↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Pauli Bal
9 августа 2023
Aa Aa
#писательское #фикрайтерское

Как-то я спросила (тык), кого интересует посты о структуре сюжета, драматургии и архитектонике… и че та пропала. Но желание вещать по теме теплилось и томилось, и вот я вернулсо :)

В том посте я расписала чек-лист, по которому я пишу и анализирую прочитанное, и каждый из пунктов — отдельна тема для большого разговора.

Чек-лист:
1. Волнующая меня тема
2. Внятная идея
3. Обозначенный и раскрытый конфликт
4. Грамотная композиция сюжета
4.1 Проработанная экспозиция
4.2 Завязка
4.3 Поворотные события и основное действие
4.4. Кульминация
4.5 Развязка
5. Обозначенные, вплетенные и раскрытые арки персонажей
6. Текст без воды: повествование работает на раскрытие мира/персонажей/сюжет. Это не однозначный момент для прозы, так как в ней все гибче, чем в сценариях.
7. !Самый сложный и важный элемент! Все пункты связаны, взаимодействуют, и работают друг на друга. Как микросхема. И это безумно интересно. Когда оно удается — прям красота и загляденье.

Начну с начала и нескольких дисклеймеров:

1/ Я вещаю по теме, так как она мне безумно интересна, но я уж точно не истина последней инстанции и не профи, если не считать базовых курсов драматургии и режиссуры в универе (не моя основная спец.)
2/ Буду рада, если дополните вашими знаниями/наработанными принципами и опытом.
3/ Творчество есть творчество, пишите, как хотите :) Этот пост для тех, кому интересно узнать больше/поговорить о построении сюжета.

Стартуем с первых двух пунктов:
1. Интересующая тема
2. Внятная идея

Для меня любая история начинается с ИДЕИ. А идея всегда работает в рамках заданной ТЕМЫ. И в самом начале важно обозначить эти термины, так как все пляшет отсюда.

Тема — о чем говорится в тексте, общий предмет.
Идея — главная мысль автора по теме.

Тема — пространство.
Идея — ось в ней, вокруг которой образуется участок, где развивается история.

Идея воплощает главную мысль, посыл, переживание автора, и заключает в себе вектор к решению проблемы (это отдельный пункт про конфликт произведения).

Разумеется, на одну и ту же тему может быть множество идей:

Тема: Отцы и дети
Идея А: важно ценить опыт предыдущуего поколения и учиться у него.
Идея B: необходимо учиться у нового поколения, так как оно идет в ногу со временем.
Идея C: отцы и дети никогда не поймут друг друга, потому что им недоступен взгляд второй стороны.
Идея D: отцы и дети могут научиться слышать друг друга, и их отношения станут теплее и ближе.
И т.д.


На мой взгляд, ОЧЕНЬ важно ВНЯТНО формулировать идею, когда работаешь над историей.

Почему четкость формулировки важна или “и так не сойдет”

С четкой идеей намного проще строить сюжет, потому что она влияет на все: на конфликт, образы героев, место действия, ход событий, атмосферу — ВСЕ ВСЕ. Читатель, сознательно или подсознательно, рассматривает элементы произведения не сами по себе, а в их отношении к идее, от этого будет зависеть, какое у него сложится впечатление. Если элементы произведения гуляют в произволе — получится каша.

Идея — душа произведения, ось, на которую крепится история.

Представьте, какая это красота: вы хотите передать читателю свою идею по теме, и каждая часть произведения раскрывать ее, дополняет, доносит, оформляет, рисует, показывает. Еще, возможно, шутит про нее, или раскрывает через эмоции, сомневается в ней или доказывает, проживает вместе с героями.

Может ли тем и идей быть несколько в произведении?

На мой взгляд, центральная тема и идея должна быть одна. Прям Биг Босс и его зам. Пожалуй, можно взять несколько тем и намеренно ими жонглировать ради художественного замысла, но на эту территорию я не пойду.

Конечно в произведениях часто говорится на более чем одну тему, могут раскрываться разные идеи, но в идеале ВСЕ отстраивать от единого центра. И естественно, чем произведение больше, тем больше пространства для реализации большего количества идей.

Почему сложно сделать удачное произведение с идейным многообразием?

Потому что идею мы не вешаем на транспарант, мы передаем ее читателю через сюжет истории. А чтобы идея реализовалась в сюжете ей необходимо пройти кучу кругов этапов: завязки, повороты, развязки — вы знаете. От этого отстраивается действие, состоящее из сцен, диалогов, описаний. И если хотите раскрыть много идей — необходимо каждую провести по схеме. И сделать это так, чтобы читатель не запутался и не заскучал, — непросто.

Как отстраивать историю от идеи? И второстепенные идеи от основной идеи?
А вот это уже разговор про остальные пункты в других постах ;) Маякните, что кому интересно.

Чтобы оформить идею, можно задать вопросы:

Чем я хочу поделиться через текст?

Что меня по-настоящему волнует?
Что я бы хотел сказать читателю?
Какую мысль мне хочется рассказать всем?

Ничего сверх, на самом деле. Что на мой взгляд важно на этом этапе: чтобы от идеи торкало / щемило сердечко / подгорало / пищало :) У вас не может с ней быть равнодушных отношений — иначе не быть души в произведении.

Вот такие дела.

Когда я раньше затрагивала тему построения сюжета, я отметила, что у многих это вызывает некоторое отторжение, будто структурность помешает творчеству. Но по факту, все наоборот: она помогает творчеству.

Разумеется, никто (я в первую очередь) не мешает вам вытворять, что пожелает сердце. Если хочется писать, как хочется, и пишется — у вас все сложилось! :) Но некоторые знания могут ох как облегчить процесс и прокачать. Это я к тому, чтобы не мешали переживания, что творчеству не будет места, если опираться на некоторую структуру.

Спасибо, если прочитали сей опус! Если он был вам ценен/полезен/интересен, ми-ми-микните, а? Чтобы я знала и зарядилась мотивацией не пропадать ;)
9 августа 2023
10 комментариев
Яросса Онлайн
Очень интересная тематика поста.
С идеей и темой все понятно. С нетерпением жду постов с самым интересным: разговором о том, как от идеи отстраивать все остальное:)))
Яросса
Спасибо!!! ❤️
Я думала, что идея - это "О, идея! все было вот ТАК, напишу-ка про это" (ну, это если речь о фанфиках). В ваших примерах это что-то куда более философское. Вкладывают ли фикрайтеры что-то философское в свои тексты?.. Не, могут, конечно, но... Можно ещё примеров идей?)
Nepisaka
Да любой может быть идея!:) Здесь я употребляю ее как термин из теории построения сюжета. И есть разницей между сюжетной идеей истории и идеей, которую хочет передать автор. Что хочется людям сказать, с чем хочется, чтобы они остались после прочитанной истории - то и закладывается в это понятие.

Чуть позже приведу пару примеров из своих же историй - так будет проще :)
*Утащила в норку.*
lrkis
Очень буду рада, если окажется полезным :) Спасибо за отклик!
Pauli Bal
П.с. Норка, если интересно ещё по теме почитать, но там не только о самом по себе написании текстов, но и по матчасти: https://fanfics.me/collection3048
lrkis
Да, будет интересно побродить:))
Ellinor Jinn Онлайн
Да уж, после 4.5 лет хаотичного фикрайтерства, чую, пора теории заглотить... И делать всё по науке)
Ellinor Jinn
Все, не все, а кое-что «по науке» может действительно оказаться полезным!:)
Мне всегда помогает. Скоро вернусь)))
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть