↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Филоложка
5 июня 2022
Aa Aa
Задумалась тут что-то.
Мне со школой очень повезло. Я это и в процессе учёбы понимала, а уж в универе и после осознала стопроцентно.
Все основные предметы давали качественно, учителя были по-настоящему квалифицированные. На истории в старших классах нас так натаскали на запись лекций, что я в универ пришла уже бойцом с набитой рукой.
Но сильнее всего, несомненно, повезло с литературой. Во-первых, их было две, у нас в старших классах зарубежка шла отдельным предметом. Да, раз в неделю и с не самым требовательным учителем, но всё равно очень пригодилось потом. А основную, русскую литературу, у меня с 5 класса вела одна и та же учительница, Л.И., она же с 6 класса нас и на классное руководство взяла, горемычных (мы год пробыли никому не нужным сборищем офигевших пятиклассников до этого, потому что любимая учительница из-за состояния здоровья покинула школу).
Так вот, Л.И. именно такой учитель литературы, которого я бы от души пожелала всякому, кто хочет на филфак. Она не заигрывала с классом, всегда была строгой там, где надо. И при этом учила нас думать, а не тащить из учебника готовое мнение. Мы конспектировали Белинского и Добролюбова, но рассуждая на уроках, могли не согласиться ни с кем из них. У нас были семинары, работа по группам, свободные обсуждения. И, как я сейчас понимаю, довольно значительное количество сочинений. И лучше было налепить в нём десяток собственных ошибок, чем скатать его с готового сборника, за такое прилетало в разы сильней. Я провела сотни часов своей жизни, формулируя свое мнение о героях и сюжетах литературных произведений, объясняя поступки и мотивацию героев, и это было сложно, но кайфово. Не было ни одного сочинения, в котором я бы кривила душой, подтаскивая цитаты под удобное мнение. Не было урока, на котором кто-то высказался бы о персонаже так, чтобы я была не согласна, а я бы не подняла руку, чтоб возразить. Мы не боялись, никто, даже троечники.
Понимаете, я закончила школу, уверенная, что именно так и должно быть и именно так везде литературу и преподают. О том, что кого-то где-то из класса выгоняют за альтернативное официальному мнение о Чацком или рвут тетрадку с сочинением, если там осуждается Мелехов, я уже только потом наслушалась от однокурсниц.
Когда я пришла на филфак, для меня абсолютно естественными были семинары, на которых можно вступать в диалоги, рассуждать, даже спорить с преподавателем, на ходу искать ответы на вопросы и не приходить к единому мнению. И я сначала не понимала, почему из нашей группы в 17 человек разговариваем на семинарах в основном только мы с тремя другими девчонками. Потом поняла: нам просто со школами повезло, нас так научили. Остальные девочки смотрели на нас, листали тетрадки и не понимали, что происходит. Они привыкли, что есть понятный вопрос и есть готовый правильный - единственно правильный! - ответ, который ты дома вызубрил. И потребовалось немало времени, чтобы моих однокурсниц попустило и они начали тоже кайфовать от процесса.
Я всегда считала и считаю, что правильное преподавание литературы в школе - это большая удача, а неправильное действительно может отбить у человека желание читать на всю жизнь. Как и желание самостоятельно мыслить.

#всем_пох #школа
5 июня 2022
2 комментариев из 14
Я обожала, когда литературу связывали с историей и географией, из-за придуманных персонажей показывались отсылки к реальным событиям, людям, информационному фону того времени, разбирались мотивы персонажей и их образы. Ясное дело, в школе этим никто не занимался, поэтому уроки были весьма унылы.
Сочинения нам можно было писать в достаточно вольном ключе, так что поскольку создавала я их обычно на компьютере, они получались большие, длинные, с кучей деталей и привлеченных исторических фактов. Преподавателям вроде нравилось, особенно когда они перешли на электронный формат и могли не вчитываться в мои каракули.

В 10-11 литературы как таковой и не было, нас затачивали на егэ и бегом проскакивали основные темы по программе.
С тех пор я искренне терпеть не могу анализ стихов. Это были адовы муки, на контрольной выдавить из себя что-то умное по Бальмонту и символике его стихотворения про башню. Учитывая, что символистам и их собственно символике в учебнике посвящено страницы от силы четыре, надежды на теорию было мало.
Зато были смутные подозрения, что самостоятельная трактовка преподавательнице не понравится куда сильнее, чем нагло скатанная с первой же в гугле статьи.))

Подозрения оправдались, оценка вышла нормальная, но анализом стихов учительница меня слезно просила больше никогда не заниматься, или уже скатывать подчистую, не пытаясь в художественную адаптацию.
Показать полностью
А мы на литературе заучивали биографии авторов и писали однотипные сочинения
ПОИСК
ФАНФИКОВ













Закрыть
Закрыть
Закрыть