настоящая. Но только тогда. Романтично, правда? (спойлер: не очень). Есть ещё другой путь: в принципе вступать в отношения только когда спокойно и безопасно, когда сердце не дрогнет ("мне нравится, что вы больны не мной"). Но хочется-то другого...

Луна для меня как модель шизоидной личности значит очень много. И поэтому в фике появляется тема этого бегства от отношений, которые оказались "слишком", это ощущение тяжести вместо лёгкости, которое пригвождает к месту и лишает свободы. Казалось бы, в "Медузе" нормальность и ненормальность инвертированы: ведь с ума сходит Джинни, - но это как раз старое наблюдение психиатров. Шизофрения как бы "заразна", пообщавшийся с шизофреником может испытать схожие симптомы и даже сам сойти с ума.
Я постаралась пройти по грани недосказанности, какую увидела в каноне: нормальна ли Луна или нет? "Издевается" или "ей место в одной из соседних палат" - как сказано устами психиатра?

Одним из симптомов шизофрении может являться "дереализация": окружающий мир кажется искусственным, люди и животные напоминают марионетки. Всё видится и слышится "как сквозь воду" или "как из-за стекла". Интересно, что творчество шизоидов также часто вращается вокруг дилеммы искусственности / естественности (маски, куклы, театр, цирк), изобилуя "водными" и "стеклянными" метафорами (с переходной метафорой льда). Также во многих произведениях авторов-шизоидов есть напряжённая потребность "по настоящему жить", противопоставленная жизни как будто на автомате, "мимо жизни". Я собираю подобные примеры, поэтому успела накопить внушительную коллекцию, где и книги, и фильмы, и музыка.
Скажем, К.С.Сафон, с его зданиями "чем-то напоминающими затопленную теплицу" и историями про кукол и автоматы.
Или Борис Поплавский с снами о затонувших городах и стеклянных домах, с его завороженностью граммофонами и механическими пианино.
Текст песни группы "Пикник" под названием "Кукла с человеческим лицом", где есть и оживающий манекен, и стеклянная витрина, и стремление получить искру жизни.
- и таких произведений масса.
Одним словом, "Smoke and the mirrors", "Дым и зеркала", как говорят англичане.

Конечно, эту идею я тоже постаралась вписать в фик. Стекла там нет, льда тоже, зато подводного колорита хватает. А также парочка старых анекдотов, немного плагиата (с трёх авторов) и сплошная игра слов, без которой шизоид не шизоид.
Борис Поплавский устами своей героини как-то озвучил, что граммофонные вальсы - будто души ненаписанных симфоний, и потому они такие короткие, пронзительно-грустные и зовущие, что написавшие их композиторы понимают - симфонию они не сочинят.
В "Медузе" нашли приют строчки некоторых моих стихов, потому что приблизительно тогда я с ними (стихами) и завязала. Остались только неприкаянные метафоры:
"когда свечу ставят на зеркало и двойная трепещущая тень выводит из-за грани небытия то, что не должно быть сказано" - конечно, это просто оптика: тень от светящегося объекта на зеркале и правда будет двойная - объекта и его отражения. Но меня этот простой факт когда-то поразил.
Под спойлерами стихотворные версии, не любите стихи - пропускайте спойлер.
Кто-то помнит, почему свечу
Никогда на зеркало не ставят.
Потому что сердцем сердце плавит,
Стёкла распуская на парчу.

"Шёпот на изнанке слуха"
Слушай!
Это я шуршу над ухом
Твоим полусонным слухом

"И тогда душа возвращается по собственным следам, чтобы очутиться у себя за спиной"
Легко вернуться, стать собой,
Когда себя не знаешь сам.
Так день крадётся по следам
На мягкой кромке света с тьмой.

#статьи #про_фанфики #про_литературу #про_психологию
21 июня 2021
5 комментариев из 32 (показать все)
WMR
Как вариант, и такое бывает.
Но чаще именно ощущение кукольности / масочности / театральности / условности происходящего.
Есть такой автор, Игнатий Журавлёв. Он в книге с названием, которым можно пугать людей, дерзнувших спросить "А вы что читаете?"... – так вот, он в книге "Пролегомены к теории зонда" рассказывает, почему так.
Если вкратце, то это вопрос частоты обращений к картине мира.
Живое / неживое определяется микродвижениями. Если частота снижена, то объект воспринимается неподвижным дольше. А объект, не совершающий микроизмений с определённой периодичностью воспринимается как искусственный.
Как-то так =)
flamarina
Про микродвижения круто)
К слову, на тему кукольности. Вам знаком фильм "Господин оформитель"?
WMR
Как факт, знаком. Но смотреть я его не смотрела. Пометила себе прочесть книгу. Эдакая тёмная сторона мифа о Галатее?

Судя по тому, что вложено в сюжет, есть некая параллель с второй частью "Песочного человека" Гофмана. И очень, очень отдалённая с "Альрауне" Эверса, недаром имеющей подзаголовок "история одного СУЩЕСТВА", т.к. автор так и не отвечает на вопрос, можно ли назвать главную героиню человеком, или связанные с ней странности – всё же большее, чем совпадение...
flamarina
Пометила себе прочесть книгу.
Вы имеете в виду рассказ Грина "Серый автомобиль"? Если да, то нужно отметить, что с фильмом он имеет мало общего, хотя сам по себе весьма любопытен. В рассказе почти нет пигмалионовского мотива, зато есть рассуждения о механическом (герой даже себя начинает воспринимать как механизм) и о движении людей по диску-Времени к центру-Истине. А ещё там есть описание карточной игры, которое может особо зайти любителям карты Джокер :-)
В "Господине оформителе" мотив Пигмалиона силен. Более того, ГГ ощущает себя соперником Бога, пытаясь создать нечто лучшее, чем тот сотворил. Действие перенесено из гриновской вселенной в Петербург начала 20-го века. Отсюда общая эстетика декаданса. Вообще, в детстве и юности я нередко слышал об этом фильме, но вот посмотреть всё никак не удавалось (по TV редко показывали). Однажды удалось ухватить самую концовку со знаменитой музыкой. Запомнилось - и музыка, и концовка вообще) А полностью посмотрел фильм уже взрослым. В целом нравится :)
WMR
Жаль =) ох уж мне это режиссёрское "я ещё не видел сценария, который не требовал бы доработки..." (реплика персонажа из романа Ирвина Шоу "Две недели в другом городе").
Хотя я понимаю, что если сделать приписку "по мотивам..." и указать нечто классическое, то утвердят быстрее. "Сталкер" aka "Пикник на обочине" передаёт привет...

Я относительно редко смотрю фильмы, даже классику. Угадайте, когда посмотрела "Леон"? Два. Года. Назад.

Чтение как-то предпочтительнее, легче с чем-то совместить...

есть рассуждения о механическом (герой даже себя начинает воспринимать как механизм) и о движении людей по диску-Времени к центру-Истине. А ещё там есть описание карточной игры, которое может особо зайти любителям карты Джокер :-)

Ох, даже так? Ну что же, "надо брать" (с)

* * *
А вообще, кмк, история о Галатее и не могла закончиться хорошо =)

P.s. вчера зацепила на Яндекс дзене историю промо-мистификации с манекеном по имени Синтия. У которой рекламных контрактов было больше, чем у живых "звёзд"... Еще до разговора с вами. Забавно.
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть