Коллекции загружаются
#конкурс_уползания #забег_волонтёра
Потянуло меня в полноценные литературные обзоры чего-то. Традиционно - не умею хвалить, не ругая, и ругать, не хваля. Извиняйте. Директор Хогвартса, 4 кб, AU, Снейп и Хогвартс. Начнём для простоты с сюжета и через него раскроем потихоньку всё остальное. В битве за Хогвартс случилось чудо - благодаря магии, заложенной в него основателями, Хогвартс стал сознательной единицей и спас Снейпа от неминучей гибели, чтобы тот защищал учеников. Главный герой повествования - безусловно, Хогвартс. Снейп присутствует в виде статиста, которого исцелили и отправили детей спасать, но вращается всё вокруг Хогвартса и он прекрасен, этого не отнять. Идея очень хорошая. Встречала разумные Хогвартсы, но Хогвартсы настолько осознанные и впрямую кого-то спасающие - ни разу. Так что за оригинальность так же плюс. Очень было бы интересно увидеть, как такой Хогвартс будет фурычить после битвы, не случиться ли у него каких-нибудь Азимовских парадоксов и так далее. (Я полагаю, что какие-то из законов робототехники на него точно действуют, потому что почему бы ему иначе не ронять на вторженцев все, что не попадя, а устраивать сложнейший ритуал по исцелению почти мертвого Снейпа? Ну, а может просто основатели что-то не рассчитали, конечно.) Центральная часть, долженствующая, как я поняла, быть кульминацией повествования, - ритуал спасения, обыкновенна. Ну, ритуал. Ну, живое-мертвое. Ну, ок. После такой хорошей идеи в начале ожидала чего-то волшебного, но не случилось (а может, это я вредина, ничего плохого нет, просто всё обыкновенно). На этом больше нечего сказать о сюжете - кроме того, что он очень хорошо сделан с оглядкой на малую форму. Что автор замечательно понимает - это как её использовать. Емкий, простой сюжет, построенный на одной идее. Что еще есть помимо этого - стиль, и о нем необходимо поговорить отдельно. Ещё одно проклятье угодило в окно, пуская паутинку трещин по жалобно звякнувшему стеклу. И это первое же предложение! Прекрасно, отлично, я хочу такое читать. И тут же: Ещё одна капля в переполненную чашу терпения. Хватит! Как будто что-то скребет, как будто что-то не так, чувствуете? Звенящее стекло в первом предложении - и тут же вода во втором. Образы неблизкие и оттого вышвыривающие из транса. Но одновременно парцелляция с прекрасным переходом длинное предложение - обычное предложение - короткое предложение. Воспряв духом, продолжаю чтение: Древняя магия заклубилась в недрах замка. Ниже подземелий и потайных ходов. Там, где всё начиналось. Там, где основатели Хогвартса заложили первый магический артефакт — сердце будущей школы чародейства и волшебства. Ой, понимаю я. Вряд ли игра с длиной предложений сознательна - потому что тут она уже не так хорошо и органично смотрится! Но зато какая хорошая анафора, особенно учитывая, что мы в сказке, "там, где". И магия клубится. И парцелляция в целом остаётся неплохой! И одновременно - основатели заложили какой-то артефакт, который сердце, да ещё и будущей, школы чародейства и волшебства... И опять меня вышибает из волшебного транса. Ладно, думаю я. Не вредничай, смотри как хорошо местами, и читаю дальше: Спавшее веками сознание прояснялось, Хогвартс исследовал свои повреждения потоками магии, будто длинными щупальцами. Касался разрушенных башен, пробитых стен, осыпавшихся осколков некогда прекрасных витражей. Одно слово - вау. Спасибо. Мощный образ, очень легко представить, что происходит, хоть и происходит что-то не материальное. Красиво. Читаю дальше и сразу добрый день, не расслабляйтесь: Состояние удручало. Покончив с внутренней проверкой, замок воззвал к связи с теми, кого должен был защищать — учениками. Он видел в их сердцах страх, боль и отчаяние. Но ужасней было то, что эти самые ученики гибли. Прямо там, на вверенной Хогвартсу территории. "Состояние удручало." После той красоты, что только что была - состояние удручало. Сказано, как отрезано. Опять меня выкинули из транса. Первое предположение было, что сделано это сознательно, что сейчас-то мне рублено и расскажут, насколько всё ужасно - но нет. Дальше идет странная и неоправданно тяжеловесная в созданном на данный момент контексте конструкция - "связь с теми, кого должен..." И жуткое смешение стилей. Возвышенное "покончив" и тут же канцелярская "внутренняя проверка", потом опять возвышенно "воззвал" - и опять канцелярское "связь". Дальше опять возвышенно - "страх, боль и отчаянье". "Ученики гибнут" и вуаля - опять канцелярит, "на вверенной <...> территории". И это должно быть трагично! Ну, извините, лично у меня гибнущие на вверенной территории ученики ничего, кроме нервного смеха, не вызывают. И это первые три абзаца. Я, признаться, могу понаписать такого же подробного анализа на всю работу - но едва ли это будет очень всем интересно. Если вдруг - маякните, сподоблюсь, но это тяжеловатое занятие, учитывая, что всё вперемешку и, как я уже писала выше, хорошие куски чередуются с обыкновенными, а то и плохими. Но зато вспомнила боевую юность и олимпиады по литературе. Итак, вывод по стилю - он достаточно хорош, чтобы я судила о нём по меркам высокой литературы, и одновременно по этим меркам он не очень хорош. Что я точно хочу сказать - я очень-очень верю, что со временем автор будет писать обалденно. И я буду обязательно его отслеживать и ждать этого момента (если деанон случится, конечно же). Вывод: Стиль, который сейчас очень неровен, но однажды станет восхитительным. Прекрасное использование автором преимуществ малой формы, точно видно, что автор именно её и хотел создать. Отличная, достаточно оригинальная идея. Задвинутый на немыслимые задворки Снейп (работа не о спасении него, а о Хогвартсе). И, конечно же, чу́дный Хогвартс. 20 декабря 2022
6 |