Коллекции загружаются
КАК ВЫСТРАИВАТЬ ЭЛЕМЕНТЫ ИСТОРИИ, ЧТОБЫ НЕ ПОЛУЧАЛСЯ "БОГ ИЗ МАШИНЫ"
Для меня сюжет красив и прекрасен, когда его наполняют взаимодействующие элементы: ружья, отсылки, переплетение нитей, игра со слоями восприятия. В этот раз хочу поговорить не про основное действие, а про важные для истории составляющие. Есть довольно простая схема, которая поможет проследить, чтобы не вышло неудобоваримой каши из деталей, и подскажет, как подкрутить и смазать винтики, чтобы механизм работал. Пожалуйста, если вы прочитали пост — дайте знать ми-ми-мишкой :) Вам не сложно, мне приятно. Ну а обратная связь меня очень мотивирует продолжать. Не обойдемся без отсылки к главному киту — сути трехактной структуры, которая пропитывает сюжеты от и до. Напомню: сначала мы читателя с чем-то знакомим, потом оно раскрывается через действие/описания, в ответственный момент оно исполняет свое предназначение, после подводятся итоги. (Завязка —> Основное действие —> Кульминация —> Развязка). Я упоминала в посте по теме (тык), что эти этапы свойственны не только главной сюжетной линии, но и отдельным эпизодам/актам/сценам/частям/главам — как бы структура в структуре. Это правило можно применить и к другим элементам, которые появляются на короткий промежуток или периодически: артефактам, влияющим на сюжет, второстепенным и третьестепенным персонажам, законам или условностям мира — все что играет в истории важную роль. Обзовем эти штуки словом ШТУКА. В истории важные ШТУКИ проходят известные нам этапы (и не спроста): ЭКСПОЗИЦИЯ Сначала читателя со ШТУКОЙ нужно познакомить — вводим информацию о важном элементе. В идеале, не вываливать на голову тридцать КБ сухих фактов и описаний. Когда в тексте мы встречаем что-то новое, мы это либо пропускаем мимо, либо спотыкаемся. Задача состоит в том, чтобы читатель не упустил ШТУКУ из внимания, и в то же время остановился и рассмотрел ее. Это как кочка: можно полететь носом вниз, а можно элегантно задержаться, аккуратно перешагнуть, попутно рассмотрев цветочек, растущий сверху. Конечно, порой не обойтись без изложения фактов, но очень круто, когда экспозиция преподносится в контексте (тема для отдельного поста). РАЗВИТИЕ Не всю информацию нужно подавать сразу, можно раскрывать ее постепенно. Здорово, когда инфа подается через действие, пусть в повествовании это и не обязательно. А если вы все же предлагаете читателю сухие факты, делайте этого осознанно и умеренно :) Этап развития важен, чтобы читатель не забывал о нашей ШТУКЕ, особенно если между знакомством и ответственным моментом пройдет немало КБ. Желательно напоминать о ней, подкидывать дровишек, делать многозначительные кивки в сторону висящего ружья. Или просто ИСПОЛЬЗОВАТЬ (речь об органичном для истории применении, который раскрывает функции ШТУКИ, а не ответственном моменте, потому что он как раз идет следом). КУЛЬМИНАЦИЯ Как правило, предыдущая свистопляска необходима для кульминации: ответственный момент в истории, когда наша ШТУКА исполняет свое предназначение. И если она внезапно появляется лишь сейчас — получается “Бог из машины”. А если еще и приправлено информационной экспозиций — ой-ей. В кульминации мы узнаем, зачем же ШТУКА была нужна, здесь случаются вотэтоповороты, или разряжается напряжение. Но оно получится, только если мы знали “зачем” и ждали “ну когда уже!..” ИТОГ Если ШТУКУ бросили в кульминации и читатель не понял как она повлияла на дальнейший сюжет — появляются вопросы. Поэтому важно, чтобы другие элементы истории были с ней связаны, ШТУКА должна их их изменить: подкинуть проблем или разрешить проблемы. Если она живет своей отдельной жизнью — она общему сюжету не нужна. Что будет, если выкинуть один из этапов для ШТУКИ? Кривота. 1. Нет экспозиции: на голову читателя сваливается неведомая хрень, которая вдруг начинает играть важную роль в истории, исполнять только ей известные задачи. Читатель спотыкается, не понимая, что происходит. 2. Нет развития: мы не запоминаем ШТУКУ, не понимаем ее, не знаем функций, красок. Даже если мы запомнили ее наличие, за ШТУКОЙ может остаться пустота. 3. Нет кульминации: у ШТУКИ нет смысла или предназначения, она не играет никакой роли. 4. Нет развязки: не понятно, к чему была вся движуха, зачем ШТУКА остальной истории. Должно ли оно накладываться на завязку и прочее основного действия и совпадать с его этапами? Может вообще не накладываться. Возможно, ШТУКА появится только в одной сцене и на том ее и помянем, а может, она выстрелит во втором поворотном событии, так что с основной линией оно так не связано. Предвосхищаю вопрос (сообщите, если я ванга :D ): Обязательно ли все-все подстраивать под линеечку? Во-первых, я посты пишу довольно топорно, чтобы вывести под лупу суть, а нюансы в творчестве бесконечны. Так что релакс :) Но как понять, когда обязательно, в когда нет? Когда элементу нужны все круги-этапы, а когда это нет? Думаю, и тут не провести однозначную черту, но я опираюсь примерно на следующее: Играет ли эта ШТУКА в истории важную роль? Если ответ — ДА, советую пройтись по задачам этапов и представить, как читатель будет воспринимать информацию, и нет ли значимого для него пробела. Будет ли ему понятно, не споткнется ли он, не забудет ли, не получилось ли слишком очевидно и не в лоб, есть ли в этом смысл, нужно ли это вообще ааааа жизнь-тлен… Прямого и четкого рецепта, чтобы все получилось идеально, у меня нет, да и ни у кого его нет :) Но схема может пригодится, чтобы подкрутить, сгладить или понять, чего не хватает. Кстати, если вы читаете мои сюжетные разборки, думаю, вы вспомните, что я много внимания обращаю на важные ШТУКИ и их раскрытие. Если хочется больше живых примеров (как удачных, так и не очень) — велкам! Но и этот пост без примеров не оставлю. Пример ШТУКИ “Под светом софитов” (одна сцена со всеми этапами): Появление Распределяющей шляпы в Гарри Поттере (седьмая глава первой книги). К слову, вся Поттериана очень хороша для изучения построения сюжета. ЭКСПОЗИЦИЯ Наших зеленых первокурсников привезли в Хогвартс, и почва для события уже прогрета: мы знаем о факультетах из предыдущих глав, знаем, что этот выбор важен, и наш герой о нем переживает. Также мы знаем, что первокурсники должны пройти неведомое испытание — для кирпичика готово тепленькое местечко: Гарри уставился в пол, пытаясь набраться мужества и настроиться на предстоящее испытание. Ведь профессор МакГонагалл могла вернуться в любую секунду и повести его на страшный суд. Первое появление, очень прямолинейное, внимание читателя направляют на ШУТКУ:Гарри услышал какой-то звук и, опустив устремленный в потолок взгляд, увидел, что профессор МакГонагалл поставила перед шеренгой первокурсников самый обычный на вид табурет и положила на сиденье остроконечную Волшебную шляпу. Читателя придержали за руку перед кочкой и все вниманием на главном.”Интересно, зачем она здесь? — подумал Гарри…” Внимание по-прежнему четко на ШТУКЕ, нам подкидывают варианты: что же с ней будут делать? Доставать кроликов? Читатель вместе с героем размышляет.Далее происходит поворотное событие: Шляпа начинает петь. Она исполняет одну из своих функций: дает представление о факультетах, ну и разъясняет правила сортировки (каким бы оно ни было :D ). Происходит контраст ожиданий: только Гарри переживал, что ему придется демонстрировать неведомые магические способности перед всей школой, а тут оказывается, что придется всего лишь надеть шляпу. РАЗВИТИЕ Далее Шляпа исполняет свою функцию в действии и контексте, и создается нагнетание, ведущее к кульминации: Гарри переживает, что его распределение пойдет не по плану. Еще нам известны ставки: попадет ли он на Слизерин, как и Волдеморт — событие имеет значение для героя и истории. Попутно отмечается интересная деталь: время на размышления Шляпы разнится для разных учеников. Плюс появляется еще одна интрига: как именно Шляпа распределяет учеников? КУЛЬМИНАЦИЯ Момент, когда Гарри надел шляпу: Последнее, что увидел Гарри, прежде чем Шляпа упала ему на глаза, был огромный зал, заполненный людьми, каждый из которых подался вперед, чтобы получше разглядеть его. А затем перед глазами встала черная стена. Мы хоть и понимаем, что дело все в том, что Шляпа большая, а голова у Гарри маленькая (ха-ха :D), но все равно метафорично Гарри как бы переносится в другое пространство. Шляпа вдруг начинает говорить Гарри на ухо: это объясняет поставленные ранее вопросы и разрешает интриги (почему время для разных студентов отличается, как происходит отбор — пусть и не все карты раскрылись сразу). Происходит момент распределения, который, как мы помним, важен для всей истории (“Гарри, мой мальчик, ты попал в Гриффиндор, потому что сам об этом попросил…” и т.д.). ШТУКА является значимым артефактом для общего сюжета и исполняет важную функцию. ИТОГ ГРИФФИНДОР!!! Напряжение спало, Гарри ожидает на скамейке окончания распределения, к нему присоединятся Рон.Профессор МакГонагалл скатала свой свиток и вынесла из зала Волшебную шляпу. Фсе (до поры до времени ;) ).Повешенное ружье ШТУКА калибра поменьше: Кровавый Барон (в первой книге). ЭКСПОЗИЦИЯ Гриффиндор никогда так долго не оставался без награды. Вот уже шесть лет подряд награда достается Слизерину. Кровавый Барон — это приведение подвалов Слизерина — стал почти невыносим. Яркое представление, прекрасно вплетенное к контекст событий (мы уже знакомы с призраками, мы знаем, что они тусят в зале за столами факультетов и т.д.)Гарри посмотрел в сторону стола Слизерина и увидел жуткого вида приведение с выпученными глазами, вытянутыми костлявым лицом, и в одеждах, запачканной серебряной кровью. РАЗВИТИЕ Наши первокурсники впервые сталкиваются с Пивзом (той еще ШТУЧКОЙ :D ), но здесь нам добавляют информации и функции о Бароне в диалоге: — Иди отсюда, Пивз, иначе Барон об этом узнает, я не шучу! — резким тоном произнес Перси. Читателю аж дважды повторили в чем заключается функция ШТУКИ. …единственный, кто может его контролировать — это Кровавый Барон… Еще есть упоминания ШТУКИ, чтобы читатель о нем не забыл: — Не оставляйте меня! — завопил Невилл… — …пока я тут лежал, мимо меня дважды проплыл кровавый Барон. КУЛЬМИНАЦИЯ Гарри, Рон и Гермиона отправились за философским камнем, но не дойдя до запретного коридора им повстречался Пивз. Ставки для героев очень высоки — если их обнаружат будут неприятности: Волдеморт завладеет философским камнем или, что еще хуже, они вылетят из школы. Но у Гарри нашлось средство от Пивза: — Пивз, — произнес он хриплым шепотом. — У Кровавого Барона есть свои причины на то, чтобы быть невидимым. Наша ШТУКА выстрелила в неожиданный момент и исполнила свое предназначение.ИТОГ Наша ШТУКА (само того не зная) устранила препятствие и продвинула героев дальше по сюжету. Барон мог бы просто быть колоритным призраком Слизерина, но он в истории не для украшения, а для своей важной задачи. Вот так вот! На сегодня все :) Мне лично очень помогает держать в голове эту схему, чтобы детали истории работали сообща. Надеюсь, вам тоже оно было интересно/полезно ;) Как всегда безумно интересно, что вы об этом всем думаете :D (И о чем еще хотели бы узнать/поговорить). 9 января в 02:10
14 |
Pauli Bal Онлайн
|
|
Altra Realta
Все знать невозможно)) Но это не значит, что кое-какие линии и задумки автора не попадут в поле нашего внимания. И это не ограничивается детективами, естественно, не только на остросюжетных вотэтоповоротах появляются ШТУКИ, иногда они нужны для метафор и символизма. В общем, по-всякому бывает. |
Pauli Bal
У меня нет ни того, ни другого, вот детективы да... 1 |
Pauli Bal Онлайн
|
|
Altra Realta
А надо?:) Не все же пихать в одно место :D Каждая история и жанр гармоничны по-своему. |
Pauli Bal
Для коммерции надо. |
Pauli Bal Онлайн
|
|
Pauli Bal Онлайн
|
|
Altra Realta
Я не уверена, что мы об одном и том же говорим, но ладно :D |
Pauli Bal
Скорее всего опять да 🤣 1 |
M J Jason Онлайн
|
|
О!
У меня лично такое правило: - если в начале арки появляется какая-то внезапная магия/сила/и пр. -- это экспозиция - если ближе к концу арки -- это бог из машины и рояль в кустах - если внезапно случается плохое -- это, в целом, ок, если это не часто; - если внезапно случается хорошее -- это плохо; - если хорошее внезапно случается после того как конфликт решен -- это тоже ок (например, гг внезапно спасают уже после того как он победил злодея) - чем серьезнее история, тем менее простительны рояли, например, в комедии рояли - ок |