↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Asteroid
4 мая в 23:38
Aa Aa
#размышления #писательское
Задумался я над продолжительностью жизни фандома в исторической перспективе.
1. Возьмём достаточно древний роман "Ромео и Джульета".
Это же, по сути, небольшой рассказ. Но относительно нынешних дней публика тогда была не такая искушенная, и это лыр зашел настолько, что образовал своё сообщество фанатов, которое дожило до наших дней. И даже протащило канон в учебные материалы.
При этом, хотя сообщество было большое, сам фандом крохотный. Его даже фанфиками не расширишь особо. Хотя фанфики вообще не популярны, потому что фандом устаревшего формата.
В дальнейшем, однокнижные фандомы ещё появлялись, но чем дальше, тем реже. В наши дни это уже практически невозможно. Сейчас для появления нового фандома надо чтобы создатель длительное время (не менее нескольких лет) поддерживал фандом. Только тогда может появиться устойчивая аудитория, из которой родится фансообщество.

2. "Шерлок Холмс".
Фандом порожденный серией книг. В силу исторических причин, фанфикшен был, но не получил большого распространения. И фансообщество долгое время продолжало потихоньку существовать только на каноне.
Что важно, фансообщество настолько сильно хотело расширения фандома, что вынудило автора вернуться и продолжить законченную серию книг.
Отсюда можно сделать вывод, что живые фандомы требуют непрерывного роста.

3. "Гарри Поттер".
Это гигантский фандом, порожденный серией книг и фильмов. Интерес аудитории подогревался на протяжении многих лет. В итоге, выросло сообщество, которое и поддерживало и расширяло фандом в дальнейшем. В наши дни фандом ГП - это в большей степени фанфики, чем каноны.
Что интересно, гп-фандом так долго развивается, потому что там крайне отличный фундамент: есть куча разнообразных элементов, на которые, с одной стороны, можно опереться, и при этом, с другой стороны, они не запирают мир жестко в узкие рамки. И я говорю не только про магию, которую как только не выворачивали. Даже персонажей можно интерпретировать крайне по разному: Дамбигад, Дамбитуп, Дамбигуд, Дамбиполитик, Дамблдор-архимаг - всё это приписывается в мир не слишком отклоняясь от каноных событий.

4. StarWars.
Гигантский фандом, порожденный серией фильмов. Затем куча книг, игры, мультсериалы, коллекционные фигурки и костюмы. Создатели непрерывно доили фандом, за счёт чего поддерживали его существование в умах людей. Фанфикшен важен, но не столь значимая часть фандома, как в случае ГП.
Фандом, в целом, успешно жил на каноном материале. Но вот такая его структура, с сильной опорой на каноны, и породила его угасание. Когда правообладатели повели фандом не туда, он начал загибаться. Потому что в отличии от плохого фанфика, плохой новый канон нельзя просто отбросить, нельзя отмахнуться и сказать: "Этого не было".
Хотя с угасанием Лукас-Артс фандом начал потихоньку переходить на фанматериал, и в целом, успешно жил. Но ряд последних плохих каноных фильмов убивает и фанматериал, потому что после их просмотра писать хочется разве что башинг и стёб.

5. Ваха.
Гигантский фандом с относительно маленьким сообществом, порожденный рядом книг и настолок. Позже расширился за счёт игр. Фильмы прокляты Тзинчем, и не выходят.
Что интересно, этот тот случай, когда правообладатели активно сдерживают расширение фандома, борясь с создателями фанматериалов.
Совсем недавно правообладатели повели фандом "не туда", введя женщину кустодес, чем вызвали недовольство фанатов. Посмотрим, приведёт ли это к угасанию фандома. Хотя фанаты Вахи - это крайне упёртые личности, так что как с SW, наверное, не будет.

6. "Волшебник Земноморья"
Мир отчасти похож на мир ГП - где-то рядом с миром маглов живёт волшебный мир, в который попадают герои. Но в силу исторических причин создание фанматериала было затруднено, и крайне популярный фандом с большим фансообществом не мог расти, впал в стагнацию, и сейчас влачит весьма жалкое существование. Сравните его с жизнью ГП-фандома. А всего лишь, не было площадки концентратора для фансообщества.

В целом, я представляю себе фандом как коралловый риф. Живое сообщество создателей канона создаёт достаточно прекрасную структуру, которой восхищаются мимокрокодилы. Части мимокрокодилов она понравится настолько, что те остановятся и поищут ещё чего-нибудь в этом фандоме. Часть из этих оставшихся начнёт вообще писать фанфики. А потом появляются фанфики, построенные на основе других фанфиков, и коралл растёт всё дальше. Фандом - это окаменелые истории, служащие домом для сообщества, которое непрерывно расширяет и достраивает этот дом. Пока есть на чём.
Как и в случае с кораллом, некоторые фансообщества умерли, оставив после себя красивую (или не очень) окаменелость фандома. На которой через время может поселиться новое сообщество (если кто-то создаст новый канон, как было в случае с Шерлоком).

Ещё можно сравнить фандомы по наполненностью различными элементами, которыми будет питаться фансообщество. Например, тот же RWBY - это в первую очередь про персонажи, мир там вроде как забавный, но толком нет ни локаций, ни описания техники, ни классов гримм. Или Ваха, где куча локаций, куча техники, но вот нет таких цепляющих отношений между персонажами, чтобы про них хотелось писать.
Так вот, есть подозрение, что чем дальше, тем более комплексными должны быть фандомы, чтобы зацепить аудиторию: должны быть локации, должны быть интересные законы мира, должны быть инструменты миростроения (например, конкретный ряд зелий), должны быть персонажи, и не в последнюю очередь - должны быть дыры в сюжете и всём вот этом.
4 мая в 23:38
12 комментариев из 40 (показать все)
onixx
Потому что практически всё, что могло бы расширить канон, оставив его каноном, уже исчерпало себя.
Этим заявлением ты фактически свел все фанфикотворчество к миссингам. Не надо так.
Противоречий в каноне ГП достаточно, чтобы можно было отойти от него в любую сторону - и это по-прежнему будет узнаваемый ГП.
Читатель 1111
Ну, авторское право, при всех его недостатках, не зря придумали.
Границы сеттинга задаются историями, верно. Я к этому и вёл. Но эти истории должны быть не частью фандома, а частью канона. В случае фольклора - единого автора как обьекта просто не было. Поэтому он собственно и фольк-.
А в случае ГП единый автор есть, а значит есть и четкое разделение на канон и всё остальное
Ну, авторское право, при всех его недостатках, не зря придумали.
Границы сеттинга задаются историями, верно. Я к этому и вёл. Но эти истории должны быть не частью фандома, а частью канона. В случае фольклора - единого автора как обьекта просто не было. Поэтому он собственно и фольк-.
А в случае ГП единый автор есть, а значит есть и четкое разделение на канон и всё остальное
Улюбого фольк есть автор только он забыт. А так. 70 лнет после смерти автора и авторским правом не охраняется. Из сетингов ставших чем то большим.. это Дракула например Стокера или Страна Оз Баума.
Виктор Некрам
Да не то чтобы к миссингам даже.. хотя я не спорю, возможно резковато получилось.

У Calmius'a по моему что-то похожее в комментариях было. О том, что весь ГП по сути происходит в рамках одной, не самой большой страны. В едином контексте. И гг убрать то оттуда не сложно, ты прав, поводов хватает. Но о чём писать дальше? Вселенная останется та же, бесспорно. Но выписать новый контекст так, чтобы он не создавала эффект контрастного душа - нужно быть Ро. Со всеми её плюсами и минусами
Читатель 1111
Только всё это еще и перемешивалось постоянными устными пересказами. Корабль Тесея в чистом виде, поэтому и сказал, что автор по сути = фольк
Три рубля Онлайн
onixx
И это будет максимум вольной фантазией на тему
Сеттинг будет тот же. Связей с уже известным каноном тоже можно организовать, особенно при углублении в британскую историю и европейские страны.
Никаких внятных описаний не то что мира, а даже МагБритании
Чуешь, чем пахнет? Пустым местом, которое ждёт, чтобы его заполнили.
Но к Гарри Поттеру это не будет иметь никакого отношения
Почему это? Вы это постулируете, но не обосновываете.
Корабль Тесея в чистом виде, поэтому и сказал, что автор по сути = фольк
ну да.большие фандомы именно такие. Они сеттинг не события.. Если так смотреть.. То больше половины фентези фанфики на Толкиена
Читатель 1111
То больше половины фентези фанфики на Толкиена
Я думаю даже больше)

Три рубля
Чуешь, чем пахнет? Пустым местом, которое ждёт, чтобы его заполнили.
А потом придёт Бабай(зачеркнуто) мама Ро/WB с очередной Древней Магией, и все пойдёт по одному месту. Если уж расширенную вселенную ЗВ болтили с пробором, несмотря на вой фанатов. Как бы это больно ни было.
Хотя я наоборот, был бы только рад такому расширению.

Почему это?
Хм.. похоже у нас с вами коллизии в понятийном аппарате. Надо исправлять)
Для меня ГП - история конкретно о ГП. Вселенная/мир/контекст с ней никак не связаны. И история парнишки-со-шрамом строится в чисто английских декорациях, и без них не работает, я это имел ввиду.
Просто боюсь мы немного разные вещи имели ввиду
А потом придёт Бабай(зачеркнуто) мама Ро/WB с очередной Древней Магией, и все пойдёт по одному месту. Если уж расширенную вселенную ЗВ болтили с пробором, несмотря на вой фанатов. Как бы это больно ни было.
Хотя я наоборот, был бы только рад такому расширению.
А это неважно. Фанфик не обязан быть канноным. Он может наприммер по первой книге быть. Вот как Волков написал фанфик на Баума. А потом Сухинов на Волкова
Три рубля Онлайн
onixx
А потом придёт Бабай(зачеркнуто) мама Ро/WB с очередной Древней Магией, и все пойдёт по одному месту
Да ладно, и так уже авторы в фандоме в основном собирают свой личный конструктор из канона, принимая те моменты, которые им нравятся, и отвергая те, которые не по душе. Многие отвергают даже какие-то реалии семикнижия, не то, что допы, и я имею в виду не AU в каком-то конкретном фанфике, а что вообще в принципе такой хэдканон у человека.
Для меня ГП - история конкретно о ГП
И сколько процентов фандома уже не вписывается в это определение? Оно очень искусственное, ИМХО.
Три рубля Онлайн
Читатель 1111
Вот как Волков написал фанфик на Баума
А ещё Томпсон, Нил, Магвайр и... много кто, короче.
onixx
У Calmius'a по моему что-то похожее в комментариях было. О том, что весь ГП по сути происходит в рамках одной, не самой большой страны. В едином контексте. И гг убрать то оттуда не сложно, ты прав, поводов хватает. Но о чём писать дальше?...
Первый миник, который я написал - о том, что Старшая палочка Певереллов пропала бесследно во времена Локсия, а та, которой владели Гриндевальд, Дамблдор и Волдеморт, была сделана Грегоровичем в конце 19 - начале 20 века.
Второй мой миник был о сильном Каркарове. Насколько мне известно, это единственный сильный Каркаров в фандоме.
Гораздо проще идти по известным дорожкам. Типа родомагии, кельтских традиций (которые чуть менее чем полностью стянуты из викканства) и прочих Певереллов - Повелителей Смерти. Стоило кому-то про них более-менее талантливо написать, подражатели немедленно вытоптали все поле.
Не надо за ними идти, надо искать целину.
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть