↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Pauli Bal Онлайн
4 декабря 2023
Aa Aa
СЮЖЕТНЫЕ РАЗБОРКИ #2

Сегодня я пришел к вам с разбором сюжетной структуры работы Ворон и... ворон автора Ellinor Jinn Приглашаю сначала прочитать историю, а автор точно будет очень рад, если вы поделитесь с ним отзывом :)

Дисклеймер:
Я не профессионал, просто очень интересующийся. Стараюсь развиваться и углублять свои знания, но они имеют свои лимиты, и субъективный взгляд никто не отменял. Поэтому всех приглашаю к дискуссии!
Цель разборов — изучать вместе построение сюжета истории на живых примерах. Все докапывания и раскореживания совершены исключительно в образовательных целях, они не обязательно делают работу плохой. А идеальных историй не существует (я сама такие еще не написала :) ).

Пожалуйста, если вы прочитали разбор — дайте знать ми-ми-мишкой :) Вам не сложно, мне приятно. Ну а обратная связь меня очень замотивирует продолжать.

В разборах я буду в какой-то мере оценивать какориджность, потому что хорошая структура и грамотная подача информации напрямую с этим связаны… но для ГП по любому делаем скидку :) Слишком популярный фандом, объективно нет смысла в каждом фике выстраивать экспозицию, как для новичка.

Правда, чтобы работа получилась цельная, стоит делать упоминания тех моментов канона, которые окажутся значимы для конкретной истории. Мне очень нравится, когда информация внутри истории согласуется.

Крутые согласования внутри сюжета буду отмечать пометкой РАБОТАЕТ!

Эх, сложно рассматривать эту историю беспристрастно, когда главная героиня - один из моих любимейших персонажей, но буду стараться. Персонаж, на мой взгляд, не из легких, если есть цель выдержать канон. В сериале Уэнсдей комментирует происходящие, мы периодически смотрим на события ее глазами, и стиль ее комментариев довольно специфичен. В этой работе, на мой вкус, героиня очень канонична.

Первые строки я всегда рассматриваю внимательно, их задача зацепить наше внимание и при идеальном раскладе погрузить в историю без усилий.
Мой первый поцелуй был с хайдом — кровожадным монстром-убийцей. Мой типаж. И я всё ещё рассматриваю вариант за него побороться. Поэтому мой второй поцелуй будет с висящим вниз головой парнем с горячей злобой в чёрных глазах. Он напоминает мне всклокоченного ворона. Как я дошла до такого?
Мы сразу понимаем, что Уэнсдей — непростая штучка. А дальше нам дают намек, кто из персонажей станет ее следующей жертвой ;)

Затем повествование делает несколько шагов назад, продолжая знакомить читателя с Уэнсдей. Мне нравится, насколько емко автор рассказал о том, как она очутилась в Хогвартсе — ведь Уэнсдней не волшебница, но она принадлежит к париям (или ауткастам) — людям, наделенными сверхспособностями.
Знать поимённо всех, с кем, возможно, придётся конфликтовать или сотрудничать, — первое правило выживания.
Подобные фразы - прекрасно представляют героя, демонстрируя нам его принципы. В работе много “взгляда” Уэнсдей, что классно ее характеризует и раскрывает.

Однако начало — единственный момент в работе, который я бы отнесла к спотыкательным. Нас бросает из стороны в сторону: то мы в моменте из пятого курса поколения мародеров, когда Северуса повесили Левикорпусом, то возвращаемся к экспозиции: как Уэнсдей оказалась в Хогвартсе, как она обратила внимание на Северуса. Перескок происходит несколько раз, когда я читала историю впервые, не сразу поняла, что происходит. Текущее событие лишь намечено пунктирной линией, а экспозиция ярче и сочнее. Я бы лично чуть сгладила этот момент.

В итоге мы останавливается на сцене, когда Джеймс измывался над Северусом.
Я поворачиваюсь к Поттеру, краем глаза отмечая положения Блэка, Люпина и Петтигрю. С последним справится Вещь. Если смотреть человеку в глаза неподвижно десять секунд, он почувствует себя жертвой перед хищником. Второй закон выживания.
Еще пример хорошего представления персонажа через происходящее, а не сухое описание.
— Я вижу, в мире волшебников принято нападать вчетвером на одного. Что ж, это выгодно отличает вас от парий, — чеканю каждое слово я. — Теперь я учту это. А тебе скажу по секрету, что в ванной старост завтра окажется два десятка пираний. Пожалуйста, побольше клубничной пены, чтобы скрыть кровь.
Пираньи — отсылка к сериалу. Я очень люблю отсылки к канонам, и мне кажется, если мы хотим, чтобы фик читали те, кто с ним не знаком (в данном случае сериал “Уэсндей”), их нужно уметь вставлять так, чтобы не знающий не споткнулся, чтобы звучало органично. А те, что знают, такие: ага-ага ;) На мой вкус, отсылки в этой работе удались! Может, я не до конца объективна, так как знаю оба канона, но решусь заявить, что с этой частью автор справился очень хорошо.
— Мне никто не нужен! — срывающимся от злобы голосом выкрикивает Северус. — Мне не нужна помощь! Тем более, какой-то парии!
Звучит как “грязнокровка” в адрес Лили, пусть это и не ругательство. И мы видим, как по-разному реагируют девушки:
Он очень боится, что за него заступится девчонка. Как это банально…
Классный контраст и нужный истории, так как между Уэнсдей и Лили явно противопоставление.

Далее происходит поворотное событие:
— Мне нужен, — коротко отвечаю я, круто поворачиваюсь к висящему вверх тормашками Северусу, крепко обхватываю его голову и целую в губы.
Предположу, что для тех, кто сериал не смотрел, это довольно забавный и интригующий поворот, так как Уэнсдей не создает впечатление человека, который будет бросаться с поцелуями на первого встречного. Для тех кто смотрел, здесь еще сильнее вотэтоповорот, так как в сериале она достаточно негативно относиться не только к романтике, но и к физическому контакту.

В тот же момент Уэнсдей приходит экстрасенсорное видение. Мы уже знаем, что она не маг, но и не магла. Если нужно, чтобы в критический момент проявились способности персонажа — стоит рассказывать о них ранее, иначе получится коряво и халтурно. А если читатель знает — история будет идти гладко, он не споткнется с мыслью: “чего-чего, откуда… какого…” Вот пример из разряда РАБОТАЕТ! Ну и, конечно, здесь еще один хороший реверанс сериалу ;)
Слишком много, больно, ярко… Вспышки красной и зелёной магии, шрам-молния, красные глаза, безносое и безгубое лицо… Мёртвая рыжая женщина в объятиях, плач ребёнка. Слëзы, слëзы. Хрустальный шарик, меч с рубинами, гигантская змея… Серебристая лань.
…самое длинное видение за всю мою жизнь. Хватило бы на семь толстых книг.
Несколько коротких предложений — а читатель все понял.
Впрочем, оставьте чтение по глазам тем, кто верит, что это не просто наполненные жидкостью и нервами шарики.
Крашиха… Ой, простите, я обещала беспристрастность :D

Джеймс отпускает Северуса, он пытается привести Уэнсдей в чувство и хочет отвести ее в больничное крыло.

Начинается основное действие.
— Мне кажется, первая часть плана прошла вполне успешно, … Ни в какое больничное крыло мы, конечно, не пойдём. … Предлагаю тебе сделку.
РАБОТАЕТ! Мы в начале знаем, что Уэнсдей нужен талант Северуса к зельеварению для своих коварных планов. Еще знаем, что план связан с монстром, с которым был ее первый поцелуй — и это, как мне кажется, немного неявно. Я, зная хорошо оба канона, выпустила это из внимания, подозреваю, что те, кто сериал не смотрели, могли вовсе забыть. Почему так: если за словами наше воображение не рисует образы — мы получаем пустоту. Если человек читает про какого-то монстра, не имея за ним ни образа, ни событий — он может его упустить из внимания.
Так значит, ты меня использовала? Играла со мной? Как и они? Как все?! Зачем?! — Он привычно ссутуливается, взгляд исподлобья сверкает первозданной яростью.
Мне нравится, как в этом моменте нам показывают характер Северуса.
— Мне нужна помощь с одним редким зельем. Запрещённым. И только ты можешь мне помочь в этой богадельне…
Нам четче проясняют мотивацию и план Уэнсдей — очень хорошо, что информация наслаивается. Лучше всего, когда она, как медленно проступающая фотография, а не как рандомная статья из википедии.
— Итак. Вещь проник в Запретную секцию…
Кстати, по сути мы только здесь знакомимся с Вещью. Да, если читатель не знает Аддамсов совсем — может не въехать, кто это (кисть руки, живущая своей довольно полноценной жизнью :) ), но мне нравится, что Вещь уже мелькал, а представили нам его хоть и позже, но еще относительно в начале работы. Если говорить про идеальный вариант, я бы все же представила его пораньше и получше для тех, кто канон не знает.
— Вещь проник в Запретную секцию и нашёл там рецепт зелья, которое может помочь обуздать хайда.

— Если ты поможешь мне сварить его, я… сделаю всё, чтобы вернуть твою Светлую Лили.
Теперь мы в полной мере понимаем, что нужно Уэнсдей, и нам подкидывают мотивацию для Северуса — зачем ему участвовать в этой авантюре.

Мотивация персонажей — необходимая составляющая. Если ее нет, читатель просто не будет верить в происходящее.

Как герои исполнят свой план?
— А вот как…
Часть заканчивается ровно на этой фразе. Так нам дают понять, что за кадром произошел диалог, который читателю не раскрыли, поэтому следующие события
мы уже воспринимаем под призмой того, что герои исполняют задуманный план. Хороший хук, который затягивает читателя разобраться — нам же тоже хочется знать! :)

Следующая часть начинается с того, что Уэнсдей приглашает (не без давления и шантажа) в Хогвартс своих друзей из прошлой школы — Невермора.
— А зачем тебе надо было меня целовать у всех на глазах?
— Хотела кинуть нить эмоциональной привязанности.
А вот момент, который меня немного смутил при первом прочтении. Дело в том, что публичный поцелуй для Уэнсдей — это что-то совсем из ряда вон. Этот твист хорошо работает в данной истории (отсылки к событиями обоих канонов, забавное начало отношений персонажей), но все же мне не хватило мотивации. Глобально у меня нет претензий, но я бы лично мотивацию усилила. Может, эта нить привязанности — что-то вроде заклятья. Или проклятья ;) А я так поняла, что привязанность чисто эмоциональная (или я неправильно поняла?)— а это та область, в которой Уэнсдей не шарит.

Уэнсдей и Северус приступают к приготовлению зелья… в том самом туалете :) По мне так еще один классный реверанс к канону.

Почему в фиках “реверансы” здорово работают: чем большее мы перегружаем читателя новой инфой, тем ему некомфортнее. Каждую новую деталь лора нужно скачала представить, потом раскрыть, и только потом она классно выстреливает в ответственный момент. А с такими реверансами читатель более расслаблен, значит его внимание не рассеивается и концентрируется на сюжете. Еще отсылки создают эффект узнавания — а это классные эмоции :)

Далее еще один классный “реверанс”, где Северус показывает Уэнсдей сектумсемпру. Еще в этом моменте нам представляют способности героя — он демонстрирует заклятье невербально, и Уэнсдей это отмечает. Имеем раскрытие персонажей.

Далее происходит небольшой твист: мы узнаем, что Лили одолжила учебник Северуса по зельеварению, а потом “потеряла” его и начала блистать на занятиях Слизнорта. И вместе с этим мы догадываемся, что Джеймс узнал заклинание Левикорпус от Лили. Которая узнала его от Снейпа. Который заклинание и изобрел — он нам об этом сообщает.

Смотрите: одна сцена, а что в ней сконцентрировано:
- Продолжается основное действие — зелье варится, Уэнсдей исполняет свой план с помощью Северуса
- Через диалог Уэнсдей и Северуса нам продолжают раскрывают персонажей через наслоение информации
- Наше внимание цепляется вотэтоповоротом о том, что Лили не так уж проста и безгрешна
- Нам раскрывают Лили через поступок

Ну круто же!

Следом подкидывают дровишек в развитие отношений героев:
Весь он преображается в этот миг — резко очерченные скулы, нос-хищный клюв и волевой подбородок; тени показывают, как будет выглядеть Северус Снейп в зрелости… Есть в этом что-то от винтажных фотографий преступников конца XIX — начала XX веков. Чистая эстетика.
Мы все еще понимаем, что Северус цепляется за Лили, но в этом чувстве появляется горечь.

Далее Уэнсдей рассказывает нам о своем первом парне, что он был всего лишь навсего кровожадным серийным убийцей :D Она называет Северуса вороном — тоже крутая отсылка к сериалу. В нем образ ворона имеет большое значение.

Следующая часть переносит нас на матч по квиддичу. К Уэнсдей как раз прибыли ее друзья: Энид, Бьянка и Йоко, и нам с порога сообщают, что девочки пойдут соблазнять ни кого иных, как мародеров.

Энид отправили к Люпин: РАБОТАЕТ! нам уже сообщали, о ее сущности. Возможно, кто-то из читателей не запомнил, но это не настолько важно для сюжета, а деталь-то классная. Бьянку отправляют соблазнять Блэка, а Йоко достался Поттер. Вот только Йоко — вампир, и ей поручают выпить чувства Джеймса к Лили. Ну а для Петигрю и Вещи хватит :D

Кстати, думаю, истории сыграла бы в плюс чуть более подробная экспозиция в начале о том, что такое Невермор, и кто там учится.

Девочки отправляются на свою миссию по нейтрализации парней, а Уэнсдей затаилась в черном плаще. Тут мы начинаем догадываться ,что будет происходить: квиддич, темный плащ… Явная отсылка к ГП :) Мне нравятся такие моменты: читатель догадался и хочет свою догадку подтвердить.

Далее Уэнсдей и Северус проворачивают несколько фокусов, чтобы инсценировать нападение дементора на Лили. Уэнсдей, которая изображает дементора, прогоняет патронус, и, как она отмечает, — он вовсе не похож на лань. Убегая за трибуны, ее подхватывает Северус, который почему-то медлит — по плану самое время спасать Лили! Здесь еще один довольно интимный момент между героями — нам подогревают их отношения. Очевидно, что Северус уже не так сильно рвется к своей Лили.

И все же он выбегает, Лили понимает, что он ее спас от дементора, виснет на нем со слезами благодарности, а подруги Уэнсдей отвлекают мародеров.
Поттер принуждённо оборачивается к Лили, но та не видит его, повиснув на "Севе". А моя роль здесь сыграна. Можно возвращаться в туалет. И ждать, когда Северус вспомнит о своей части нашего договора. 
Здесь и далее нам довольно тонко показывают уязвимость Уэнсдей. В глубине души, в глубокой-глубокой глубине она явно ревнует Северуса, хотя мы читаем только о ее сомнениях, не забудет ли он про обещание помочь с зельем. А между строк: не забудет ли он о ней, раз она помирила его с Лили.
И мне стоит определённых усилий вспомнить, зачем, собственно, я всё это затеяла.
Кажется, первый парень уже не такой интересный… А он так старался, людей потрошил :D Хкм-хкм, извините…

Но Северус приходит. Между героями довольно сильное напряжение. Уэнсдей больше не хладнокровна, ее явно гложет то, что в силу своего характера она не осознает.
Впрочем, это не значит, что хайд станет безопасным для совместной жизни. — Быстрый взгляд на меня. … то же не зелье для Оборотней, которое нужно принимать перед полнолунием, в твоём случае нужен постоянный приём… А значит, тебе нужно научиться варить его самой. Или…
— Взять тебя с собой, — уже без улыбки заканчиваю я, наблюдая, как по его лицу пробегает целая гамма чувств от быстрой радости до оскорблённой гордости.
Весь этот диалог можно читать между строк — персонажи явно говорят не только то, что говорят. На самом деле они выясняют отношения.

Уэнсдей спрашивает Северуса о плодах их проделки, и мы понимаем, что тот посмотрел на Лили другими глазами. Да, в этом АУ она не милая няшка, хотя ужасной ее автор тоже не выставляет. Мы вместе с Северусом понимаем, что у нее тоже есть слабости и некоторые поступки свидетельствуют явно не о лучших принципах… но не это главное.

Далее, мы узнаем, что же произошло с патронусом Северуса — он стал вороном. Ошарашенная Уэнсдей оступается и сбивает котел с зельем, которое они так долго готовили.
А я… отхожу ещё на шаг и с размаху показываю ему, что такое футбол.
Не уверена, что автор это знал, но Дженна Ортега, которая сыграла Уэнсдей, чуть не забросила актерство, чтобы стать профессиональной футболисткой :D Поэтому мне было крайне забавно это прочитать. Отсылки — это круто :)
Мой третий поцелуй — в туалете, где убили девочку. С одиночкой-горевестником. Мой типаж.
История заканчивается на том, что герои вновь целуются, только уже из-за чувств друг к другу РАБОТАЕТ!, а не для коварного плана. Отличное закольцевание истории!

Кстати, хорошо когда финал одновременно и ставит точку, и дает задел на будущее.

Отмечу несколько моментов, которые, на мой взгляд, чуть не докручены. Я не считаю это серьезными проблемами истории — мало того что тут очень много элементов работают, так еще и сам текст читается легко и увлекательно.

И все же момент такой: патронусы не меняются так просто. Автор уже объяснял, что работа писалась в дедлайн, но мы тут собрались не для того, чтобы делать скидки :D Ладно, на самом деле это важный момент: перемена патронуса недостаточно прогрета.

Обычно истории работают так: персонажи что-то делают, а потом это окупается. Если нас с персонажем обламывают, и серьезный вклад НЕ окупается — это вводит читателя вплоть до шока “Ну кааааак, за чтоооо, почемууууу”, тоже прием на свой случай. Тут получился очень крутой выхлоп очень малой ценой.

Момент с дементором кажется чуть не докрученным — мне кажется, середина истории слишком короткая, а девочки из Невермора, хоть и были забавной отсылкой, сюжету толком не нужны.

И последний момент: отношения героев тоже недостаточно прогреты, особенно если знаешь Уэнсдей. Мне нравится, в какой момент и как они сошлись, но тогда нужно больше “до”. Вернусь к быстрой середине. Кстати, я считаю, что и в сериале “отношения” Уэнсдей прогрели плохо :( Учитывая, какие вводные нам дают по ее персонажу…

Но что важно отметить: эти “моменты” — лишь “недожатости”, они совсем не ломают работу, потому что она… работает. Это отличный текст, наполненный отсылками, смыслами, элегантными посылами между строк и прекрасно представленными персонажами. Вообще не удивлена, что он одержал победу на конкурсе с таким отрывом :)

Кстати, если история работает — читатель вам простит некоторую неконсистентность. Я для разбора беспощадно обглодала тексту кости (девочка бы заценила…), но работе все простила, потому что было круто! :)

Спасибо огромное Ellinor Jinn, что доверила свое творение моему коварному скальпелю!

И-и-и… Следующая жертва!
Viara species и ее Не сотвори себе женщину.
Приглашаю прочитать заранее и причинить автору добро комментарием, пока я до него не добралась! :D
4 декабря 2023
6 комментариев из 13
Pauli Bal Онлайн
Спасибо!!!
Начинать читать было страшновато, потому что я очень чувствительна к критике. Но я быстро втянулась, ибо критик добр, мягок, нежен и любит персонажа)
Ой, ваще. Я реально удивилась, что столько смелых - я тоже очень чувствительная к критике :D И вообще не удивлюсь, если кто захочет сойти с корабля...
Рада, что было интересно! У меня, кстати, вообще нет задачи замотивировать автора что-то переделывать. Мне кажется, часто нужно принять работу такой, какая она есть, и идти дальше :) А все подогнать идеально - невозможно, и надо ли к этому стремиться? Так что все "докапывания" - это для погружения в теорию, авось в будущем всплывет и подсобит ;)
Pauli Bal Онлайн
Скарамар
Нифига се! Какая дотошность, офигеть просто! *опасливо запихивает свои шедевры куда подальше*
Ой, ваще :D Мне кажется, я бы сама своих деток так не отдала... Да и сама вижу, где они кособоки...
Pauli Bal Онлайн
мисс Элинор
Шикарные разборы)) Жду с удовольствием следующего, меня та история по "Собору..." весьма впечатлила)
Меня тоже!!! Думаю, это как раз будет пример, где структура не на переднем плане... будет интересно.
Pauli Bal Онлайн
Zara Aangelburg
Круто! Подробно! Доходчиво! Я в предвкушении...
Спасибо большое!!! Вы скоро ;) Виара третья, а ваша работа пятая.
Viara species Онлайн
Pauli Bal
мисс Элинор
Меня тоже!!! Думаю, это как раз будет пример, где структура не на переднем плане... будет интересно.
Будет страшно))
*привязывает себя к батарее, чтобы в критический момент не дотянуться до ноутбука и не удалить текст*)))
Pauli Bal Онлайн
Viara species
Я твоему тексту реку оставила, что бывает крайне редко)) Это очень сильный текст, так что спакуха!!
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть