Коллекции загружаются
#книги #отзыв
Белов А. И., "Арийские корни земли Русской" За трактовку Лягушки-царевны хочется побить автора головой об Алатырь-камень. Ни в одном варианте сказке про этот камень нет ничего. Он даже не объясняет, почему звери волшебные. Сильно обобщает, Рим зачем-то приплетает и Грецию, они здесь вообще зачем? Народов было много, божеств тоже. Автор ходит по краю, а к сути подойти не может: это слишком сложно. Двух богинь путает. С идентификацией имён, конечно, мрак: тут нужна этимология... Ой, и Садко приплёл! У Садка другие мотивы: договор на душу с водяным. Вот про тохаров-блондинов упомянул, молодец. Про балто-славянское единство. Про похищение солнца. Про возвращение. Про Траэтаону интересно, да. Про гибель царя в кипящем котле я рассказала в "Чудо-юдо". Это не убийство героя, это совсем другое... Автор тут ещё и художественных произведений намешал... Вот про молодильные яблочки, конечно, интересно. Я и раньше подозревала, что "сорвать яблочко" - сексуальный эвфемизм, но уж больно он мне не нравился... Мысли интересные про воскресение, но он путает персонажей и совсем разные истории. Инанна не воскрешает Думузи, он приносит себя в жертву ради неё. Про оживление Жар-птицей: вообще нигде не сказано в сказках, что это воля богини. Очень сомневаюсь, что царей ели вот прям везде, кроме какого-нибудь очень ограниченного племени. Каннибализм карался сурово и довольно давно. Вообще смерть и воскресение - это тупо поездка буквально куда угодно за горизонт и возвращение. Сомневаюсь, что миф об Осирисе можно применить к русским сказкам. Тут герой и не царь вовсе, чего им почву тогда удобрять? И нафига вообще было удобрять почву царём, если Исида всё равно его воскресила? Нееее... Банальная борьба за власть. Дальше неинтересно. Зачем столько Пушкина в пример - непонятно, он что, в ариях или в истории понимал? Вообще смешались кони, люди, исландцы, неандертальцы и ирландцы... Неубедительно. надо было ему всё же историков и археологов почитать. А главное - Проппа. Даже я на фоне Белова со своими теориями смотрюсь умненько. 12 декабря 2023
3 |
По сабжу совершенно согласна.
1 |
trionix
Мне кажется, сам факт, что она его возродила - это тоже метафора. Вроде как он через сына возродился, а сын всё равно был её от него, но каким-то образом его по духу... Или вылечила. Он же стал царём мёртвых, а страна мёртвых - далёкое место, откуда не возвращаются. Возможно, тупо изгнание. Вспомнилась статья про излечение) богиня излечивала своего мужика, вставляла ему на место руки-ноги, голову, рёбра. Всё это, естественно, с молитвами и песнопениями. В иудейские тексты попало из всего этого "женщина" и "ребро". 😄 Но! Память осталась в виде символа богини - финиковой пальмы и еврейской меноры. Так шта просто так женщин из истории не сотрёшь. |