↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Гексаниэль
26 июня 2022
Aa Aa
Привет!
Сегодня я завершаю обзор фика "Гарри Поттер и каменная философия" и в последний раз призываю быть вежливыми и корректными.
Десятая глава, "Стоглазый Аргус".

Субботу и воскресенье Гарри потратил на срочное знакомство с Хогвартсом и вводными уроками, которые он пропустил по причине болезни. В чём ему с удовольствием помогал Захар, предоставив Поттеру свои первые конспекты, а между перерывами послужил ещё и гидом, сопровождая друга в тех частях замка, которые сам успел изучить.
Вон та лестница ведёт на третий этаж в Запретный коридор, туда ходить нельзя, так директор сказал. А вот эта лестница, центральная и широкая, ведёт в общий коридор, а там можно пройти в библиотеку, она очень большая и там столько книг, Гарри, но ску-у-учные… А вот этот проход ведёт на факультет Пуффендуй; кстати, там же кухня, пошли, покажу.

Второй абзац смотрелся бы куда лучше, будь он оформлен как прямая речь, потому что это явно речь Захара, а не внутренний монолог Гарри или слова автора.

Захар ласково щекочет грушу, та кокетливо хихикает и превращается в дверную ручку. И Гарри с горящими глазами облазывает кухню вдоль и поперек, тишком таская со столов булки и пирожки, домовики деликатно отворачиваются, делая вид, что ничего не замечают.
Старшекурсники снисходительно улыбаются, прижимаясь к стенам, пропуская мимо себя несущихся парнишек. Гарри и Захар сдвоенным ураганчиком Слизерин-Пуффендуй проносятся по школе, вызывая у всех грустную ностальгию по тем временам, когда они тоже были маленькими и наивными. И желали им, чтобы их детская дружба не распалась спустя годы.

Я напоминаю, что в Хогвартсе учатся с 11 до 17-18 лет. Не рановато ли для ностальгии? И с каких пор «ух ты, мы совсем взрослые!» лбы хоть сколько-нибудь интересуются делами первачков? Спойлер: ни с каких, у лбов тут Квиддич, Приключения, Великие Открытия, Начало Блестящей Карьеры, Самые Важные Экзамены и Любовь На Всю Жизнь. Ну и «кто спер мою помаду, прокляну гадину!»
Про скачки времени я уже не говорю, это повсеместно и уже даже не раздражает.

***
Цербер является одним из самых злых, ужасных и агрессивных монстров древнегреческой мифологии. Его также называют Кербер, что в латинском языке означает «пожиратель» и «души умерших». Он считается самым страшным порождением Ехидны и Тифона. По сравнению с остальными их детьми, Лернейской гидрой и Немейским львом, Цербер наиболее опасен и силён. Он служит верой и правдой только своему хозяину, богу Аиду, и охраняет вход в подземное царство мёртвых.
Как выглядел Цербер?
Цербер, или Кербер, представляет собой огромного трёхглавого пса. Хотя некоторые источники повествуют о том, что у него было пятьдесят голов, в остальных говорится про стоголового Цербера. На шее беспощадно шипят змеи. У него длинный хвост, также представленный в виде змеи. Змеями заполнена вся его шерсть, живот, огромные лапы, абсолютно все части туловища. Глаза животного злые и устрашающие, повергают в ужас и вселяют страх.
Из пастей Цербера, наполненных огромными острыми клыками, постоянно выделяется и течёт белая ядовитая пена. Согласно одной из легенд, когда Цербер был на земле, из его пены проросла ядовитая трава аконит, которая стала основным компонентом смертельного зелья Медеи.
Цербер в древнегреческой мифологии являлся тем существом, с которым все боялись встречаться, а если уж это происходило, они не могли избежать страшной смерти от его острых клыков и ядовитой пены.

И эти абзацы можно было бы сделать более уместными при помощи оформления. Что-то вроде «Энциклопедия волшебных существ гласит: трампампам». Кстати, тогда бы и очередной перескок между временами между этими абзацами и следующим выглядел куда органичнее.

Всего этого не было у Пушка. Ни змей на шее и шерсти, ни змееподобного хвоста. Единственное, что роднило Пушка с его жутким прототипом, было — всего лишь... и слава богу! — наличие трех голов. И с этими головами у Пушка были вечные проблемы. Влияние трёх мозгов на одно тело и на один позвоночный ствол доставляло церберу массу неудобств. Хорошо, хоть центральная голова была лидирующей, а то совсем караул… Правой голове хочется понюхать вон тот цветочек, левой приспичило погрызть косточку, и центральной башке приходилось давить свои же хотелки, из-за чего правое и левое ухо боковых голов были изрядно пожёваны. Да, к сожалению, Пушку приходилось прибегать и к таким крайним мерам — кусать собственные уши. А иногда и лапы, когда те переставали слушаться и выходили из-под контроля голов.
Вот и сейчас. Посаженный за каким-то надом на толстую цепь юный трицефал очень старался не сойти с умов, что было довольно сложно. Центральная голова Пушка исполняла то, за чем его и посадили сюда — сторожила люк, как его досточтимый предок-прототип, а правая и левая головы раздирали центральную своими желаниями на две части. Правая выла на потолок, левая пускала слюни и чавкала, мечтая о косточке.
И кто придумал трицефалов? Удавила бы…

Я понимаю, что у нас опять авторский нарратив пролез… Но я лучше скажу про его тон и очередную проблему текста под названием «этого не было в каноне, но я придумаю вот так и на основании придуманных мною фактов скажу, что этот момент в каноне нехорош».
Многоглавые существа придуманы так давно и разошлись по мифологии и искусству так широко, что первоисточник уже не узнать. Но их проблемы не являются абсолютным каноном, единым для всех подобных существ: например, в мифах не сказано, что тот же Цербер испытывал какие-то неудобства из-за трех голов. И при том, что каждый автор может сам решить, устроить ли трехголовому псу проблемы из-за дополнительных голов или сделать его особенность главным козырем в жизни, довольно странно обвинять предшественника в том, что он-де придумал что-то не то. Особенно странно – в теле художественного текста, а не в статье или обсуждении.

Первая неделя сторожевой вахты подходила к концу, хозяин Хагрид кормил его через день, то есть три раза в неделю.

Не самое нужное уточнение, на мой взгляд.

А вот погулять не брал совсем. Пушок начал тихо ненавидеть этот люк, который ему приказали охранять. Во Врата в царство Аида хотя бы гости приходили, так что Великому Керберу было что сторожить и он не скучал. А тут…
Левая голова зевнула и вдруг ни с того ни с сего вцепилась в брыли центральной. В ту же секунду справа по щеке полоснули зубы правой. Пушок взвился от боли и страха — он же сейчас сам себя загрызёт, выпустите меня отсюда!!! Его огромные лапы беспорядочно забили по полу, пытаясь куда-то удрать, да вот бежать-то и некуда, на всех трёх шеях висели цепи, соединенные в одну, прикованную к массивному кольцу в стене. Хаотичное метание и кружение на месте привело к тому, что церберёныш запутался в цепях. Перекрученные цепями лапы больно сдавило и заломило под невозможными углами, перехватило два горла, и воздух в легкие поступал только благодаря третьему. Перепуганный Пушок испустил истошный щенячий вопль, усиленный его размерами.
Гарри и Захар, слегка уставшие после целого дня беготни, тихо брели в подземелья, чтобы разделиться там по двум коридорам и разойтись по своим факультетам. Вот они миновали Часовую башню и направились к арке, ведущей в кухню, когда до них донёсся плачущий визг щенка. Невилл, идущий с ними, испуганно подпрыгнул и в страхе посмотрел вверх.

Лучше было сразу сказать, что шли они втроем, а то странно выглядит.

— Это где? — спросил Гарри, напряжённо глядя на Невилла.
— Н-на третьем этаже… — шумно сглотнул тот.
Был так называемый «глухой час», когда в Хогвартсе наступало ленивое затишье между ужином и отбоем и коридоры школы пустовали. В этот час все расходились по факультетам и клубам по интересам. В воскресенье и так-то делать нечего, только кушать да играть между перекусами и дожидаться чудесного часа отбоя, потому что нет более притягательной вещи, чем нарушение школьных правил, когда ты крадёшься по коридорам, щекотливо ёжась от весёлых мурашек страха, боясь, что тебя вот-вот поймает строгий препод…
Таким образом, плач попавшего в беду щенка услышали трое. Влетев в Запретный коридор, Гарри, Невилл и Захар упёрлись в настоящие ворота, в которых — слава богу! — нашлась калитка. На калитке простая железная щеколда, которую ребята просто подняли и, открыв дверь, вошли в… ещё один коридор.

Да, действительно повезло – в каноне дверь была заперта на Алохомору…

Мешанина лап и голов в первый миг сбила их с толку. Три пары перепуганных глаз уставились на ребят. С трудом разобравшись в путанице цепей и конечностей и слушая задушенный хрип, трое мальчиков ринулись на штурм. Ползая по собаке, Гарри и Невилл с Захаром лихорадочно ослабляли нажим цепей и отстёгивали карабины.
Карабины были огромными и тугими, с мальчишек семь потов сошло, прежде чем они смогли отогнуть язычки. Освобождённый из плена цербер безжизненно и расслабленно вытянулся на пузе, обессиленно распластав лапы. Мальчики с запоздалым испугом смотрели на три головы, лежащие на полу между передних лап. Осторожно отойдя, они прижались к воротам.
Но Пушку сейчас было откровенно чихать на люк, его три носа благодарно втягивали запахи трёх спасителей, стремясь запомнить их навеки и покрепче. И понимал — это дети. Друзья. Хвост цербера слабо вильнул, приветствуя маленьких дружков.
Гарри, заметив это всесобачье и понятное всему миру движение, облегчённо вздохнул:
— Всё в порядке, ребята, он не собирается кусаться.
— А кто это? — робко спросил Невилл, пугливо моргая.
— Цербер?.. — с сомнением произнёс Гарри, вспоминая мифы древней Греции. Захар закивал, соглашаясь с ним:
— Да, верно, это цербер. Трёхголовый Адский пёс.
— А зачем он здесь? — озадачился Невилл.
Мальчики стали осматриваться, пытаясь понять, для чего здесь заперли огромную собаку. Голые стены, люк в полу. И всё, больше ничего. На люк в полу они обратили внимание постольку-поскольку, зная, что под ним, по идее, должен находиться второй этаж. Гарри выглянул за ворота и поискал на них и на калитке табличку, но ничего не нашёл. Загадочный коридор с гигантской собакой по-прежнему оставался загадкой. С чем он и поделился:
— Жаль, нигде не написано, как собаку зовут.
— А давай сами назовем! — предложил Захар.
— Ух ты, давай! А как? — заинтересовался Гарри.
— Может быть, Аргус? Как того... стоглазого стража?.. — задумался Захар.
Невилл вдруг хихикнул:
— Не пойдет. Аргусом завхоза Филча зовут.
— Правда, что ли?! — весело удивился Захар.
Мальчики посмеялись, потом снова задумались. Гарри приуныл:
— Жаль, Янусом нельзя назвать, у него только два лица…
— Да-а-а, жаль… — согласно протянул Захар. — Три головы, одно тело… единое… триединый. Тре… Вот это да! Придумал!!!
Тут он так заорал, что Гарри с Невиллом и Пушок аж подпрыгнули. А несносный фантазёр Захар встал в торжественную позу, гордо выпятил грудь и важно заговорил:
— В великом и могучем русском языке есть три слова, заканчивающиеся на один и тот же слог! Это прекрасные мужские имена, которых, я уверен, этот пёс достоин. Центральная голова нарекается Трезор, левая — Невзор, и правая — Прозор.
Цербер слушал голоса мальчишек и растекался счастливой лужицей, а получив ещё и имена, сделал Хагриду окончательное отстранение. Потому что три ума — это три сознания, три личных пространства и три личных местоимений «Я». А я — это я, это остальные со стороны — они. И Пушок это понимал, потому и не мог раньше договориться сам с собой. Но теперь всё будет по-другому! Он Трезор, Невзор и Прозор.

Почему мне смешно со второго имени?)) Ну ладно, если серьезно, идея с тремя сознаниями интересна, но… мы уже упоминали не только перескок между временами, но и между лицами в повествовании, и это выглядит довольно неуклюже.

А ребятишки тем временем решали новую проблему — они твёрдо решили его выгулять. И с этой целью изучали ворота, на них снаружи висел здоровенный амбарный замок и открыть его без ключа не было никакой возможности. Ну раз тут нельзя выйти, то нужно посмотреть в другом конце коридора. Додумавшись до этого, парни прошлись по нему из конца в конец. И обнаружили там большое и широкое окно. Открыли, высунулись и радостно переглянулись, увидев за ним пологий спуск. В этом месте часть здания вросла в землю, как это обычно бывает со старыми постройками. И первый-второй этажи по самые окна зарылись в склон холма.
Трезор-Невзор-Прозор с любопытством топтался за их спинами, жадно нюхая воздух, врывающийся в распахнутое настежь окно. Прикинув его размеры, мальчики сочли, что он пролезет.

В замке. Окно размером с цербера, пусть и щенка.
Я уже упоминала это, но повторюсь: в замках, в отличие от дворцов, окна делались маленькими и узкими… Если владелец желал переделать замок в дворец, он, конечно, окна расширял, но в замке, который не переделывали, найти окно размером с цербера очень проблематично.
А еще не могу не обратить внимание на… выразимся как геймеры, невероятную легкость прохождения. Именно в этом месте часть замка вросла в землю аж на два этажа (правда, по канону Хогвартс стоит на вершине высокой скалы, возвышаясь над всеми постройками, и не очень понятно, откуда там взялась земляная насыпь высотой метров в 8-10 и почему никто ничего с ней не сделал). И именно в этой комнате окно нужных размеров. И оно не забрано противоцерберной решеткой, не зачаровано так, чтобы его было невозможно разбить или открыть, нет – оно распахнуто настежь. То есть для решения проблемы не надо долго думать – достаточно просто посмотреть вокруг, и герои не сталкиваются с препятствиями, не ошибаются, не идут вынужденно в обход – вселенная фика сама дает им в руки все ключи.

Залезли на подоконник и спрыгнули, позвав цербера за собой. Покосившись в сторону передней двери, едва видной в конце тоннеля, бывший Пушок пренебрежительно пожал плечами — а что там красть-то? — и полез в окно, следуя за весёлыми голосами друзей-мальчишек.
Остаток этого сногсшибательного воскресенья трое ребят провели очень весело и плодотворно. Склон холма, из которого вырастал замок, острым клином врывался в опушку Запретного леса. Так что взятого напрокат пса надёжно укрыли высокие стволы деревьев с густыми кронами и пышные кусты. Триединого Зора назад вернули в глубоких синих сумерках. Мальчишки, цепляясь за толстые стебли древнего вьюна, влезли по стене и позвали пса. Набегавшийся и донельзя счастливый Зорик послушно запрыгнул в окно и позволил мальчикам застегнуть на своих шеях цепи.

Интересно, какой высоты был подоконник? С него можно без проблем спрыгнуть на землю, но чтобы на него залезть, недостаточно подтянуться на руках – нужно уцепиться за стебли древнего вьюна и влезть по стене… Мерцающая высота какая-то.

Потом ребята долго прощались с ним, гладили его три морды, ласково называя каждую по отдельности, и обещали прийти завтра… И принести чего-нибудь вкусненького.
После скучнейшего понедельника с Историей магии, которую вёл призрак Катберта Биннса, и Защиты от Тёмных Искусств, на котором вовсю заикался Квиррелл, трое друзей удрали к Зорику. Проникли внутрь, приласкали обрадованного пёсика и угостили вкусняшками — копчёными рёбрышками, стыренными со стола на обеде, и шоколадками, от которых Триединый просто утащился — никогда в жизни он сладкого не пробовал. Позже вечером, всё в тот же «глухой час», ребятки отстегнули цепи и снова уволокли четвероногого друга в лес.
И резвился по зелёной поляне счастливейший в мире цербер. Три его головы были охвачены одинаковым блаженством и находились в удивительном единодушии, сейчас трёхголовый пёс пребывал в полнейшей гармонии с самим собой…
Во вторник начался традиционный урок Полётов.
Всю эту неделю Драко Малфой не находил себе места. Провожая взглядом декана, как тот уносит прочь потерявшего сознание Поттера, Драко чуть не выл от досады и раздирающих его чувств. Он узнал мальчика из салона мадам Малкин, того самого, которого он потом в поезде обозвал грязнокровкой. Первая ошибка Драко. Вторая случилась в среду, когда Распределяющая Шляпа отправила Гарри в Слизерин. Стопроцентного гриффиндорца. А за первыми двумя ошибками следуют уже правила, потому что Драко опоздал подружиться с Гарри. Его опередили Захар и Гермиона.

Но Гермиона упоминалась только в поезде – сейчас мы видим, как Гарри общается с Захаром и Невиллом…

Дракоша для Гарри был теперь вовсе неинтересен. О чём он и заявил, подсаживаясь к Захару на первом своём уроке в пятницу. И последующие дни Гарри Поттер проводил в тесной и тёплой компании Захара и Невилла, каким-то боком примкнувшим к ним.

Примкнувшего. Ошибка согласования, однако.

И вот сегодня, во вторник, после невнятного фортеля строптивой метлы, Драко решил отыграться. Полыхая злобной радостью, он проводил взглядом мадам Трюк, уводящую пострадавшего Пухляка, нагнулся и подобрал выпавший из кармана хрустальный шарик. Напоминалка заблестела в лучах солнца.
— Отдай её мне, Малфой, — негромко сказал Гарри. Все замерли и повернулись к нему. Драко нагло усмехнулся.
— Я думаю, я положу её куда-нибудь, чтобы Долгопупс потом достал её оттуда. Например, на дерево.
— Дай сюда! — заорал Гарри, но укушенный в задницу каким-то особо вредным тараканом Драко вскочил на метлу, взмыл в воздух и злорадно прокричал сверху:
— А ты отбери её у меня, Поттер!
Гарри схватил метлу.
— Нет! — вскрикнула Гермиона, и Гарри застыл. — Мадам Трюк запретила нам это делать, из-за тебя у нас всех будут неприятности.
Она была права, но всё же Гарри проигнорировал её предупреждение. Кровь стучала в его голове, заставляя забыть обо всём. Он вскочил на метлу, с силой оттолкнулся ногами от земли и взлетел. Он почувствовал, как ветер взъерошил его волосы, услышал, как захлопала его одежда, и вдруг его охватил приступ внезапной, сильной, почти безграничной радости. Он оказался в своей стихии, по его жилам заструилась магия Воздуха. Что-то он всё-таки умеет, кое-чему его не надо учить, для чего ему совсем не обязательно было воспитываться в семье волшебников и летать с самого детства. Потому что он летел — и это было легко, и это было прекрасно.
Он чуть-чуть отклонился назад и поднялся еще выше под удивлённые крики и вопли ужаса оставшихся на земле девочек и одобрительные возгласы Захара. Гарри резко развернул метлу, оказавшись лицом к лицу с Малфоем. Вид у того был изумлённый.
— Дай сюда! — крикнул ему Гарри. — Или я собью тебя с метлы!
— Да ну? — издевательски переспросил Драко, однако, несмотря на тон, на лице его появилась озабоченность.

Снова вставка из канона… внезапная, как лосось в кустах черники, и сопровождаемая сменой фокала, что не есть хорошо.

Гарри откуда-то знал, что ему надо делать. Он нагнулся вперед и крепко ухватился за метлу обеими руками, и она рванулась на Малфоя, как вылетевший из пращи камень. Драко едва успел уклониться. А Гарри, проскочив мимо, резко развернул метлу. Снизу раздались аплодисменты.
— Что, Малфой, заскучал? — громко крикнул Гарри. — Отдай мне шарик, иначе тебе не поздоровится!
Кажется, Малфой поверил и его осенила гениальная мысль.
— Тогда поймай, если сможешь! — заорал он и, метнув стеклянный шар высоко в небо, рванулся вниз, к земле. Гарри видел словно в замедленной съёмке, как шар поднимается вверх, на мгновение застывает в воздухе, а потом начинает падать. Он нагнулся вперёд и направил рукоятку метлы вниз, а в следующую секунду вошёл в почти отвесное пике. Скорость все увеличивалась, в ушах свистел ветер, заглушая испуганные вопли стоявших внизу. Гарри вытянул руку, не снижая скорости, и, когда до земли оставалось не более полуметра, поймал шар — как раз вовремя, чтобы успеть выровнять метлу. И мягко скатился на траву, сжимая шар в руке.
— Гарри Поттер!
Сердце его рухнуло в пятки быстрее, чем он пикировал к земле. К нему бежала профессор МакГонагалл. Гарри поднялся на ноги, дрожа от предчувствия того, что его ожидало.
— Никогда… никогда за все то время, что я работаю в Хогвартсе… — Профессор МакГонагалл осеклась, от волнения ей не хватило воздуха, но очки её яростно посвёркивали на солнце. — Как вы могли… Вы чуть не сломали себе шею…
— Это не его вина, профессор…
— Я вас не спрашивала, мисс Патил…
— Но Малфой…
— Достаточно, мистер Смит. Поттер, идите за мной, немедленно.
Она резко развернулась и уткнулась в мантию на груди профессора Снейпа. Как-то незаметно он подошёл…
— Вы куда-то собрались, Минерва? — вкрадчиво прошелестел Северус, лаская её взглядом объевшейся гадюки. МакГонагалл сглотнула.
— О, Северус, вы не волнуйтесь, Поттера ждет вовсе не наказание. Что вы, я всего лишь…
— Нашла ловца, — нежно договорил за неё Северус. — Я тоже видел, как он летает. Но ловцом Поттер станет только через год. Первокурсникам иметь собственные мётлы запрещено.
— Н-но… — запротестовала было Минерва. — В виде исключения…
— В виде исключения Поттеру начисляется пять баллов за образцовый полёт, и в качестве наказания за ослушание мадам Трюк эти пять баллов изымаются. И ещё, я запрещаю мистеру Долгопупсу летать. Он земляной маг, и с воздухом ему не потягаться.

И вот казалось бы, МакГонагалл – дура, Снейп – молодец… но на самом деле идиоты оба.
Во-первых, кому МакГонагалл нашла ловца, если Гарри слизеринец? Команде Слизерина? Так он у них и так есть, Теренс Хиггс его зовут. И потом, зачем она подыгрывает команде противника? Или Гарри должен быть ловцом у Гриффиндора? Так местный Гарри с другого факультета, он не будет играть за Гриффиндор.
Во-вторых, с каких борщей Снейп запрещает что-то студенту чужого факультета на чужом уроке? Запретить Невиллу летать имеет право либо преподаватель полетов (потому что это ее вотчина), либо его собственный декан, либо колдомедик, либо директор (ну либо замдиректора). И никем из них Снейп не является, следовательно, он может лишь сказать «я бы на вашем месте запретил». Для категоричного «я запрещаю» у него прав нет – это все равно что учитель химии запрещал бы школьнику играть в футбол на физкультуре.
И на этом глава закончена.

Ну что, это была десятая глава, подведем итоги.
Смысл фика в том, чтобы окружить маленького Гарри любовью и заботой, которых ему не хватало в детстве, подарить ему по-настоящему добрую сказку и верных друзей, а также взглянуть на канон с другой стороны, показав его проблемы и несовершенство магического мира. Идея интересная.
В таких деконструкциях всегда ключевое место занимают персонажи. Их характеры и изменения в этих характерах – то, что запускает изменения в сюжете и больше всего интересует читателя. Особенно характер главного героя.
А с характером Гарри у нас проблемы. Даже не потому что характер этот неприятен – кто читал Терминатора, помнит, как прикольно было наблюдать за тамошним Гарри, малолетним психопатом и веселым подонком, потому что его характер был пусть и прост как три рубля, но внутренне непротиворечив. Здесь же прошло десять глав, а я все еще не могу сказать, какой он – местный Гарри. То он домосед, то путешественник-исследователь; то спасает незнакомого ему пса, то издевается над собственной птицей; то он демонстрирует легкую отсталость в развитии, то заметно опережает сверстников; то легко заводит друзей, то лишь из книг знает, как нужно знакомиться… Перечислять можно долго, и даже это не было бы недостатком, если бы к каждому изменению нас красиво подвели, но нет. Гарри меняется от сцены к сцене не потому что у него есть на то причины, а потому что так по сюжету надо.
То же самое можно сказать почти обо всех персонажах – большинство из них представляют собой антропоморфные функции или ожившие клише.
Отдельно выделю антагонистов – они здесь сделаны даже не из папье-маше, а из папиросной бумаги, только дунь на них – и улетят… ну или застынут соляными фигурами от слов подростка. Кроме того, их мотивы вообще непонятны. Почему они ведут себя именно так, что ими движет? Ответов нет.
У героя нет не только врагов, но и неодушевленных препятствий: сложных задач, серьезных моральных дилемм и прочего. Мир прогибается под героя – и это однозначный минус сюжету.
Сюжет же к 10 главе крутится вокруг да около канонных рельс, хотя и пытается от них отходить, накапливая изменения. Бывают действительно интересные находки и идеи (вроде системы магии стихий или волшебных животных), но пока что они только начинают как-то влиять на сюжет.
И это еще одна проблема – крайне низкая динамика, множество незначительных действий, событий и фактов, которые никуда не ведут и ни на что не влияют. С каждой главой их все больше, они растягивают повествование, но по сути ничего ему не дают.
Язык изложения. Ошибки, временные скачки, прыжки между фокалами, периодические проломы четвертой стены usw, usgl – мы уже говорили об этом в обзорах, повторяться я не буду. Отдельно отмечу пристрастный нарратив, когда автор не просто описывает события, но сразу говорит, как читатель должен к ним относиться.
И я могла бы еще долго распинаться, но… знаете, на что похож фик «Гарри Поттер и каменная философия»? На кукольный домик. Он не погружает читателя в мир, не приглашает посидеть с героями за одной партой или идти за ними по школьным коридорам, нет – он дает возможность посидеть рядом с автором и поучаствовать в игре, посмеяться над глупыми злодеями, дать герою все самое лучшее. И проблемы «Философии» – это проблемы почти любого летсплея: играть интересно, но поди преврати описание игры в художественный текст! Сложно и далеко не каждому под силу; на мой взгляд, здесь вышло не слишком хорошо.

Из плюсов отмечу, что были интересные идеи, были красивые, теплые и атмосферные сцены.
Автору спасибо за разрешение сделать обзор. Повторюсь, он не имел цели обидеть - нашей целью было указать на недочеты, возможно, развлечь, возможно, поделиться опытом.
На этом все. До встречи.
26 июня 2022
20 комментариев из 52 (показать все)
Таня Белозерцева
Выводы на примере одного старого пробного фанфика. Ню-ню...
Так больше мне ваших фиков не попадалось, и речь тут шла именно о нем. Может быть, другие у вас гораздо лучше, сие мне неизвестно, и я не говорю, что у вас ВСЕ фики столь же плохи. ;)
Samus2001
Таня Белозерцева

Сколько фанфиков нужно прочесть, чтобы делать выводы?
Считаются ли те, что в соавторстве с Владаргом?
Ах, вот как... Ну, соавторство с Владаргом - это плохая рекомендация. :)
Господа, я в последнее время не слишком добрая и толерантная. Или вы сбавите обороты, или я очищу обсуждение и закрою комменты нахуй.
Таня Белозерцева
Приношу свои извинения.
Гексаниэль
Таня Белозерцева
Приношу свои извинения.
Принимаю)
И странно, что ещё кто-то продолжает потрошить давно сдохшую стюардессу.
омикрон - тот самый
Samus2001
Ах, вот как... Ну, соавторство с Владаргом - это плохая рекомендация. :)

Ничо не знаю, но он уже успешно печатается, и я этим очень горжусь.
Таня Белозерцева
Гексаниэль
Принимаю)
И странно, что ещё кто-то продолжает потрошить давно сдохшую стюардессу.
Кто-то мог только сейчас наткнуться на этот обзор, что тут удивительного...
Таня Белозерцева
омикрон - тот самый

Ничо не знаю, но он уже успешно печатается, и я этим очень горжусь.
О вкусах не спорят.
Гексаниэль
ВОУ-ВОУ-ВОУ!
У меня нет друга Платона, на я за истину дорогую Гражданин все же корректно заметил. что обозреваемая работа в самом деле с недостатками. Без матбомбы, когда всю речь можно запикивать и замещать ****. Он просто заметил - как и остальные - фундаментальные недостатки работы, в виде непоследовательного и неприятного персонажа, непоследовательного и странного сюжета, перекроенных персонажей, и странный видимый смысл работы. И ладно вам матриарх не хочется обижать автора, но пока не пройдена черта, плюаризм мнений имеет право на жизнь.

Ну так и быть, Владабага обсуждать не стоит, не будем.
кукурузник
Признаю, я погорячилась. На огрехи обозреваемого фика указано справедливо.
Однако есть разница между "у данного фика есть недостатки" и "автор пишет херово". Любой автор может как вырасти, так и деградировать, и да, это может произойти не то что за два года, а за пару месяцев; обсуждая фик, которому уже несколько лет, мы не можем делать выводы о текущем уровне автора.
Гексаниэль
Однако есть разница между "у данного фика есть недостатки" и "автор пишет херово". Любой автор может как вырасти, так и деградировать, и да, это может произойти не то что за два года, а за пару месяцев; обсуждая фик, которому уже несколько лет, мы не можем делать выводы о текущем уровне автора.
Ну, это было лишь мое личное впечатление, что вот именно в этом фике автор действительно пищет плохо. Я не распространял его на всю ее деятельность, но об этом фике я действительно так думаю. На мой взгляд, сказать только "у этого фика есть недостатки" - будет сильным преувеличением его качества, чуть ли не одобрением... Разве что выразить эту идею так, в цифрах: "данный фик состоит на 95 % из недостатков". А оставшиеся удачные 5%, наличие которых я признаю, малозаметны на этом фоне.
Могу признать так же, что порой при чтении последних глав я отзывался чересчур эмоционально, но именно в силу впечатления, произведенного на меня этими главами - описываемое реально меня начало выводить из себя, и я заподозрил, что так изменять канон автор будет от искренней ненависти к нему или его персонажам. Конечно, это может быть и вовсе не так, возможно, в этом случае я судил об авторе по себе. :))
Показать полностью
омикрон - тот самый
Я вас услышала. Прошу прощения также у вас за то, что выразилась чересчур резко.
Гексаниэль
омикрон - тот самый
Вообще в плане авторов и творчества работает такой аспект речи и мышления, который древние греки называл этос.
Этос, логос и пафос есть приемы риторики, и этос - средство обращенное к авторитету человека. В случае авторов часто бывает так, что некий автор пишет хорошо, и вот его уже готовы боготворить, и внимать каждому слову. И наоборот, написал плохое, и вот тебя уже не считают хорошим творцом, и значит ты априори создаешь дерьмо.

Никто из нас от таких вывертов сознания не защищен, но лучше брать за основу логос- логику, факты и аргументы. А то в самом деле, обидно бывает, когда автор перерос свои косяки, а ему кивают на них опять и опять. Это как если взрослого человека 18+ укорять, что он/она в штанишки в младенчестве тогось, а не горшок просился/просилась.
кукурузник
А то в самом деле, обидно бывает, когда автор перерос свои косяки, а ему кивают на них опять и опять. Это как если взрослого человека 18+ укорять, что он/она в штанишки в младенчестве тогось, а не горшок просился/просилась.
Ну тут уж ничего не поделаешь, если хочется полностью избежать подобного, то нужно просто удалять старые обзоры на старые фики, дабы никто не испытывал соблазна прочитать их "с опозданием" и высказаться (потому что обзор-то этот действительно очень интересный и на такой фик, почитав о котором, трудно смолчать). Это в вашей аналогии будет как висящая на стене фотография какого-нибудь смещного случая из далекого детства, на которую регулярно будут обращать внимание гости и обсуждать его. Если взрослый человек этого не желает - то ему стоит снять фотку.
В данном случае мне вот захотелось вдруг почитать какой-нибудь обзор на чей-нибудь фик, я поискал что-нибудь по знакомому фэндому, но подходящее нашел, увы, только двухлетней давности.
омикрон - тот самый
Скажу так: обзоры удалять не будем ( я не хочу и не буду, мнение матриарха за матриарха говорить не буду), потому что они не про людей. не про авторов, а про творчество. Их цель либо посмеяться с хреноглупостей. либо отрекомендовать годное, либо же распотрошить писательские грешки. дабы было наглядно.

Есть немало статей, как общих, так и более конкретных, как писать не следует, и часто в ответ на них следуют возгласы, что статья глупая, неверная, и что можно писать ВСЕ. А обзор-разбор нормально так показывает, почему плохое плохо, а хорошее хорошо.
кукурузник
омикрон - тот самый
Скажу так: обзоры удалять не будем ( я не хочу и не буду, мнение матриарха за матриарха говорить не буду)
И правильно. Просто пока есть обзоры, неизбежно будут возникать и определенные мнения их читателей о "жертвах" этих обзоров, даже если они уже устарели.
Вот я, например... :) Меня, признаться, немного беспокоит, сохранилось ли у меня в последних фиках то же качество, что было пару лет назад, когда вы меня еще обзирали и хвалили. Мне, вроде, даже кажется, что оно повысилось, а некоторые говорят, что, наоборот, мол, первая часть была лучше второй. :)
Таня Белозерцева, я имел сомнительное удовольствие сравнить этот фик с более новыми.
Что я могу сказать... да, вы так хреново пишете.
И меня сейчас даже не волнуют фандомно-специфичные косяки - мало ли людей заменяют себе канон фаноном, это не имеет отношения к качеству конечного результата.
Но вы, ну, просто плохо пишете.

Во-первых, в ваших работах нет ритма. Они то несутся сломя голову непонятно куда, то тормозят и пережёвывают пару суток в течение десятка глав. Причем не то, чтобы это была очень насыщенная пара суток, нет - событий мало, глав много.
Во-вторых, в ваших работах нет логики. Заявленные качества персонажей никак не проявляются на практике, проблемы возникают и испаряются в зависимости от того, нужны они вам или мешают, поступки не имеют последствий или наоборот, имеют, но совершенно непонятно, откуда вытекающие.
В-третьих, бесконечные случайные персонажи, которые возникают из ниоткуда и пропадают в никуда.
В-четвертых, масса ненужных деталей. В любом тексте деталь имеет право быть, только если она несет какой-нибудь смысл, зачем-то нужна. Если она не нужна - ее нужно вычеркнуть.
В-пятых, грязный язык без стилистического единства.

Поскольку это все не меняется годами - да, вы хреново пишете.
Показать полностью
Lados
А вы прочитали хреновый фанфик для того, чтобы высказать своё "фе"? Ваша логика тоже странновата, и вас никто не заставлял меня читать. Не нравится - идите мимо.
Таня Белозерцева, вы же мне его и рекомендовали, уважаемая.
А поскольку моя работа - читать разной хреновости прозу, мне не жалко.
Только печально, что слишком многие выбирают "не нравится - идите мимо" вместо того, чтобы пытаться стать лучше.
Lados
Мне и моим читателям нравится то что я пишу. До левых диванных критегов нам дела нет.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть