↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Pauli Bal
29 ноября 2023
Aa Aa
Спасибо за воистину волшебный пинь! Вы меня вдохновили, поэтому решила сразу чем-нибудь поделиться :)

Есть одно крутое драматургическое правило, которое в кино стараются строго соблюдать, по крайней мере в массовом. Но я его очень активно применяю в своих работах с целью минимизировать водянистость текста. Если вам кажется, что и у вас водичку можно поубавить, ловите:

Драматургическое правило:
Все, что происходит, должно выполнять одну из трех задач:

1. Двигать сюжет вперед
2. Раскрывать персонажей
3. Раскрывать мир, в котором живут персонажи и совершается действие


Конечно, в прозе такого жесткого “должно” не будет, в ней можно разливаться и петь соловьем. Но если хочется увеличить процент текста “по делу”, проверьте, отвечают ли пространные куски этим задачам — потом, увы, придется резать :(

Немного подробнее о каждом для наводок:

1. Двигать сюжет вперед
События и действия, которые заставляют историю развиваться: то есть мы описываем не точку, а изменения в жизнях героев. С персонажем происходит какая-то неведомая хрень, которая меняет его жизнь, подталкивает к решениям и поступкам. Идем, делаем, решаем проблемы, спасаем, спасаемся, бомбим злодеев, компрометируем и т.д.
Главное — движение вперед и перемены.

2. Раскрывать персонажей
Узнаем о героях что-то новое: внешний вид, факты биографии, интересы, ценности, принципы, предпочтения. Раскрываем их мотивацию (лучше всего через действия и поступки), показываем реакцию на происходящее, его эмоции и чувства.
Главное — ценная для истории информация о персонаже.

3. Раскрывать мир, в котором живут персонажи и совершается действие
Как работает мир, какие в нем законы и условности. В каком месте сейчас находится герой, в какой обстановке, чем она ему угрожает или помогает. Какие героя ожидают возможности или опасности. Социальный контекст, в котором он обитает.
Главное — ценная для истории информация о мире, где она разворачивается.

По описаниям уже можно догадаться, что у всего этого должен быть один знаменатель: то, что вы пишете имеет значение для КОНКРЕТНО ЭТОЙ ИСТОРИИ. То есть если описываем “принцип героя”, это должно влиять на сюжет, раскрывать его, дополнять, иначе конкретной истории это нафиг не нужно.

Если ваше предложение не отвечает ни одной из трех задач и не подведено к общему знаменателю — для сюжета это вода. И это НЕ обязательно плохо! Иногда хочется посмаковать текст, никуда не торопиться, погрузиться в момент. Правило поможет если вы чувствуете, что сюжет буксует, и в нем много кусков “не по делу”.

Скажу за себя: я реально стараюсь следовать правилу по максимуму :) Обычно если пишу предложение — оно зачем-то нужно. Каждое. Это мой личный подход, делюсь им, чтобы показать, что и в прозе можно так, читатели вроде не сильно жаловались. Но это точно не закон для всех, мне нравится читать и намного более пространные работы.

Пишите, что думаете :) Пользуетесь ли подобным, было ли полезно?
29 ноября 2023
5 комментариев из 43 (показать все)
если мы понимаем героя, ему легче сопереживать
Нет.
Равно как и наоборот.
Примери у старосты большевики пересажали всю аемью, и поэтому он помог немцам сжечь свою деревню.
Pauli Bal
Ну короче я просто к тому, что это не задел на неожиданный твист, а наоборот — мы делаем следующий сюжетный ход очень ожидаемым (форешедовинг?). Мне кажется это не совсем то же самое? Не знаю в общем :)

Ахах :)) ага :))
Вот для меня тут тонкая грань какая-то сложная, не знаю, может вы лучше понимаете.
Вот если герой может легко трансформироваться, то это с точки зрения сюжета недостаточные проблемы.
А если проблема — это уже, допустим, целая депрессия, то герой уже, наверное, вообще не может ее решить сам.
И вот тут как раз эта проблема — найти что герой может реалистично контролировать, а что нет. И как показать постепенный процесс улучшения? Тут надо очень детально развинчивать характер, и это для меня очень сложно (хотя интересно, конечно 🤦‍♀️).
M J Jason
Наверное, я пока не могу на такой вопрос ответить. Отчасти потому что не хватает знаний, но еще потому что мне нравится смотреть на историю как на цельное полотно, в рамках которого все нити переплетаются и складываются в единую картину. То есть нет одной дорожки, но все на все влияет, и узоры могут быть разными. Как калейдоспоп - горстка камешков и тысячи вариаций. Использую потом эту метафору в посте :D
Почитала и порадовалась тому, что сама пришла к этим правилам интуитивно. Кое-что по литературным приемам читала, но не конкретно про минимизацию. Сама додумалась))) И давненько уже пользуюсь.
Считаю, что это очень полезные правила, т.к. очень ценю компактность.
Яросса
Да, у нас в этом очень близкий подход! :) Я не удивлена, что пользуешься :D У тебя действительно грамотно концентрированные тексты, без размазни.
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть