Коллекции загружаются
#книги #длиннопост #история #культура винопития (и пивопития тоже)
ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ Е.А.Мишаненкова. Пьяное Средневековье. Средневековый алкоголь: факты, мифы и заблуждения. Изд-во АСТ, 2022. https://kniga-online.com/books/prikljuchenija/istoricheskie-prikljuchenija/301070-pyanoe-srednevekove-srednevekovyi-alkogol-fakty.html Уже в свитках папируса с бухгалтерией со строительства пирамид в Гизе есть информация, что строители получали 1 ½ галлона пива в день (ок. 5,68 л). Делали его в основном из ячменя. Пиво было не только средством восполнения жидкости, но и важнейшим источником калорий. До наступления Нового времени земледелие находилось не на том уровне, чтобы зерна прекрасно хватало и на хлеб, и на пиво. Делать приходилось либо то, либо другое: южные народы, рано открывшие виноделие, не слишком нуждались в пиве и быстрее развивали хлебопечение. Римская кухня всегда основывалась на триаде «хлеб, вино, оливковое масло». А в землях, где основным напитком издавна было пиво, хлеб не занимал в рационе серьезного места, и основой «варварской» кухни были мясо, пиво и сало. Вполне вероятно, античная Греция и наследовавшее ей Римское государство были единственными цивилизациями, которые злаки выращивали, но алкогольные напитки из них не делали. Знания о выращивании винограда и виноделии пришли в Грецию из Египта через Крит. Римская мозаика в главном триклинии. I в. н. э. ПИВО — обобщающее слово для алкогольных напитков на основе зерновых. Вопреки распространенному заблуждению, хмель к крепости пива не имеет никакого отношения: его главные функции — служить консервантом, а также придавать напитку вкус, аромат и характерную пивную горчинку. До того как начали использовать хмель, в эль добавляли «грюйт» — смесь трав (розмарин, лавровый лист и др.), куда обязательно входила восковница. Первое упоминание о грюйте содержится в хартии императора Священной Римской империи Оттона II (974 год). Императоры нашли способ взять пивоварение под свой контроль и делать на нем деньги. Право на грюйт обычно давалось кому-то в награду или продавалось примерно с теми же правами, что и сбор налогов на откуп — не более и не менее. Хмель использовался для приготовления пива с IX века (активно — с XIII века), в особенности в тех странах, где восковница не росла. В Англии же только в середине XVI века эль уступил позиции хмельному пиву. Налог при этом никуда не делся: раньше власти взимали его с грюйта, теперь стали взимать с хмеля. Преимущество хмеля состояло в том, что пиво на его основе хранилось до нескольких месяцев. Это открывало двери для торговли, в том числе международной. А так как консервирующие свойства хмеля не зависели от градуса, даже совсем слабое пиво, прежде вообще не хранившееся, тоже стало пригодным для транспортировки. Кроме того, хмель один обеспечивал пиву оригинальный вкус, аромат и приятную горчинку, чего иначе приходилось добиваться целым набором трав. Но тут были и свои трудности. Дикий хмель надо было собирать в начале сентября, как можно быстрее высушивать, а потом хранить в холоде, иначе он терял свои свойства. Отработанный хмель требовалось как можно быстрее убрать из сусла, иначе им можно было даже отравиться. Количество хмеля, время его приготовления и добавления в сусло — все это выяснялось путем проб и ошибок. Пивовар. Миниатюра. XV век ЭЛЬ — принятое название для напитка без хмеля. В X веке англосаксонские пивовары научились готовить «двойной эль». Варили его не на воде, а на уже готовом эле — и таким образом получали более высокий градус. Это вело к росту числа пьяниц и нарушений общественного порядка. И король Эдгар под влиянием святого Дунстана (того самого, которым у Вальтера Скотта клянутся вольные стрелки) провел, возможно, первую в истории Британских островов антиалкогольную кампанию: приказал закрыть большинство пивных, оставив не больше одной на деревню. В 1309 году в Лондоне, население которого достигало 80 000 человек (для того времени огромный город), насчитывалось 354 таверны, в которых продавались вино и эль, и более 1330 пивных, которые продавали эль, — т. е. одна на каждые 60 жителей. Местные власти ревниво охраняли право на свободу пивоварения, не желая отдавать контроль очередной гильдии (гильдия пивоваров появилась только к началу XVI века). Изначально эль варили именно женщины: это занятие не рассматривалось как серьезное, постоянное и заслуживающее внимания. А потом это уже стало определенной традицией. Первоначально на то, что в этом заведении подают эль, указывал шест с пучком веток на конце. Причем хозяйка должна была привязывать свежие ветки, когда была готова свежая партия эля. Владельцы пивных и таверн соревновались, кто установит самый длинный и приметный шест. Причем устанавливали их горизонтально, а не вертикально. Да, это на миниатюре не метла, а тот самый шест — знак того, что «здесь варят эль». Есть мнение, что образ ведьмы с метлой пошел именно от женщин-пивоваров! Со временем владельцы пивных, которые варили свой собственный эль, стали использовать знак металлического обруча от бочки — это означало, что они подают только эль, в отличие от таверн и трактиров, где продавалось еще и вино. Постепенно внутри обручей догадались помещать различные предметы и изображения, и со временем это превратилось в знакомую нам вывеску паба. ВИНО к началу Средневековья было в куда более выгодном положении, чем пиво. Церковь именно его положила в основу своей обрядности. Пиво было просто средством утоления жажды, тогда как вино символизировало кровь Христа («Ибо сие есть Кровь Моя») и приобщало человека к Царствию Небесному. Витраж церкви Сент-Этьен-дю-Мон, Париж (нач. XVII в.) Христос на этом витраже лежит под крестом, кровь струится из его ран и становится вином причастия. Св. Августин превратил этот образ в символ страданий, ведущих к духовному совершенствованию. Отсюда пошло множество средневековых изображений Христа, ступающего по винному прессу; они получили общее наименование — «мистический пресс»: Баварский национальный музей, Мюнхен (ок. 1500) И для монаха логично было заниматься благородным производством будущей «крови Христовой», а не выращиванием какой-нибудь примитивной морковки, которая растет глубоко в земле. Большинство виноградников, прославивших монастыри, были подарены им разными мирскими властителями и рыцарями, отправлявшимися в крестовые походы. Располагая временем и обширными возможностями для экспериментов, монастыри приноровились к занятиям селекцией и опытам в области виноделия, в итоге пополнявшим бюджет обителей. Келарь аббатства пробует свое вино. Книга Святого Духа Альдобрандино из Сиены. Англия, XIV в. Теоретически монахи, следуя идеям подвижников, должны были бы пить только воду, в лучшем случае подкрашенную вином, и молоко. Но на практике без вина, учитывая его сакральный смысл и роль в причастии, обойтись было невозможно. А пиво, хотя и не несло в себе никаких высоких символов, было предпочтительнее в плане безопасности для здоровья, особенно при отсутствии постоянного и надежного источника чистой воды. Так что большинство монашеских орденов не только разрешали, но и предписывали своим членам употребление того и другого — разумеется, оговаривая меру и исключая время постов. Эдуард фон Грютцнер. Трапеза монахов (1885) Церковные ритуалы сделали вино необходимостью, поэтому оно производилось почти повсеместно. А «глобальное потепление», пришедшееся на X–XIII века, позволило выращивать виноград и делать собственное вино по всей Европе, исключая разве что Скандинавию. Даже в Англии были собственные виноградники и вполне приемлемое вино. «Малый ледниковый период», начавшийся в 1310-х гг. и продолжавшийся почти до конца XIX века, нанес по виноделию серьезный удар. В чем было дело, в изменении течения Гольфстрима или в какой-то вулканической активности, никто до сих пор толком не знает, но факт остается фактом: в Париже Сена покрылась толстой коркой льда, в скандинавских странах началось наступление ледников. Гибли посевы, вымерзали фруктовые сады, на Европу обрушился голод, за которым последовала Черная смерть. Германское и тем более британское виноделие фактически было уничтожено. К концу XV века климат снова смягчился, хотя и не до прежних значений (погода XIII века к нам вернулась только в XX веке, с новым глобальным потеплением), и виноградарство с виноделием возродились. Но пиво успело занять твердые позиции, тем более что оно, в отличие от вина, постоянно дешевело. Даже зажиточные французы находили, что цены на вино кусаются: пришлось перейти на пиво, медовуху и сидр. Рецепт польской медовухи 1543 года требовал 4,5 кг меда, 18,2 литра воды и 0,45 кг хмеля. Смесь воды с медом нагревали. Хмель, уже сваренный в воде, укладывали в мешок, и этот мешок погружали в смесь меда с водой после того, как та остыла. Затем добавляли пивные дрожжи и оставляли напиток бродить. Неожиданную роль в европейском виноделии сыграло распространение ислама. Благодаря исламскому запрету на вино его престиж в христианской Европе вырос еще сильнее, оно стало восприниматься еще более «правильным» христианским напитком, чем раньше.В рецепте 1613 года в эту медовуху рекомендовали добавлять фенхель, другие рецепты рекомендуют перец, гвоздику и корицу. Луи и Антуан Ленен. Ужин в Эммаусе (1640-е гг.) Впрочем, единства насчет того, полностью ли запрещен алкоголь, в исламском мире никогда не было. В частности, вопрос о градусах: в какой момент можно начинать считать забродивший сок алкоголем? Одни полагали, что запрет относится к любому алкоголю, а другие — что только к виноградному вину (или даже к вину конкретного сорта), а другие вина пить можно. При этом вино должно было стать доступным праведникам на небесах. Благодаря контактам с мусульманами, экспериментировавшими с дистилляцией, испанские виноделы догадались добавлять в вино спирт. Так был изобретен херес — белое вино с очень высокой для того времени крепостью — от 15 до 22 градусов. Большой Часослов Рохана. Изгнание из Рая и виноградарские работы октября (1430) Удивительно, но на богатых плодородных почвах виноград растить смысла нет. Вырастают красивые сильные лозы, и даже плодоносные, но… с ягодами низкого качества. Глинистые и илистые почвы не годятся. Лучше всего подходят суглинки, гравий, известняки, всякие смешанные почвы, сланцевые, меловые, даже, как ни странно, гранитные — они пронизаны чем-то вроде щелей, в которых корневая система винограда отлично себя чувствует. Это еще одна причина такой успешности виноградарства — виноград никогда не претендовал на самые богатые почвы, оставляя их зерновым и садам. Сбор винограда. Из трактата о здоровом образе жизни Tacuinum Sanitatis. Конец XIV в. Вино делится на две группы. Первая быстро портится, вторая же чем дольше хранится, тем становится лучше. Но общее правило «чем старше, тем лучше» тут не работает: для каждого сорта и даже для каждого урожая есть свой срок, после которого вино начинает портиться. Это зависит от множества факторов, включая сорт винограда, его состояние во время сбора, методы винификации и последующую обработку. У одних сортов это может быть несколько лет, а у других — несколько десятилетий. В целом вина оценивали по двум показателям. Хорошее вино — сладкое и крепкое, а плохое — слабое и кислое. Хотя был и еще один показатель: цвет. И тут картина, которая неосознанно сложилась у многих в голове благодаря кинематографу, абсолютно ошибочна. В Средние века однозначно лидировали белые вина. Во-первых, красные считались слишком грубыми, годными в основном для простонародья. И даже те красные, которые все же приобрели популярность, были вовсе не такими темными, как мы привыкли: они в лучшем случае доходили до рубинового цвета. Так что все эти красивые кадры, когда роняют кубок и темно-бордовое вино льется на белую скатерть, — чистая фантазия. И даже население попроще предпочитало белые вина — их легче было отстирать от скатерти. Питер Клас. Натюрморт (1643) Самое удивительное, что и церковь для причастия тоже предпочитала белое вино — возможно, по той же причине: чтобы не испачкать дорогие ткани; хотя формально это обосновывалось тем, что «кровь Спасителя» надо видеть духовными очами, а не воспринимать буквально в виде красной жидкости. Ну и, наконец, была еще совершенно объективная причина: среди сортов белого винограда гораздо больше устойчивых к холодам и сырости, поэтому именно они первыми распространились по всей Европе, оставив красным лишь Средиземноморье. Претворение воды в вино (Чудо в Кане Галилейской) Мозаика в монастыре Хора, Стамбул (1315) Одна поучительная история, которая напоминает кое-что из нашей собственной… В XIV веке герцог Филипп Храбрый захотел поднять экономику Бургундии, пострадавшую от чумы, а с этой целью повысить статус бургундского вина, чтобы его лучше покупали. И издал указ, в котором велел вырубить виноград сорта «гаме» и посадить вместо него «пино-нуар». Спору нет, вино из «пино-нуар» вкуснее, но «гаме» в два раза урожайнее и куда менее прихотлив. А времена были не те, чтобы гнаться за качеством для эстетов: после чумы вся Европа поредела и обеднела, и спрос был как раз на массовое дешевое вино. Вдобавок герцог запретил удобрять виноград навозом — фактически единственным удобрением того времени. Неэстетично-с. Несложно представить себе урожайность капризного «пино-нуар», да еще и без удобрений. Надежды сильно поредевшего населения поправить свои дела производством массового вина из высокоурожайного неприхотливого винограда в одночасье рухнули. В окрестностях Дижона после этого указа дело доходило до бунтов, мэра города вообще пришлось сменить… но герцог, к сожалению, был Храбрым, а не Мудрым, и его это всё не остановило. Так что некогда богатая Бургундия окончательно разорилась, население обнищало, многие виноградники были просто заброшены. Сам герцог, правда, не бедствовал: он удачно женился на богатой наследнице, и изысканного бургундского из «пино-нуар» для него как раз хватало. А вот бургундские виноградники оправились от полученного удара только в XVIII веке. Ной. Мозаика собора св. Марка в Венеции. XIII век Вино в Средние века редко пили в чистом виде, как мы сейчас. В то время была принципиально другая культура распития спиртных напитков, и в первую очередь их пили для утоления жажды, так как чистота воды сплошь и рядом была более чем сомнительна. Нам сейчас трудно поставить себя на место средневековых людей. Мир без чая, без кофе, без какао. Мир, где молоко очень быстро портится, поэтому доступно далеко не всем. Мир, где даже любые горячие напитки — уже проблема, потому что с ними слишком много возни. Нет, на пирах, где все делается на большое количество людей, это не такая уж сложность, но между делом, с семьей или друзьями, травяного чайку или горячего компотика не попьешь. Конечно, безалкогольные напитки тоже существовали. Но у них было два недостатка: они быстро портились в жару и не грели в холода, тогда как у алкоголя с этим было все в порядке — он хранился гораздо лучше, летом утолял жажду, а зимой помогал согреться. Так что во всех тех случаях, когда мы пьем чай, кофе, сок, компот, какао, квас и т. д., в Средние века пили слабоалкогольные напитки: в основном вино или эль, иногда медовуху, сидр или фруктово-ягодные вина. Ими запивали завтрак, утоляли жажду на работе. За кувшинчиком вина или эля расслаблялись в компании друзей, заключали сделки, вели переговоры, обсуждали личные дела. Пива, выпиваемого современным человеком за год, в Средние века и на месяц бы едва хватило. И, конечно, алкоголь лился рекой на праздниках и по всяким торжественным случаям. Ян Стен. Кухня (1670) Но далеко не всегда пили для того, чтобы опьянеть! Средневековье унаследовало от античности обычай разбавлять вино водой, а для тех, кто постится, а также для женщин и детей — наоборот, воду вином. Если вино было не очень вкусное и довольно кислое, то в разбавленном виде оно становилось еще плачевнее. Поэтому в Средние века достигли настоящих вершин в мастерстве ароматизации вина и приготовления из него вкусных напитков. В первую очередь это были гипокрас, пимент и кларет (получивший название по имени популярного вина, из которого его чаще всего готовили: оно плохо хранилось и ближе к осени становилось годным к употреблению только после кулинарной обработки). Это вино, смешанное (а еще чаще — сваренное) с пряностями и медом и / или сахаром. От современного глинтвейна эти напитки отличались тем, что их потом охлаждали, чаще всего какое-то время настаивали в холодном месте и процеживали. Результатом этих усилий не гнушались даже короли. Были также способы облагораживания вина с помощью трав, кореньев, фруктов, сухофруктов, ягод, цветов — в общем, всего, что только может придать напитку вкус, запах, а иногда и цвет. Нормандский трувер Анри д’Андели написал поэму из 204 стихов «Битва вин». Здесь повествуется о вымышленном конкурсе: якобы французский король повелел собрать по всему миру лучшие вина и провести их дегустацию. Победило кипрское вино; предположительно это была и ныне существующая «коммандария» — белое сладкое десертное вино из подвяленного винограда. Сентябрь. Часослов Генриха VIII (1500) И вечная проблема контроля качества: недобросовестные торговцы смешивали подпорченное вино со свежим или добавляли виноградный сок — и это был еще хороший вариант: некоторые методы приведения вина в товарный вид делали его вообще ядовитым. Среди относительно безопасных добавок для «исправления» вина самые известные — это смола, воск, камедь, порошок лаврового листа, а также турноль (фолиум) — краситель из лакмусовой травы, придающий поблекшему вину более насыщенный красный цвет. А закон Вюрцбурга 1371 года запрещал добавлять в вино для «исправления» квасцы, толченое стекло, мел и железный шлак. Даже в эпоху Позднего Средневековья, когда и церковь, и светские власти были уже серьезно озабочены растущим пьянством, многие врачи продолжали восхвалять целебные свойства пива и вина. Многовековые традиции поддерживали уверенность, что вино близко по составу к грудному молоку и крайне полезно для детей. В небольших дозах вино смешивали с молоком и давали младенцам. А при переводе на подкормку делали жидкую смесь из хлеба, меда, вина и молока. И продержались эти традиции во многих местах до самого XX века. Питер Брейгель-младший. Таверна «У Лебедя» (1630) СКОЛЬКО ПИЛИ? Данные по некоторым североевропейским монастырям VIII-IX веков: монахи выпивали примерно 1,55 литра эля в день, а монахини — 1,38 литра. Среди мирян в то же время уровень потребления варьировался от 0,6 до 2,3 литра эля (и от 0,6 до 1,45 литра вина) в день — довольно широкий диапазон. Несмотря на все эти страшные цифры, вопрос о степени «алкоголизации» средневекового общества по сей день остается спорным. Все эти числа вырваны из контекста. Выдавалось вино клирикам только для питья или они из этих литров должны были еще всю паству причастить? Почему солдатам в одном замке выдавали два литра вина, а в других — литр или вообще пол-литра? Прежде чем удивляться, как они в состоянии постоянного опьянения что-то охраняли, надо все же разобраться, не была ли эта завышенная норма всего лишь вариантом выдачи заработка в «жидкой валюте», как это в принципе было достаточно распространено в то время. Вдобавок учитывалось также пиво и вино, которые тогда использовались в очень многих кулинарных рецептах — там, где мы бы сейчас использовали воду, сок или молоко. Этим в том числе объясняется и то, что знатные и богатые персоны потребляли раза в два больше алкогольных напитков, чем простонародье: для них практически все соусы, супы, жаркое, рагу, а также многие кремы, десерты и даже выпечка делались на пиве и вине. Другой важный момент — это крепость тогдашнего алкоголя. Ведь мало того, что и вина, и пиво были слабее современных, их еще и разводили. И 4 литра «слабого пива» по содержанию алкоголя примерно равны всего ста граммам водки. В период Высокого Средневековья потребление алкоголя даже выросло. Эль обычно входил в рацион английских крестьян, работавших на сборе урожая, а учитывая его специфику, он являлся не только напитком, но и как бы пищей. В отдельные периоды на долю алкоголя приходилось от 20 до 40% получаемых крестьянами калорий. В расчете на душу населения фактический объем эля, включаемого нанимателями в рацион работников, увеличился с 1,61 литра в 1256 году до 3,61 литра в 1424 году. Алкогольные напитки, разумеется, входили и в рацион солдат, причем эта традиция появилась еще в римские времена: алкоголь хранился гораздо лучше воды и был безопаснее в плане желудочно-кишечных расстройств. По возможности он использовался для обеззараживания воды. Моряки на кораблях Ганзейского союза должны были получать по 5 литров пива в день. Но это было либо изначально очень слабое, либо уже разбавленное пиво. Причина все та же: вода хранилась плохо, пиво — гораздо лучше. Распространение высокоградусных напитков, полученных методом дистилляции, удачно совпало с эпохой Великих географических открытий. Брать с собой небольшой объем крепкого алкоголя и просто сильнее разводить его водой при долгих путешествиях было гораздо удобнее. Сначала для этого использовали бренди и виски, потом в XVII веке появился ром, который прижился во флоте на несколько столетий. Правда, скоро морское командование забило тревогу — моряки радостно пили ром прямо неразбавленным и начали стремительно спиваться. Умеренный и несдержанный. Миниатюра из Valerius Maximus (1475-1480) Медовуху пили практически везде, пусть и в небольших количествах. Ее нередко смешивали с теми же вином, элем, а кое-где и с сидром. Сидр — напиток из ферментированного яблочного (реже — грушевого) сока — был в ходу там, где было много яблок: в первую очередь в Нормандии и Бретани, где он серьезно потеснил эль. На юге сладких напитков и фруктов хватало, а на севере пили в основном эль, поэтому там дополнительный сладкий напиток был в цене. В целом сидр подводило то, что яблоки в те времена были куда кислее современных, поэтому получаемый из них напиток был слабым и довольно плохо хранился, так что не мог конкурировать с хмельным пивом и новыми сладкими и крепкими сортами вина. КРЕПОСТЬ ВИНА: Массовые вина в условно северных районах — во Франции, Германии и Англии, когда там климат годился для виноградарства, имели крепость от 5 до 8 %. Более качественные — до 10 %. Южные вина, в Италии и Греции — 8-10 %, а производившиеся там же (в основном на экспорт) дорогие сладкие вина в Высоком и Позднем Средневековье достигали 15 %. Эль, который считался крепким, был в районе 6 % или чуть больше. А обычный эль, составлявший основу рациона большинства людей, — около 3 %. И это при условии, что пивовары выдавали эль правильного качества. После распространения хмеля крепость и вариативность пива начала расти, и к XVI веку уже составляла от 3 % до 8 % (элитные сорта). И напитки бедноты. В винодельческих регионах их делали из залитого водой и повторно сброженного виноградного жмыха, откуда предварительно отжали сок для вина. Во Франции он известен как piquette, в Италии — как mezzo vino, acquarello или annacquato. Крепость его была максимум 1-3 %. В пивоваренных странах похожим методом делали «слабый эль» или «слабое пиво» — заливали водой отработанное сусло и повторно сбраживали. Крепость его вряд ли превышала 1 %. Ну и, наконец, в эпоху Позднего Средневековья в Европе понемногу начали распространяться напитки на основе СПИРТА. Изобрели бренди, начали делать ликеры и наливки, догадались крепить вино — так родились херес и портвейн, перевернувшие всю мировую виноторговлю. Пьяная драка. Маргиналия из Псалтыри Латрелла, Британская библиотека (1325-1340) Первые конкретные сведения о спирте как напитке относятся только к XIII веку, и то в полумусульманской Испании. Его продвигали как стимулятор для солдат перед боем, омолаживающее средство — и вообще утверждали, что он способен исцелять все немощи и болезни, как воспаления, так и слабость. Но в XIV веке дистилляция алкоголя стала жертвой кампании против алхимиков, которая была объявлена и церковью, и светскими властями. Скорее всего, это сильно повредило зарождающейся антисептике, зато Европа начала спиваться на сотню лет позже. Польза для здоровья бренди — первого дистиллированного спиртного напитка, вошедшего в медицинский арсенал, — считалась неоспоримой. Врачи с готовностью прописывали, а их пациенты с радостью принимали лекарства, в составе которых был бренди. Он очень быстро стал популярным общеукрепляющим средством, и это заблуждение не изжито по сей день. Первыми спохватились немцы. Уже в 1493 году в Нюрнберге медики заметили, что слишком многие привыкли пить aqua vitae, а три года спустя городские власти были вынуждены даже запретить продажу алкоголя в праздничные дни. Мюнхен последовал этому примеру в 1506 году, Аугсбург — в 1529 году. В разных немецких городах бренди пытались окружить ограничениями. Законы запрещали, например, пить бренди сидя, в других городах его можно было пить только дома, а где-то запрещалось использовать его для застольных тостов. Поскольку рюмка бренди стала популярным способом начать день, некоторые немецкие государства ограничили продажу крепкого алкоголя до начала рабочего дня — в отличие от вина и пива, которые можно было продавать и употреблять в любое время суток. Но ничто уже не могло остановить процесс и тем более повернуть его вспять. Уильям Хогарт. Переулок джина (1751) Довольно быстро догадались гнать спирт и из зернового сырья — тоже поначалу в медицинских целях, разумеется. Некоторые из напитков на основе бренди со временем превратились в очень известные ликеры. Например, «Розолио» был изобретен еще в XV веке и первоначально делался на основе изюма. Около 1510 года венецианский монах Бернардо Винчелли создал ликер из дистиллированного вина, подслащенного медом и настоем 27 трав, включая мелиссу, иссоп и анжелику, — прославленный «Бенедиктин». А в 1605 году парижские картезианские монахи представили рецепт из настоя бренди на 130 травах, который стал известен как «Шартрез». Джозеф Хайер. Монахи в подвале (1873) Развеселая песенка, которая вертелась в голове во время подготовки поста. Если откроете ссылку, с вами случится то же самое! https://yandex.ru/video/preview/16804718313271083628 8 июля 2023
17 |
Nita Онлайн
|
|
Все никак не соберусь купить электронку эту. Надо добраться. Спасибо, что напомнили!
1 |
Спасибо, было интересно.)
1 |
Когда я в детстве читала Сименона, постоянно поражалась, как Мэгре целый день кочует по кафе и бесконечно пьет стаканчики вина и пива) Вспомнилось.
|
Viola ambigua
Я и до сих пор поражаюсь. На его месте я бы не вылезала из пьяного отупения, а не то чтобы преступников вычислять 😉 3 |
Lasse Maja Онлайн
|
|
Вздрогнем!:))
|
Lasse Maja Онлайн
|
|
nordwind
Viola ambigua На определенной стадии развития алкоголизма дернуть грамм писят надо не для отупения, а наоборот, приведения себя в ясное состояние ума.Я и до сих пор поражаюсь. На его месте я бы не вылезала из пьяного отупения, а не то чтобы преступников вычислять 😉 1 |
Lasse Maja
О как. Я еще не дошла, значит (и уже без шансов)... 1 |
Lasse Maja Онлайн
|
|
nordwind, да лучше не доходить, конечно)))
1 |