Коллекции загружаются
ЗАЧЕМ ИСТОРИИ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИДЕЯ
(и один “миф”: как идея все портит) Сразу начнем с “мифа”, уж больно часто я на него натыкаюсь, и каждый раз он меня вводит в ступор. Когда я говорю, что центральная идея — очень важная часть структуры произведения, нередко слышу в ответ следующее: “я не хочу пихать читателю мораль, это все испортит”. (Можно сюда мем с котом, которые вопрошает: “ыа?” :D ) Дело в том, что идея с позиции построения сюжета ничего никому не пихает. Наверняка вы знаете, что в литературе есть понятие “идейно-тематический замысел”, про это уже был пост (тык). Единственная (и главная) мысль оттуда, которую повторю: Идея — это ось произведения. Идея — НЕ мораль. НЕ нравоучение. Это ВООБЩЕ не связано! КАКОЙ ТОГДА МОЖЕТ БЫТЬ ИДЕЯ? ЛЮБОЙ. Upd.: еще раз упомяну, что рассматриваю идею, во-первых, со стороны идейно-тематического замысла произведения (термина, а не общего понятия слова), во-вторых, со стороны замысла автора, а не анализа читателя. Идея — это главная мысль, которую автор хочет передать историей. И тут многие спотыкаются, решив, что это равно “втюхать читателю нравоучительный посыл”. Ноу-ноу-ноу!!! На самом деле, идея может быть как простой истиной:… бить людей — это плохо …так и неоднозначной: убить человека в целях самозащиты — это хорошо …может быть вопросом: как провести линию, когда насилие приемлемо, а когда нет? Автор может не просто высказываться по теме, он может рассуждать, спрашивать и себя, и читателей, он не обязан давать ответ. Никто никому ничего не обязан :) Истории пишутся, когда хочется рассмотреть какой-либо аспект этой многогранной Вселенной. А че дальше? Да по-разному бывает. МОЖЕТ ЛИ ИСТОРИЯ БЫТЬ БЕЗ ИДЕИ? Мне кажется, хорошая история может появиться и с другой стороны: через порыв пережить эмоции или приключение. Например, многие романтические истории рождаются из желания пропитаться химией персонажей, а не из глубокомысленных рассуждений :) А детективы часто появляются из сюжетной идеи. Но даже если вы начали с другого конца… Если в вашей истории получился внятный конфликт — это всегда противостояние двух сторон, а из их взаимодействия по-любому можно вывести идею. То есть во внятной истории идея будет, просто начинать можно с любого конца. ТАК ЧТО ТАМ С МОРАЛИЗАТОРСТВОМ? Это никак НЕ идея, это одна из ФОРМ подачи идеи. Она может быть уместна (например, в сказке или басне), но если мы хотим написать текст тонким, то этот прием брать не стоит. Кому нравится, когда его поучают? Это ж обычно фу… Попробую привести пример с довольно прямолинейной идеей: Физическое насилие — это плохо. Идея в форме нравоучения: Петя сидел на твердом табурете, мама грозила ему то скалкой, то пальцем: — Петя, как ты мог ударить Аню?! — гневно кричала она на сына. — Разве я тебя не учила, что хорошие мальчики так не делают? Не в форме нравоучения: Подав Пете тарелку с супом, она повернулась к нему спиной, делая вид, что прибирается на кухонных тумбах. Хорошо, что лампочка светила тускло: ей бы не хотелось, чтобы сын заметил, наспех нанесенный на лицо тональный крем, которы едва скрывал подтек под глазом и ссадину на скуле. — Звонила твоя учительница, Петя. Она сказала, что ты сегодня ударил Аню, — ее ладонь сжалась на скалке, когда она убирала ее в раковину. Так что тонкость подачи зависит как от самой идеи, так и авторской изобретательности. В первом все в лоб, а во втором прикрыто туманом, нет кричащей авторской позиции (если у меня получился пример, как я задумала :) ). А ЕСЛИ ЧИТАТЕЛЬ НЕ ПОЙМЕТ ИДЕЮ? Можно и перемудрить :) У меня есть работы, где идея получилась слишком неявной. Но на этот счет придерживаюсь следующей философии: у читателя с историей свои отношения, в которые я не имею права вмешиваться. Каждый смотрит через свою призму, и читатель не обязан видеть то, что вы закладывали. И я уж точно не верю, что существует точная формула, как тонко и красиво передать идею, да так, чтобы каждый обязательно вас правильно понял. Да и не нужно оно. Нет задачи втемяшить идею в голову (если вы сами перед собой ее не поставите, но за результат я не ручаюсь :D). ЗАЧЕМ ЖЕ НУЖНА ИДЕЯ А теперь о главной функции идеи, как она помогает с построением сюжета: Идея помогает сделать историю цельной и придать ей смысл. Возвращаемся к тому, что это центральная ось, от которой все выстраивается. Или нить, на которую вы нанизываете бусины событий. Идея поможет разработать конфликт. Берем идею “физическое насилие — это плохо”, сразу можно придумать, кто кого лупит, за что, почему, кто и как от этого страдает, как кто будет мстить и т.д. То есть мы придумываем конкретные события, через которые пробуем передать идею. Можно идти и от обратного: у вас появился чисто сюжетный замысел, а хочется чего-то глубокомысленного. Пожалуйста — посмотрите на сюжетный конфликт, кто с кем борется, за какие ценности, с какой целью — там скрывается идея. Она поможет вам объединить все бусины, дать персонажам нужные реплики, которые подтолкнут читателя поразмышлять вместе с вами, поможет поиграть метафорами, отсылками и т.д. На самом деле, как нанизывать эти бусины на нить идеи — та еще тема… Я только учусь этому мастерству, однако и находясь на своем уровне, я уверена, что даже попытки это использовать делают мои истории лучше. КАК БЫ ПРИМЕР Я Идея истории (какую закладывала я): Страх перед враждебностью мира может побудит дать сдачи, даже не получив удар, но принимая мир с открытым сердцем, мы открываемся его возможностям. Сюжетная завязка истории: Мартиша и Гомес Аддамс обсуждают, что скоро к ним приедут гости, да не просто так, а чтобы присмотреть их особняк для большого мероприятия (“гости” воплощают “враждебный мир”). Их дочь Уэнсдей этому не рада: она не любит чужаков, не доверяет им. Гостей она ни разу не видела, но изначально настроена враждебно. Это внешний конфликт, сталкиваются две стороны: мирный покой знакомого “своего” и неизведанное “чужое” извне. Параллельно разворачивается конфликт внутри самой Уэнсдей: страх перед принятием мира и попытка дать ему отпор, даже не познакомившись, не увидев, может ли этот “мир” что-то ей предложить. Внутренние в внешние конфликты, кстати, прекрасно сосуществуют вместе. Возможно, прочитав историю, можно подумать, что идея: следует дружелюбно относиться к гостям. Но прием гостей лишь конкретная сюжетная линия, в рамках которых я хотела передать идею. Идеи нередко бывают абстрактны, их нужно приложить на конкретные события, которые для одной идеи могут быть очень разными. Экспозиция персонажей в начале: Мартиша и Гомес дружелюбны, воодушевлены предстоящими планами, ведь мероприятие благотворительное. Они готовы взаимодействовать с миром, отдавать ему и верят, что мир может быть к ним благосклонен. И нет, они вовсе не глупы, но “принимают мир с открытым сердцем”. Уэнсдей считает их наивными и решает взять дело в свои руки. Она продумывает план, как дать отпор чужакам, потому что считает (на самом деле боится), что они причинят ей вред. Она “стремиться дать сдачи, не получив удар”. Накануне приезда гостей у Уэнсдей состоялся разговор с матерью: — Иногда даже чужакам можно довериться. Не стоит каждого встречать враждебностью с порога, — завершила Мартиша свою мысль. (Я ж говорю, все в лоб :D ). Мартиша дает понять, что вести себя так — не в принципах Аддамсов. А еще в принципах Аддамсов — принятие, поэтому она позволяет дочери поступать так, как она хочет. Внутренний конфликт Уэнсдей оттеняется контрастными принципами ее семьи.Также Мартиша рассказывает Уэнсдей про ее предка, которая провела много лет взаперти, причем именно в ее комнате (эта инфа читателю еще пригодится). Мартиша со стороны человека, который открыт миру, показывает, чем может грозить страх “внешнего”. Когда прибывают гости, мы смотрим на ситуацию глазами Уэнсдей: ей постоянно кажется, что они недружелюбны. Ее оценка не совсем справедлива: часть гостей относится с Аддамсам с теплотой или интересом. Но один из них подтверждает ее опасения — подогревается внешний конфликт. Уэнсдей решает дать сдачи заранее и запускает действие истории. Чем все закончилось — приходите почитать :D Проникнитесь ли вы моей идеей или нет - я не знаю, может, вы увидите там что-то свое. Но считаю, что именно центр позволил мне написать более-менее цельную историю со вполне внятным сюжетом, а что у вас там будет за вечеринка - уже не мое дело :) Я привела лишь маленький пример, как события, персонажи, фразы, переживания могут быть связаны с единым центром. Если вам интересно это рассмотреть еще — дайте знать ;) Тема довольно сложная, я сама больше ее “ощущаю”, чем знаю, но буду рада изучить глубже. Считаю, что если научиться “нанизывать бусины”, могут получится красивые цельные истории. Как всегда безумно интересно, что вы об этом всем думаете :D Ну и если вы прочитали пост и он был для вас ценным/полезным/интересным — не поскупитесь на ми-ми-мишку, так вы дадите мне об этом знать ;) 11 декабря 2023
9 |
M J Jason Онлайн
|
|
Pauli Bal
Показать полностью
Не, в лоб не всегда плохо — просто такие истории чем то другим привлекательны. Ну вот Марвел. Мы его смотрим не ради идеи совсем, мы его смотрим потому что там прикольная и легкая история и персонажи нам нравятся. При этом важно, что идея там таки есть, так как это все сшивает и смотреть их легко. А вот допустим приквелы стар ворс мне лично нравятся как раз за идею, хотя исполнение там грубое, жесткое, неприятное, забивается повсюду. Кстати, если идея сложнее, то и для восприятия история часто становится сложнее. Не для каждой истории это работает, не для каждой это нужно. Иногда может получиться, что история «слишком серьезно к себе относится» - и это обычно во вред. Но, я думаю, что все таки идея всегда что то очень общее… если конкретизировать (за пределами каких то общих мест очевидных), то получается очень сильная позиция автора в произведении. Допустим, в Марвел идея конкретная, но это общее место, так что не считается. У вас в вашей истории то же — более конкретное, но это опять что то очень понятное — не нравоучение. А если кто-то возьмется доказать, что, допустим, «цель оправдывает средства» или «цель не оправдывает средства» — то будет уже на шаг ближе к нравоучению и с сильной позицией автора. 1 |
Pauli Bal Онлайн
|
|
M J Jason
Показать полностью
Кстати, если идея сложнее, то и для восприятия история часто становится сложнее. Не для каждой истории это работает, не для каждой это нужно. Сто процентов! У меня большинство идей в историях довольно простые. Мне кажется, поэтому многие бояться этой темы, думая, что идея должна быть какой-то эдакой. А мне кажется, она должна трогать автора :) Ну, если он пишет для своего удовольствия, по крайней мере. Иногда может получиться, что история «слишком серьезно к себе относится» - и это обычно во вред. Я, кстати, намерено стараюсь писать с большего просто и доступно. Мне ок, если у других по-другому, но я очень ценю, когда в истории есть верхний легкий пласт, чтобы глаз скользил :D поэтому сама стремлюсь к тому же. Но всегда стараюсь делать несколько слоев, а вот насколько читатель захочется в них погрузиться - его личное дело :)M J Jason Но, я думаю, что все таки идея всегда что то очень общее… если конкретизировать (за пределами каких то общих мест очевидных), то получается очень сильная позиция автора в произведении. Мммм, мне все же кажется, мысль должна быть конкретная... просто не обязательно давать однозначный ответ. Я попыталась это передать в примере идей. Может, мы не одинаково подразумеваем конкретику. Конкретика для меня это определенная четкость, а не однозначность взглядов. Я бы сказала так. Тема дает простор для идей. Вот у меня тема: свои и чужие. А идея конкретнее. И идея дает простор для сюжета - под мою точно можно много разного придумать. 1 |
Pauli Bal
M J Jason, Кэй Трин, EnniNova, Roxanne01, Chiarra, Яросса окВелкам! :) (Для тех кто на меня уже подписан: могу добавить вас к веселой тусовке и отмечать в комментах для уведомления). |