↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
flamarina
17 мая 2023
Aa Aa
Как я читала городское фэнтези: обзор

Пару месяцев назад я ныла на тему того, что не получается найти что-то, похожее на Геймана, Риттера или хотя бы "Лабиринты Ехо", но с экшеном.

Закончив ныть, я начала искать. И кое-что нашла, однако многое так или иначе не оправдало моих ожиданий. Итак, истории от наименее зацепивших к наиболее:

Джонатан Страуд "Пустая могила"
Вообще это последняя книга то ли трилогии, то ли тетралогии. Но т.к. автор не скупится на флэшбеки, то можно сразу читать именно эту книгу.
Плюсы: экшен, образ черепа-помощника (циничного и очень умного призрака). Не совсем картонные персонажи, по которым не сильно видно, что они подростки.
Минусы: нелепые описания внешности. Из которых кажется, что главгероиня запала на своего коллегу, потому, что у него красивое пальто и задумчивый взгляд. Именно в этом порядке. Занудство. Некоторые нелепость в поведении героев. Хотя, наверное, это можно списать на то, что они подростки.
Короче, если не читать всю серию, то прилично. Точно лучше "Дома странных детей мисс Перегрин".

Глен Кук "Приключения Гаррета"
То ли 10, то ли 12 книг. Вот это вообще было зря. Зачем я прочла столько? А знаете... психология персонажей и их верибельность на очень высоком уровне. Сами персонажи колоритные и разные. Мир в меру логичный и оригинальный.
Но... но...
Во-первых, это не детектив, хоть и прикидывается оным. Герой ничего не расследует, он просто дёргает за все нитки, расшатывает все камни, а потом на него всё это сыпется. Приём "таран", причём в каждом деле, без какого-либо прогресса.
Во-вторых... знаете, Пратчетт или Гибсон тоже начинали в 80-е. Но по ним как-то не видно, что это привет из другого мира. По Куку заметно. Юмор самого низкого пошиба, включая сортирный. Все женщины до единой рассматриваются через призму сексуальной привлекательности, остальное идёт как-то фоном. Герой не скрывает, что он бабуин, пускающий слюни на всё, что в юбке, хотя при этом в каком-то смысле "рыцарь". На вкус 21 века это выглядит преувеличенно, пошло, странно, наивно и неуместно.
Финальные истории вообще финиш... ок, они писались уже в 2000-е, Кук подстроился, там есть и "metoo", и семейные ценности, и даже своего друга-вегетарианца главгерой перестал стебать. Но! Посреди этого дивная история вертикального инцеста (!). Причём... если сначала Кук как-то решил отнестись к этому отрицательно, то потом... сделал вид, что всё нормально. Дочурка в 18-20 лет родила от папочки ребёнка, потом спустя лет 14 решила с ним "расстаться" и завести себе новую пассию: как раз главного героя.
Папаша принял это нормально и в дальнейшем фигурировал в повествовании как обычный тесть, а вовсе не бывший любовник дочери. И главгерой тоже воспринял это нормально (!). What a f**k? Ах да, главгерой бросил ради этой чуть чокнутой жертвы инцеста (напоминающей Луну Лавгуд из фанфиков) свою постоянную пассию, с которой были сложные, но долгие и с историей отношения. Почему? Якобы она на него давила. Ну а новая просто ставила перед фактом, это же разные вещи, правда? *сарказм* Короче, логика там не ночевала...
В-третьих, Кук имеет скверную привычку в каждой новой книге по ходу действа давать краткую характеристику сквозных персонажей (а то вдруг кто-то их забыл). К последней книге персонажей набирается человек 30, поэтому повествование похоже на бесконечную переадрессацию или скальдическую поэзию "а это весёлая императрица, которая часто кусает певицу, которая в тёмном чулане хранится, в доме, который построил жук".


Аликс Э. Харроу "Десять тысяч дверей"
Очень красиво и интересно. Двери в параллельные миры, нестандартная героиня (не та, что главная, а её мать, героиня вложенной истории). Волшебные места-порталы, яркие миры...
Нормально вписанная тема с Америкой времён сегрегации и рабства. Без передавливаний, но и без идеализации.
Повествование динамичное и богатое на детали.
Казалось бы, живи и радуйся.
Но ближе к финалу вылезают странные сущности.
Во-первых, нелепый образ отца главной героини, который из застенчивого, но талантливого и достойного человека превратился в нечто странное.
Во-вторых – и это главное – какое-то безумие в отношениях родителей и детей. Родителям на главную героиню в целом плевать, как бы они не утверждали обратное.
Они поглощены друг другом и своими отношениями. А её они легко "отпускают" не потому даже, что верят в неё, а скорее потому, что не знают, что с ней делать.
В-третьих, призрак всепоглощающего инфантилизма бродит над этим произведением. Ах, кто бы мог подумать, что это злодей! Ах, ну что я мог(ла) сделать! Да всем давно ясно, что это крокодил в человеческом обличье, а сделать можно было много всего, ну к чему сопли жевать?
Огорчает и обилие бессмысленных смертей, и явный "несчастливый" след главгероев, который вовсе не отвращает их от общения с местным населением. То есть им ВСЁ РАВНО, что они принесут несчастье этим людям – лишь бы здесь и сейчас им помогли.
Но сеттинг красивый.

Чарльз де Линт "Лезвие сна"
Тоже красиво и верибельно на протяжении 80% текста.
История художницы, которая получила возможность учиться у гения своей эпохи.
И научилась у него настоящему волшебству, выпускаюшему персонажей картин в жизнь.
Однако гений оказался с тяжёлым деспотичным характером и страшным секретом...
И это всё правильно, это всё бывает. Хрупкий творческий человек часто воспринимает хамство руководителя почти как должное и долго терпит такие "зависимые" отношения, не в силах их разорвать.
Но... герои ведь должны развиваться, верно? В какой-то момент, когда героиня якобы в страхе за свои творения и знает, что с ними может приключиться, она всё ещё совершает массу нелепых просчётов, несовместимых с её паранойей.
Поражает также удивительная трусость и неприспособленность многих взрослых (30-40 лет) людей, занятых в финальной части романа. Парочка трудных подростков и шайка оживших персонажей картин по сравнению с ними действительно и храбрее, и мудрее, и решительнее. Ну что же, возможно, это и правда такое инфантильное поколение.
Огорчает и масса оборванных любовных историй, которые никуда не ведут. Без единого хэппи-энда, даже там, где он просится.

Себастьян де Кастелл, "Творец заклинаний"
Читала серию со второй книги основного цикла: "Чёрная тень". Благодаря обилию флэшбеков даже не заметила, что читаю не с начала: это вполне сошло за постепенное раскрытие прошлого героя.
Красивый мир, интересные локации, яркий и необычный сеттинг.
Есть прекрасные образцы разных философий и религий – то есть различные народы у автора и правда отличаются друг от друга, причём сложным и логичным образом, а это ценно.
Конечно, пресловутые "аргоси": странствующие глашатаи судьбы и собиратели новостей – невероятно хороши. В них есть подкупающая доля "буддистской" странности с загадками для ученика и обретением силы через сочетание внимания и лёгкости, непривязанности к результату. Но без артхаузных перегибов и абсурда.
Однако после прочтения Патрика Ротфуса в аргоси оказалось слишком много общего с нацией воинов-философов адемов. Но, когда я читала, я об этом не знала.
Так в чём минусы этого цикла?
Во-первых, склонность повторять одни и те же приёмы до бесконечности. Например, есть там агрессивная помесь белки-летяги и кота – друг главгероя.
Он со своим практическим подходом к жизни и упоротой храбростью составляет хорошую пару главгерою, который совсем наоборот. И в первых полутора книгах этот персонаж тоже как-то развивается, пусть и незаметно, но естественно. А потом он будто надоел автору: ему выписывают одни и те же реплики, одно и то же поведение... всё бы ничего, но этих реплик МНОГО.
Во-вторых, всё тот же инфантилизм и нечувствительность к неприятностям, приносимым главгероем другим. Нет, он иногда огорчается такой своей судьбинушкой. Но по факту – ни одному сообществу, приютившему его, лучше не стало. Некоторые и вовсе перестали существовать. Особенно вопиющая история с "Аббатством теней". В которое он рвался, где его спасили от смерти в пустыне, приютили и даже помогли что-то понять. А он мысленно критикует их, что, дескать, они "жестокие" и хоть они и вместе, но между ними нет "подлинной дружбы". Интересно, с какого перепугу?
И после того, как в приступе очередного головотяпства он случайно сдаёт их местонахождение, главгерой вместо того, чтобы сделать ВСЁ, чтобы загладить свою вину... – немного помогает, а потом начинает вставлять палки в колёса, ибо такую силу "теням" обрести нельзя, а на той стороне всё-таки "его народ".
Тут он вспоминает, что это "его народ"... в остальных случаях он делает всё, чтобы напакостить бывшим единородцам.
Несколько девушек, с которыми у него почти завязались отношения, сильно пострадали. Его наставница едва не умерла... и всё из-за кого? Из-за периодически ноющего субъекта, который за все книги так и не разрешил ни свои проблемы с самооценкой, ни с семьёй. И даже до конца не выучился всему тому, чему мог и чего нахватался "по верхам".
Даже его помощь "ядовита". Когда он спасает кого-то, это потом оказывается лишь временной отсрочкой перед смертью или сильными страданиями.
Он трус, неоднократный предатель и странный чувак, который вроде готов спасти трёх своих "настоящих друзей", но как-то выходит, что спасать их должны другие.
В третьих, собственно отношения с семьёй. Они забрали его будущее, как мага (хотя он был слабым магом до всего, что случилось). Он их ненавидит. В целом понятная история. Почему-то прощает только сестру, хотя единственный раз, когда его действительно должны были убить и только случайность помешала – это сделала именно его сестра.
Ну ладно, с отцом он в контрах, психоанализ, всякое такое. Но мать? Да, она кое в чём участвовала (но меньше других), но когда она умерла, он на удивление быстро с этим справился. И оставил её прощальный подарок. Без сомнений, без сожалений, без слезинки, без желания поверить... что же это за герой такой?

Виктория Шваб "Оттенки магии" (основная трилогия)
Красивый язык, интересные миры, динамичное повествование, проработанные характеры и, наконец-то, по-взрослому ведущие себя персонажи.
Ну, почти все. Барышня довольно... безрассудна и часто действует без оглядки на последствия (а "заносят хвосты" за ней другие).
Однако, почему бы и нет? Ну вот такой у неё характер. Ей и так все говорят, что она жива только чудом.
Ближе к третьей книге попадаются затянутые моменты, ну да ладно. В целом мне понравилось.
Единственное, что царапает, – это некое отсутствие оптимизма в финале.
Был мир, где всё хорошо. Был мир, где почти всё было плохо, но в третьей книге дали некую надежду. Потом было много проблем, погибло / пострадало много людей... И?
Где всё было хорошо, там стало почти как прежде – но чуть пустее, грустнее и тревожнее.
А там, где почти всё было плохо... там пропала последняя надежда. Да, я понимаю, сова и глобус, все дела, но можно было сделать какой-то жест и показать путь возрождения, пусть даже в результате самопожертвования. Очень жестоко – дать надежду и отнять её.
И, при всех понятных реверансах в сторону "повестки"... решили они её странно. Ну не с тем человеком. Потому что невольно думаешь о будущем страны...

Вот так =)
Ну а потом я нашла Патрика Ротфусса и его "Имя ветра".
Судя по реакции в прошлом посте, никому, кроме меня, это особенно не понравилось, но лично я очень рада, что прочла эти книги (со всеми примечаниями, приложениями и рассказами).
Мне понятны его герои, мне близок его мир, и именно так я хотела бы сочинять сама, хотя до сих пор даже не подозревала о таком писателе...

#книги #Статьи #Размышления
17 мая 2023
8 комментариев из 11
Pauli Bal
Да не особенно... знаю похожие по языку, но не по миру, знаю немного похожие по связи миров и образу главгероя, но там вообще космическая фантастика (по документам).
...взглядом скользнул:
экшен, образ черепа-помощника (циничного и очень умного призрака)
А, Гарри Дрезден, "Досье Дрездена"... но нет.

Вот вам ещё одна серия
Pauli Bal Онлайн
flamarina
Там и язык великолепный (хотя я не в оригинале читала), и сам мир мне очень понравился по построению:)
Ну, я зануда, которая любит детали, ещё бы
Pauli Bal
Именно с деталями, красивым языком и роковой любовью есть К.С.Сафон "Тень ветра", "Игра ангела" и "Лабиринт призраков".
Но это реализм. В "Игре ангела" – магический реализм.

С находчивым главгероем и интересными нациями (но космофантастика) – "Сага о Форкосиганах".

Ну и просто интересное фэнтези с деталями – Нил Гейман "Океан в конце дороги"

Есть ещё Алессандро Барикко, тоже гений языка и афоризмов, но он немного депрессивный...
Deskolador Онлайн
Спасибо за обзор.
Геймана сильно не люблю, поэтому не уверен, что зайдёт перечисленное.
А с другой стороны, Ротфусс очень даже понравился.
Deskolador
Ну, Гейман история отдельная. Мне у него нравилось не всё.
Всякие "Дети Ананси" точно мимо
Pauli Bal Онлайн
flamarina
Спасибо! Заскринила ;)
Гаррета я читал как раз в 90-е. Мне прямо-таки очень зашло. Хотя последние тома - да, не очень.
По поводу сексуализации Гарретом окружающих женщин - мне помнится, он больше выпендривался сам внутри себя (это ж его внутренний монолог как бы), чем это вовне прорывалось.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть