Коллекции загружаются
#писательское #фикрайтерское
Как-то я спросила (тык), кого интересует посты о структуре сюжета, драматургии и архитектонике… и че та пропала. Но желание вещать по теме теплилось и томилось, и вот я вернулсо :) В том посте я расписала чек-лист, по которому я пишу и анализирую прочитанное, и каждый из пунктов — отдельна тема для большого разговора. Чек-лист: 1. Волнующая меня тема 2. Внятная идея 3. Обозначенный и раскрытый конфликт 4. Грамотная композиция сюжета 4.1 Проработанная экспозиция 4.2 Завязка 4.3 Поворотные события и основное действие 4.4. Кульминация 4.5 Развязка 5. Обозначенные, вплетенные и раскрытые арки персонажей 6. Текст без воды: повествование работает на раскрытие мира/персонажей/сюжет. Это не однозначный момент для прозы, так как в ней все гибче, чем в сценариях. 7. !Самый сложный и важный элемент! Все пункты связаны, взаимодействуют, и работают друг на друга. Как микросхема. И это безумно интересно. Когда оно удается — прям красота и загляденье. Начну с начала и нескольких дисклеймеров: 1/ Я вещаю по теме, так как она мне безумно интересна, но я уж точно не истина последней инстанции и не профи, если не считать базовых курсов драматургии и режиссуры в универе (не моя основная спец.) 2/ Буду рада, если дополните вашими знаниями/наработанными принципами и опытом. 3/ Творчество есть творчество, пишите, как хотите :) Этот пост для тех, кому интересно узнать больше/поговорить о построении сюжета. Стартуем с первых двух пунктов: 1. Интересующая тема 2. Внятная идея Для меня любая история начинается с ИДЕИ. А идея всегда работает в рамках заданной ТЕМЫ. И в самом начале важно обозначить эти термины, так как все пляшет отсюда. Тема — о чем говорится в тексте, общий предмет. Идея — главная мысль автора по теме. Тема — пространство. Идея — ось в ней, вокруг которой образуется участок, где развивается история. Идея воплощает главную мысль, посыл, переживание автора, и заключает в себе вектор к решению проблемы (это отдельный пункт про конфликт произведения). Разумеется, на одну и ту же тему может быть множество идей: Тема: Отцы и дети Идея А: важно ценить опыт предыдущуего поколения и учиться у него. Идея B: необходимо учиться у нового поколения, так как оно идет в ногу со временем. Идея C: отцы и дети никогда не поймут друг друга, потому что им недоступен взгляд второй стороны. Идея D: отцы и дети могут научиться слышать друг друга, и их отношения станут теплее и ближе. И т.д. На мой взгляд, ОЧЕНЬ важно ВНЯТНО формулировать идею, когда работаешь над историей. Почему четкость формулировки важна или “и так не сойдет” С четкой идеей намного проще строить сюжет, потому что она влияет на все: на конфликт, образы героев, место действия, ход событий, атмосферу — ВСЕ ВСЕ. Читатель, сознательно или подсознательно, рассматривает элементы произведения не сами по себе, а в их отношении к идее, от этого будет зависеть, какое у него сложится впечатление. Если элементы произведения гуляют в произволе — получится каша. Идея — душа произведения, ось, на которую крепится история. Представьте, какая это красота: вы хотите передать читателю свою идею по теме, и каждая часть произведения раскрывать ее, дополняет, доносит, оформляет, рисует, показывает. Еще, возможно, шутит про нее, или раскрывает через эмоции, сомневается в ней или доказывает, проживает вместе с героями. Может ли тем и идей быть несколько в произведении? На мой взгляд, центральная тема и идея должна быть одна. Прям Биг Босс и его зам. Пожалуй, можно взять несколько тем и намеренно ими жонглировать ради художественного замысла, но на эту территорию я не пойду. Конечно в произведениях часто говорится на более чем одну тему, могут раскрываться разные идеи, но в идеале ВСЕ отстраивать от единого центра. И естественно, чем произведение больше, тем больше пространства для реализации большего количества идей. Почему сложно сделать удачное произведение с идейным многообразием? Потому что идею мы не вешаем на транспарант, мы передаем ее читателю через сюжет истории. А чтобы идея реализовалась в сюжете ей необходимо пройти кучу Как отстраивать историю от идеи? И второстепенные идеи от основной идеи? А вот это уже разговор про остальные пункты в других постах ;) Маякните, что кому интересно. Чтобы оформить идею, можно задать вопросы: Чем я хочу поделиться через текст? Что меня по-настоящему волнует? Что я бы хотел сказать читателю? Какую мысль мне хочется рассказать всем? Ничего сверх, на самом деле. Что на мой взгляд важно на этом этапе: чтобы от идеи торкало / щемило сердечко / подгорало / пищало :) У вас не может с ней быть равнодушных отношений — иначе не быть души в произведении. Вот такие дела. Когда я раньше затрагивала тему построения сюжета, я отметила, что у многих это вызывает некоторое отторжение, будто структурность помешает творчеству. Но по факту, все наоборот: она помогает творчеству. Разумеется, никто (я в первую очередь) не мешает вам вытворять, что пожелает сердце. Если хочется писать, как хочется, и пишется — у вас все сложилось! :) Но некоторые знания могут ох как облегчить процесс и прокачать. Это я к тому, чтобы не мешали переживания, что творчеству не будет места, если опираться на некоторую структуру. Спасибо, если прочитали сей опус! Если он был вам ценен/полезен/интересен, ми-ми-микните, а? Чтобы я знала и зарядилась мотивацией не пропадать ;) 9 августа 2023
14 |
Pauli Bal
П.с. Норка, если интересно ещё по теме почитать, но там не только о самом по себе написании текстов, но и по матчасти: https://fanfics.me/collection3048 1 |
lrkis
Да, будет интересно побродить:)) |
Ellinor Jinn Онлайн
|
|
Да уж, после 4.5 лет хаотичного фикрайтерства, чую, пора теории заглотить... И делать всё по науке)
1 |
Ellinor Jinn
Все, не все, а кое-что «по науке» может действительно оказаться полезным!:) Мне всегда помогает. Скоро вернусь))) 1 |