↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Раздор
17 сентября 2021
Aa Aa
#кино
#премьера
#рецензия
#размышлизмы
#книги
#Дюна

Знаете, однажды один классик сказал о романе Фрэнка Герберта "Дюна" следующие слова, с которыми я склонен согласиться:

"Когда Фрэнк Герберт писал свой роман, он вряд ли догадывался, что создаёт феномен. Он просто творил, используя свои обширные знания, полученные в ходе самообразования. Такой уж он был человек, - интересную тему он старался изучить со всех сторон. Причём не как подавляющее большинство современных интернет-дятлов, считающих себя орлами, а как настоящий исследователь. В итоге в Дюне в единый сложный клубок сплелись история государства и права, политика, религия, психология, точные и технические науки, экономика, и, разумеется, экология".

Эта серия романов до сих пор остаётся самой монструозной для любого режиссёра, который бы посмел подумать о том, что он сможет потягать такого мастодонта. Нет, конечно, и Дэвид Линч предпринимал попытки её экранизировать, ноооо мы все знаем, чем всё закончилось.

И вот, казалось бы, после ещё более провального мини-сериала двухтысячного года ни одна студия больше не даст бюджета на экранизацию околодворцовых интриг на пустынной планете Арракис, но ВНЕЗАПНО (и это было реально внезапно для всех, даже для студии Warner Bros., которая со скрипом выделила 165 лямов вечнозелёных) на свет вышел Дэни Вильнёв и заявил "Да, вы знаете, что я экранизировал довольно неоднозначный Бегущий по лезвию 2049, который в конце концов был растащен на цитаты и мемы, но знаете что? Я собираюсь это сделать ещё раз! Подайте мне Дюну! Я вам устрою наш ответ Войне и миру в плане неоднозначности!".

Сказано, - сделано. И вот, экранизовав аж ровно половину романа, Дэни Вильнев выкатил на свет сегодняшним днём фильм, который я посмотрел и остался в очень серьёзных раздумьях. А посему это запоздалая (ибо рецензия ещё вчера должна была выйти) рецензия на мировую, не побоюсь этого слова, премьеру фильма с тяжёлой судьбой и не менее тяжёлым и неясным будущим...




1. СЮЖЕТ

На самом деле, этот момент - самый главный камень преткновения в любом обсуждении фильма. Новую «Дюну» можно оценивать как минимум с двух позиций: литературного гика, знающего мир романа-первоисточника до последней песчинки, и рядового зрителя, год назад затаившего дыхание в ожидании нового блокбастера Дени Вильнёва и тем не менее так и не прочитавшего книгу. Как, впрочем, и любая экранизация литературы, вильнёвская «Дюна» будет восприниматься этими типами людей очень по-разному: одни будут причитать из-за довольно вольного обращения режиссера с материалом романа, другие – прилагать невероятные усилия, чтобы в первой трети фильма успеть разобраться в том, что такое меланж, кто такие сестры Бене Гессерит и что это за такой исключительный Квисатц Хадерах, о котором все вокруг говорят.
Ну а сюжет хотя бы поначалу, но повторяет пролог из книги точь в точь. Даже цитаты из книги почти без изменений полностью перекочевали на киноленту, что удивительно, ведь таким уровнем переноса раньше мог похвастаться только Зак Снайдер с его Хранителям, но я к ним вернусь немного позже.

Ах да, для тех, кто в танке и даже не понимает, о чём я тут сверху нагородил, поясняю. Действие разворачивается в очень далёком будущем в галактической империи правителя Шаддама IV. Кроме него, власть над государством принадлежит ряду Великих Домов, среди которых есть давние враги Атрейдесы и Харконнены. Фильм Вильнёва начинается с принятия главой Дома Атрейдесов герцогом Лето в исполнении хорошего актёра Оскара Айзека приказа императора, согласно которому Атрейдесы должны покинуть свой дом на планете Каладан (который вот прям ни разу не напоминает Шотландию, где проводилась часть съёмок, ога!) и отправиться на ранее принадлежащий Харконненам Арракис, или Дюну, – планету-пустыню. Она, несмотря на свою видимую бедность, может приносить феноменальный доход из-за существующего только на ней меланжа – особого вещества, наркотика, если можно (и даже нужно) так выразиться, который жизненно необходим империи для межзвездной навигации, но вообще имеет немало других применений. У сына герцога Пола (Тимоти Шаламе) часто бывают сны-видения, которые с переменным успехом сбываются: в них он видит Арракис, живущий на нем народ фременов и много крови. Пока Атрейдесы пытаются обжиться на новом месте и приступить к выполнению грандиозных планов герцога по облагораживанию Дюны, глава Дома Харконненов барон Владимир (Стеллан Скарсгард) намеревается уничтожить семейство Лето и вернуть себе Арракис.

Казалось бы, такой простор для подковёрных интриг, политических игрищ лежит перед режиссёром! Ведь и сам Герберт на этом делал акцент, на противостоянии двух противоположных друг другу, но имеющих общие сходства и цели фракций! Но нет. Ради упрощения понимания зрителя сути происходящего (ну и чтобы он банально не заскучал на двадцатой минуте просмотра) дворцовые интриги и сложные политические махинации Харконненов против Атрейдесов и наоборот были заменены... ну, банальным сюжетом про избранность Пола Атрейдеса, тем самым Дэни Вильнёв повторил ошибку мини-сериала, который тоже старался поставить избранность юного Атрейдеса во главу сюжета. Всё дело в том, что этой сюжетной линии в самом романе было отведено ну слииишком мало внимания для того, чтобы её можно было растянуть аж на два с половиной часа. Да, Пол сыграет свою роль в романе позже, но она опять таки будет слишком незначительной на фоне грядущих событий поистине вселенских масштабов, чьи отголоски будут ощущаться спустя целые десятки тысяч лет.
Видимо, Вильнёв это и сам понимал, а потому и оборвал сюжет практически посередине ради того, чтобы заинтригованный зритель топил за продолжение. По крайней мере, стоит надеяться на обещания режиссёра о том, что уж во второй-то части он размахнётся так, что Игра Престолов будет в сторонке курить!
(ага, верим... :/)

2. АКТЁРСКАЯ ИГРА

У меня всего один конкретный вопрос к Зендае.
Зендая...
На кой чёрт ты здесь?
Серьёзно, кто решил, что играть довольно архетипичную девушку должна играть это недоразумение, которое может лишь хмуриться, хмуриться и снова хмуриться вместо того, чтобы выдать хоть какую-то ещё эмоцию кроме "Хммм, а интересно, во сколько у нас обед начинается?". Боже, что за позорище...
С другой стороны, наивно было ожидать, что Оскар Айзек не будет справляться со своей ролью. Он вполне выглядит как тот, кто когда-то ощущался великим герцогом, чья власть начала медленно, но верно ускользать из его рук, пока он сам этого не замечает.
Точно также своего персонажа, Леди Джессику, удалось передать и Ребекке Фергюсон. Хоть из неё интриганка, которая хочет обучить Пола премудростям правления прежде чем дому Атрейдесов наступит кирдык у неё не вышло, но вот суровая властная бой-баба, которая встанет горой за своих, у неё вполне получилось.
Конечно, нельзя не похвалить Стеллана Скасгарда. Хоть ему и отвелась довольно мерзотная роль Владимира Харконнена, но сыграл он её будь здоров, как будто сам персонаж с книги сошёл. А ведь его в шестидесятых (Владимира, а не актёра) признали одним из самых колоритных и впечатляющих злодеев в научной фантастике, это вам не абы что!
Касаемо остальных - Дэйв Батиста всё ещё забывает, что он не в сольнике от Марвел присутствует, Джейсон Момоа внезапно не раздражает, как это было в недавнем Лего-фильме 2, а Джош Бролин просто хорош.

Но, я думаю, вы догадываетесь, что финальный аккорд я приберёг для главной звезды фильма.
Тимоти Шаламе...
Я...
Не знаю, на самом деле, как это сказать, но...
Он вышел точно таким же, как и весь фильм. Неоднозначным настолько, насколько это вообще возможно.
Он постоянно находится меж двух крайностей, как и его персонаж в сюжете. То он сначала ведёт себя так, что ты веришь, будто он сошёл со страниц книги, а в следующую секунду ты проклинаешь актёра за то, что он бубнит себе текст под нос, явно забыв слова и их контекст. То ты сначала восхищаешься тем, насколько хорошо был передан его персонаж и после этого ты пробиваешь себе лоб и кричишь "ХОСПАДИ БОЖЕ, ЗАКРОЙ СВОЁ НАИВНОЕ РОТОВОЕ ОТВЕРСТИЕ, МАЛЬЧИШКА, И НАЧИНАЙ НАКОНЕЦ ВЕСТИ СЕБЯ ДОСТОЙНО! И ПЕРЕСТАВАЙ ТУПИТЬ НА РОВНОМ МЕСТЕ!". Как это ему удалось - непонятно, но в итоге вышло... по крайне мере, не полным днищем.

3. ГРАФИКА

Вот тут лукавить не буду и соглашусь со всеми - в плане масштабности, использования эффектов и декораций, в плане проработки мира вокруг Дюна может посоревноваться даже с Оригинальной трилогией Звёздных войн. Масштаб истории...
Нет, не так.
МАСШТАБ ИСТОРИИ ДЮНЫ И БЛИЗЛЕЖАЩИХ К НЕЙ ПЛАНЕТ в фильме удалось передать, что удивительно и неудивительно одновременно - в конце концов, Вильнёв Блэйдраннера сделал по такому же принципу. Но вот в то, что этот фильм - начало грандиознейшей эпопеи галактических масштабов, веришь с первых же кадров. Да, хоть бОльшая часть фильма и происходит на Арракисе, ты веришь в то, что эта планета чертовски реальна, а кишащие в ней Шаи-Хулуды действительно существуют и норовят тебя сожрать, если ты не будешь осторожен. Впрочем, это касается и родной планеты Атрейдесов, Каладан, и родной планеты Харконненов Гьеди Прайм. Вот вроде бы их мельком показали, а всё равно чувствуешь масштаб - вот как это у Дэни получается, а?

4. АТМОСФЕРА

Знаете, при всей той унылости отведения темы об избранности Пола Атрейдеса в центр сюжета есть один момент, который может дать этой сюжетной линии шанс стать чем-то больше чем просто очередной клишированной теме об избранности. Всё дело в том, как именно она была показана.
Не просто как "Йоу, я тут типа Избранный, так что коммон, пошли мочить всех несогласных!" и все остальные герои такие "ну ок". Нет, тут всё куда запутаннее. Пола пугает ответственность, хоть он и понимает что однажды ему придётся принять на себя бразды правления империей. Он в ужасе от того, что на Арракисе его уже почитают как живого мессию и богоизбранного лидера пустынных людей - Фрименов, и он страдает от своих постоянных видений прошлого и вероятного будущего. Да, пожалуй, это хорошо проработанно.

Но в то же время ради этой линии пожертвовали всем остальным. Политические интриги двух самых влиятельных домов империи остались лишь намёками, равно как и часто поднимаемую в романах тему религиозного фанатизма и колонизаторства отодвинули в сторонку ради будущих сиквелов. И как мне кажется, я понял почему так было сделано. Но это всего лишь моя теория, так что всерьёз её не воспринимайте, пожалуйста.

Мне кажется, что Фрэнк Герберт случайно, а потом уже - намеренно сделал Дюну таким произведением, которое невозможно полноценно экранизировать. Как это в своё время провернул Алан Мур со своими Хранителями, чьей единственной полноценной и близкой к первоисточнику адаптацией является экранизация от Снайдера, - так и здесь, Дюна Вильнёва лишь подходит к первоисточнику настолько близко, насколько само произведение это позволяет.
Дюну невозможно даже в виде сериала обхватить полностью - на это не хватит и целого сезона в десять серий по часу каждая. Слишком сильно Герберт делал акцент на мелочи, которые поначалу не кажутся важными, но которые потом становятся ключевыми в последующих произведениях. Так делал и Роберт Джордан с циклом Колеса Времени, который буквально из мелочей и состоит. Выдерни хоть одну такую мелочь - и вся конструкция полетит прахом.
А потому и не стоит удивляться тому, что на выходе мы получили этакий микс попкорнового блокбастера про избранного и крутые баталии, смешанный с экзистенциальным артхаусом о принятии себя и своей роли лидера крупной наземной фракции, отстаивающей свою независимость от чужеземных господ. И да, я знаю, это опять напоминает Бегущего по лезвию, но что вы хотите? Дэни иначе снимать не умеет!

5. САУНДТРЕК
Я не слышал хорошего саундтрека уже десять тысяч лет, и будто услышав мои отчаянные стенания, с небес сошёл воистину избранный судьбами Ханс Циммер и вновь отряхнул с себя старину, подарив поистине годный саундтрек!
На самом деле, Ханс использовал в этот раз интересную концепцию совмещения обычной оркестровой музыки и этаких восточно-арабо-ивритских нот для создания атмосферы иного мира. Да, конечно, тут и стерильные треки имеются, но по крайней мере после по-настоящему блёклого в музыкальном плане Шанг-Чи тут это ещё воспринимается мной спокойно, а заглавная тема так и вовсе перекочевала ко мне в плеер.

Фууух, и что же в итоге?
Сюжет - 7/10
Актёрская игра - 7/10
Графика - 9/10
Атмосфера - 6.5/10
Саундтрек - 8/10

Иииии я не удивлён итоговой оценке в 7.5 баллов из 10 возможных, потому что и фильм точно также оценили что зрители, что критики. У фильма очень неоднозначное будущее - в наше текущее время пандемии Ворнеры решили и тут свинью подложить, выложив фильм на свой стриминговый сервис одновременно с премьерой в кинотеатрах. А я напомню, что у фильма бюджет ни много ни мало 165 миллионов долларов плюс 20 ушло на маркетинг! Денег у народа по всему земному шару и так нема, а тут вообще получается сплошное разочарование по всем фронтам, из-за которого Дэни был намерен даже судиться с Ворнерами в своё время.
Но это ещё полбеды. Куда как хуже дела обстоят с неясными планами на будущее франшизы. Да, зрители будут просить вторую часть, писать петиции и так далее, но ведь всё от сборов зависит, блин, которых может и не быть! Но одновременно с этим ещё и неясно в какую сторону будет развиваться сиквел. Сдержит ли Дэни своё обещание и уделит политическо-религиозной составляющей куда больше внимания во второй части? Или поддастся на уговоры студии и съёмочной группы, которая хочет превратить сиквел в условную копирку седьмого эпизода Звёздных войн, которые больше напирали на ностальгию, нежели чем на сюжет?
Время покажет, конечно, но как по мне, пока что Дэни выжал всё возможное из книги. Как я писал выше, для меня Дюна является этаким опус магнумом, который нельзя реализовать на сто процентов. Можно лишь попытаться это сделать, но у тебя не будет стопроцентного успеха в этом, как бы ты ни старался. Вильнёв сделал определённо более лучшую попытку, чем это было в 1984-ом и 2000-ом, но вот удастся ли этот текущий одиозный проект превратить в живую франшизу вопреки всем невзгодам или же она отправится в небытие, не сумев справиться со свалившимися на неё неприятностями, покажет лишь только время.

Ну и конечно не стоит забывать, господа, что SPICE MUST FLOW! ;)

На этом всё, и я, пожалуй, пойду спать. Теперь мне осталось дожить всего до двух главных премьер этого года и можно считать, что этот год прошёл вполне себе стерильно...
17 сентября 2021
8 комментариев
А какие еще две премьеры? Вечные, а шо еще? Матрица?
То есть там эта тема избранности прям всерьёз идёт? В книге-то оно объясняется очень просто: Пол - ментат, автоматом просчитывающий кучу вариантов будущего, плюс орден Бене Гессерит заложил кругом закладки через свою агентуру в виде тех самых мессианских легенд, чтоб и сёстрам, и квизац-хадераху было легче внедряться или спасаться в случае опасности.
А вы смотрели в оригинале или дубляже?
Раздор
Raido Akkerman
Ну, Матрицу вроде как на январь следующего года переносить хотят, так что второй премьерой будет Чел-Паук 3: Мы Окончательно Сломали Таймлайн Киновселенной Марвел.
Раздор
fetisu
Поскольку я был в кино, то смотрел в дубляже, а потом через сервис глянул оригинал (благо пока что подписка на HBO Max стоит недорого)
Раздор
Мать-революция
Увы и ах, но всерьёз. Более того, под конец на ней стали делать ещё бОльший акцент, когда

Пол и Чани добрались до убежища Фрименов и сестер Бене Гессерит и там решилась судьба Пола о дальнейшем его превращении в будущего падишаха-императора и Квисатц Хадераха, пророка Муад'Диба.
Раздор
О, на hbo разве не в октябре с америкой одновременно? Я ходила вчера в кино в мск на ориг+сабы(жаль, сабы бесили конечно, как всегда поверх картинки, а не ниже, жаль без них просто в оригинале не крутят в кино)
Раздор
fetisu
Дюна является сейчас эксклюзивом для ру коммьюнити, так что и на сервисе сейчас ориг+сабы имеется. Может потом удалят, конечно, но я сильно в этом сомневаюсь, учитывая бравады Ворнеров о том, что "какой у нас стриминговый сервис хороший, и мы на нём все-все-все свои премьеры выпустим!".
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть