Коллекции загружаются
#обзоры_дилетанта #русская_классика #Пушкин #Сказка_о_золотом_петушке #Как_разрушить_государство
Добрый день! Вот и подходят к концу мои обзоры, посвященные А.С. Пушкину. Я уже говорил, что меня интересует в данном случае не всё творчество великого поэта, а только отдельные произведения, которые кажутся мне недооценёнными. Впрочем, если подписчикам интересно, я могу сделать ещё один обзор (пишите в комментариях) посвященный остальной лирике Пушкина, гражданской ("Вольность", "Песнь о вещем Олеге" "Бородинская годовщина" "Клеветникам России", "Полтава" и проч.), любовной ("Я помню чудное мгновение", "Чем меньше женщину мы любим", "Сожженное письмо" и проч.), проза ("Повести Белкина", "Дубровский", "Пиковая дама", "Арап Петра Великого"), оставшиеся поэмы "Медный Всадник", "Цыганы", "Руслан и Людмила" и проч.), Маленькие трагедии, куда помимо "Бориса Годунова" входят также "Пир во время Чумы", "Каменный гость", "Моцарт и Сальери"), сказки ("Сказка о царе Салтане", "Сказка о попе и работнике его Балде"). Но мы сейчас рассмотрим нечто, на мой взгляд, куда более интересное, а именно "Сказку о золотом петушке". Прочитав эту сказку, обычный читатель недоумевает. Перед нами какой-то странный сюжет, какой-то мудрец, какая-то Шамаханская царица, царь Дадон и такое чувство, как будто Пушкин здесь шутит. Сюжет прост, незамысловат. Старый царь решает отдохнуть от государственных забот и обращается к "мудрецу, звездочету и скопцу". Мудрец даёт царю в подарок золотого петушка и говорит, что этот петушок будет стражем его границ. Царь в восхищении клянется "волю первую твою, я исполню как мою". Далее проходят годы, всё спокойно, вдруг петушок обращается в одну сторону и говорит об угрозе - царь посылает рать со старшим сыном, потом петушок обращается в другую сторону - царь посылает рать с младшим сыном. Далее царь, не получая вестей от сыновей, "собирает третью рать" и идёт. Он видит поле брани, на нем лежат мертвыми его два сына ("меч вонзивши друг во друга"). Дальше царь видит шатёр и там в шатре "девица, Шамаханская царица". Царь, забыв про смерть сыновей, забирает её себе, плененный красотой. Вьехав в столицу, царь встречает "мудреца", который, напоминая обещания царя о "любом желании", требует себе "девицу, шамаханскую царицу". Царь отвечает отказом, наконец приказывает "оттащите старика" и бьёт старика скипетром по голове и "дух вон". В этот момент петушок, "встрепенулся", слетел с крыши дворца и ударил царя "в темя". Царь умирает, а девица "шамаханская царица" тут же исчезает. Сказка заканчивается. На первый план, и на первый, поверхностный взгляд, здесь у нас выходит повесть "о глупом царе". Царь в сказке совершает все ошибки, которые только можно совершить, начиная с желания "отдохнуть от забот" и заканчивая нарушенным обещанием. Золотой петушок выглядит как обличитель и судья глупого и неблагодарного царя, царь умирает по собственной вине, да еще и убивает перед этим своего благодетеля, мудреца. Можно ли так прочитать сказку? Можно. Но тогда будет совершенно непонятными следующие вещи: 1. Почему сыновья царя убивают друг друга? 2. Кто такая шамаханская царица, зачем ей старый царь и почему в конце она исчезает? 3. К чему Пушкин говорит "сказка ложь, да в ней намёк". О какой лжи здесь идёт речь? На мой взгляд, у сказки есть еще и второй план и второй смысл. И этот смысл может быть заключен в словах "Бойтесь данайцев, дары приносящих". Царь на этом втором плане совершает только одну ошибку, как правитель, он доверяется безусловно совету постороннего. Пушкин не зря называет мудреца "звездочетом и скопцом", мудрец - это волшебник. Не зря у него есть "разумная птица". А теперь посмотрим на действия золотого петушка. Он трижды кричит, "обратившись на восток". Царь посылает туда "две рати" с старшим сыном и с младшим. После того, как он прибывает туда, он застаёт шамаханскую царицу и двух мертвых (убивших друг друга сыновей). Возникает вопрос - а была ли вообще угроза государству? И от кого она изначально исходила? И тут мы вспоминаем, что в начале сказки, царь Дадон описывался как грозный царь, который ходил походами на своих соседей "наносил обиды смело". И соседи его боялись. И теперь мы можем реконструировать подлинную сказку (в двух разных возможных вариантах): Версия 1. Жил-был Дадон и жила была одна соседняя страна. Царица этой страны, оставшись сиротой после того как Дадон скорее всего убил её родственников в битве, решает отомстить царю. Она обращается к волшебнику и тот соглашается ей помочь извести весь царский род. Для этого волшебник дарит царю волшебную птицу, в которой на деле нет ничего особенно волшебного, она всего лишь умеет кричать "обратившись на восток" ну и еще - убивать нарушившего обещания. Остальное царица делает сама. Задача птицы, заманить две рати царя по отдельности на восток, где они увидят шатёр с царицей. Старший и младший сыновья, увидев красоту царицы, решают "выяснить кому она достанется". Естественно, битва приводит к их общей гибели (тут возможно и волшебник постарался). Потом приходит царь, забирает девицу и привозит в свою столицу, где разыгрывается последний акт драмы. Волшебник требует себе девицу (прекрасно зная, что царь откажется выполнять обещание). И тут царь убивает волшебника. Петушок убивает царя. Девица сбегает ("исчезает"). А государство оказывается - а) без двух третей войска, б) без царя, в) без его наследников. Царица в этой версии сбежала скорее всего, чтобы привести своё собственное войско и с легкостью захватить страну. Другой версией событий и даже более правдоподобной, является Версия 2. Жил-был Дадон и жили-были его соседи-короли, натерпевшиеся от его постоянных набегов. Но увидев, что Дадон уже стар и отошёл от государственных дел, они решают погубить Дадона и его род. Для этого они нанимают волшебника. Дальше всё как в версии №1, только вот "девица, шамаханская царица" здесь - это призрак, морок, наведенный волшебником. Её видят все только пока жив сам волшебник. Когда царь убивает волшебника (сам волшебник не ожидал такого результата), петушок убивает царя и взвивается в небо, а царица исчезает, т.к. её никогда и не было. Государство же опять остается без 2/3 армии, без царя и его наследников. Есть и третья версия, мистическая, в которой шамаханская царица - это демон, а волшебник - это её слуга и задача демона - просто уничтожить царство, возможно это Пушкин и имел в виду. На то, что шамаханская царица - это демон, указывает то, что царь, даже не хоронит сыновей, он просто при виде царицы забывает, что у него были сыновья. Морок или призрак такого не сделает. Но в принципе, это несущественно. Вообще нам неважно, кто там был инициатором интриги - шамаханская царица/демон, сам старый волшебник, попавший в сети собственной любви к царице или соседи-короли. Важно то, что царя одурачили. Ему подсунули обманку. Золотой петушок привел царя Дадона и его государство к гибели. История о просто "глупом царе" превратилась в историю о царе-деспоте, который много воевал, но так и не научился управлять государством. Итак, Пушкин даёт правителям государств предметный урок: 1. Не доверять "шамаханским царицам,", какие бы красивые они не были. 2. Не верит "добрым подаркам", от кого бы они не исходили. 3. Управлять государством, а не "царствовать, лежа на боку". Безусловно перед нами еще и ирония, сатира. "Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда". Пушкин не любил Александра I, считая его безответственным царём. Возможно, когда он писал "сказку о золотом петушке", сказку о безответственности правителя и гибели государства - он имел в виду Александра I. Вот как-то так. P.S. В комментах пишите, нужна вам общая характериктика Пушкина как поэта и мыслителя "на закуску" после разбора некоторых его произведений. P.P.S. Зная подтекст сказки, можно написать шикарный фанфик в прозе по её мотивам. "Игра престолов" просто отдохнёт. 14 мая 2023
9 |
Очень интересные мысли.
Показать полностью
Конечно, в первую очередь, это сказка о пороках. О власти, о похоти, о невыполненном обещании, и кого - самого царя, наместника Бога, на которого равняются все граждане. Конечно, сказка отражает реальных персонажей современности Пушкина. И рыба гниёт с головы. Сам показал, что отошёл от дел, расслабился, размяк мозгами и делами, стал слабым правителем. Преемников себе не подготовил. Потому и сыновья не справились, и сам отец. Все соседи стремятся интригами погубить друг друга, ничего нового или непредсказуемого в этом нет, уж точно не для Додона. Шамаханская царица здесь иносказательный враг, метафора, потому она исчезает. Какая-то новая угроза с востока, с которой, очевидно, не сталкивался ещё Додон, враги не дремлют, и потому легко попал в сети. Попытался сначала отделаться от угрозы сыновьями, не удалось. И винить колдуна с петушком в предательстве я не стала бы. Колдун дал петушка как оповестителя угрозы, когда Додон привел беду в столицу, снова пытается спасти царя и государство от напасти. Но и тут царь не внял. Государь не может ставить личное выше интересов государства, иначе этот правитель слаб, и такого сметут или враги, или свои. Молодцам уроков здесь много. И убили сыновья друг друга тоже в борьбе за царицу. Похоть стравила братьев, а потом и царя с верными приближенными. Вместо похоти можно сыграть на любом другом человеческом пороке, и это сработает, если правитель перестал думать. И что касается сказка - ложь, так это мудрость веков. Любая сказка - это иносказательная подготовка ребенка быть осторожным, в мире есть обман, предательство, благодарность за вовремя оказанную помощь. Сказка о Красной шапочке ведь совсем не о головном уборе. 3 |