Коллекции загружаются
#металитература
#компьютерные_игровые_баймы В космической фантастике часто встает вопрос про значимость планет в контексте войны. А точнее, зачем вообще нужны наземные операции, почему все не решается в космосе, а затем гуманитарными бомбардировками? По логике, война на поверхности планет должна проходить или по разряду партизанской/контрпартизанской, или по разряду гражданской. Частично этот вопрос решается "балансом снаряда и брони" - привет, "планетарные щиты" и прочие ракеты класса планета-космос. И действительно, планета может иметь гораздо более тяжелые орудия, ибо там и инфраструктура огромная, и сама она "защищена размером". Но это решает проблему боевой устойчивости планеты против флота - и при этом остается вторая проблема. "Зачем планеты вообще штурмовать?" Почему бы не "пролететь мимо"? И действительно. Если тебе не нужно ничего на этой планете (ресурсы, заложники, биомасса, подставить нужное), то можно просто лететь вперед блицкригом, чтобы разбить вражеский флот, а планету оставить на потом. В средневековье крепости осаждали, а не пропускали мимо, чтобы не было удара в тыл и базы для hit-and-run - но космос-то большой, и удар в тыл небольшим количеством кораблей, что припаркованы на планете отследить и парировать легко. К чему я пишу этот пост? К тому, что моя любимая компьютерная игра Stellaris решает этот вопрос, и ее "игромеханику" вполне можно перевести на сюжетно-сеттинговые основы. В современном Stellaris есть несколько типов FTL, но в 99% случаев используется только один - "гипертоннели" (чем-то напоминающие первичные масс-реле из Mass Effect). Гипертоннель - это естественное "образование" (в отличие от искусственного реле), которое находится примерно в поясе Койпера звездной системы. Корабли, несущие на себе "гипердвигатели", могут запустить эти двигатели, находясь около этого тоннеля. После запуска гипердвигателя корабль исчезает из этой звездной системы - и через некоторое время (зависит от размера корабля, мощности двигателя и расстояния, но среднепотолочное значение - месяц) появляется из другого конца тоннеля, в поясе Койпера соседней звезды. Соответственно, если тут же снова запустить двигатель, то ты в итоге появишься в изначальной звездной системе. В одной системе чаще всего есть несколько гипер-тоннелей, но между выходом из одного и входом в другой нужно лететь в обычном пространстве на обычных двигателях, зачастую пересекая всю звездную систему по диаметру. Из-за игромеханической условности внутрисистемные перелеты достаточно быстрые (измеряются в месяцах), несмотря на то, что на первых стадиях технологического развития используют вполне "физичные" вещи вроде ионных двигателей - если мы достраиваем сеттинг Stellaris, то можно либо замедлить их до реалистичной длительности, либо придумать какую-то фантастическую технологию, позволяющую за три месяца долететь от Земли до пояса Койпера. В целом в галактике достаточно высокая "связность" - тоннели объединены в некую "гипер-сеть". Звезд, которые не имеют таких тоннелей, очень мало, а анклавов (групп звезд, соединенных тоннелями, но без доступа из "основной сети") не бывает естественным путем вообще - педанты могут привести в пример "L-скопление", но это все-таки карликовая галактика-спутник. "Искусственным" путем нарушить связность тоже крайне сложно - есть примеры, когда в звездной системе находили ранее не обнаруженные тоннели (скажем, на родную планету Предтеч), и можно предположить/достроить, что тоннели можно каким-то образом маскировать - но именно что разрушение тоннеля в каноне я могу вспомнить только одно, обитатели звездной системы с говорящим названием Dacha, сделавшие себе райский уголок и отрезавшие себя от остальной галактики. Учитывая уровень и необычность технологий Дачников - можно быть уверенным, что повторить это вряд ли получится. Так вот, к чему это я? К тому, что эта система FTL дает возможность обороняющимся заставлять врага штурмовать свои планеты. Дело в том, что существуют т.наз. "ftl-ингибиторы" - устройства-постановщики помех, которые не дают кораблям заходить внутрь гипертоннеля, начинающегося в данной системе. Эти ингибиторы никак не мешают _прибывающим_ флотам, но вот улететь из этой системы враги смогут, только разрушив этот ингибитор. (Союзники могут летать-сюда сколько угодно - в лоре причина этому не сказана, но я предполагаю, что твои корабли знают "частоту помехи" и умеют "отстраиваться от нее"). Ингибитор - это реально большая штука, на корабль ее не впихнуть. Ингибитор можно поставить на космической станции - но в таком случае ее можно просто разрушить флотом. Надежнее ставить его на поверхности планеты - чаще всего их интегрируют в т.наз. "крепости" (т.е. суровые укрепрайоны) - и ничто не мешает поставить несколько крепостей и несколько ингибиторов, превратив всю планету в один огромный укрепрайон. В таком случае, чтобы разрушить все ингибиторы, нужна либо очень долгая и мощная бомбардировка (в игромеханических терминах - что-то вроде 50% от состояния "полное остекление"), либо... да-да, штурмуем планету. Соответственно, если у нас есть удобное "бутылочное горлышко" с планетой, хотя бы теоретически подходящей для колонизации - такая "планета-крепость" может на несколько лет остановить вражеское наступление, дав возможность найти союзников, модернизировать флот или просто беспокоить врага нападениями и отступлениями, размениваясь с ним по выгодному курсу. А если бутылочное горлышко есть, планеты там нет, но есть хорошие скайфайные технологии пустотного строительства - можно сделать огромную станцию, считай, "искусственную планету", которую опять же будет проще штурмовать, чем бомбить. К чему я это все написал? К тому, что меня БОМБИТ от того, что я забыл проапгрейдить на моей планете-крепости цитадели (укрепрайоны без ингибиторов) до крепостей (укрепрайоны с ингибиторами), и мне насильственно принесли демократию прямиком до столицы (заспавниться рядом с демократами-милитаристами для не-демократии - это грустно) =-(( Поэтому я и решил каким-то образом сублимировать горение своей задницы, хех. 9 мая в 21:29
4 |
Marlagram
Теплоемкость атмосферы недооцениваете вы, как мне кажется. |
финикийский_торговец
Тут скорее немножко другой подход. Вот если прикинуть, сколько энергии в лоб надо для межзвездного перелета - и представить, что читерство с гипертоннелями в принципе можно вывернуть и в сторону энерговыделения... Хотя конечно в приличной космоопере это харам... Ну а атмосфера... Тут скорее речь о переходных процессах и устойчивых состояниях, ведь по некоторым моделям землеподобные атмосферы при разогреве выше критической температуры за счёт парникового эффекта водяного пара начинают фазовый переход с бурными побочными эффектами к венерианскому типу - и достаточно быстро. |
Вот если прикинуть, сколько энергии в лоб надо для межзвездного перелета И тут же заканчивается космоопера, а соответственно планеты становятся просто мишенями по умолчанию. |
Marlagram
> Вот если прикинуть, сколько энергии в лоб надо для межзвездного перелета В модели FTL из Stellaris эта энергия находится в естественных образованиях - "гипертоннелях" - а не в самом корабле. Если ты как-то сможешь свести планету с орбиты и привести ее в пояс Койпера, чтобы направить на нее энергию из гипертоннелля... то ты можешь ее уничтожить сотню раз более простыми методами ;-) А внутрисистемные энергии для перелетов относительно реалистичные, учитывая, что перелеты измеряются месяцами. 1 |
Матемаг Онлайн
|
|
Marlagram
сколько энергии в лоб надо для межзвездного перелета Вообще говоря, нисколько. Сравниваем два состояния вселенной (одно с кораблём в системе 1, другое - с кораблём в системе 2) и оцениваем разницу энергии. При аккуратном размещении корабля разница будет стремится к нулю. Т.е. в лоб (телепортация) энергия вам не нужна. Нужно только время (потому что совсем мгновенное перемещение приведёт к проблемам с причинностью, но совсем мгновенное и не нужно). |
Fluxius Secundus
Гляну, спасибо =-) |
Войны даже в воздухе не выигрывают. Что такого могут решить звездолёты? Ну полетают они по системе. Дальше-то что? Каким образом агрессор население-то уничтожит? Без высадки не получится ни ограбить, ни истребить, а орбитальная бомбардировка – сама по себе не самый простой квест. Кораблю или стартовавшей с самой планеты ракете (чья орбита изначально пересекает поверхность планеты) потерять орбитальный момент всегда проще, чем даже одной свободно дрейфующей в космосе бомбе, а организовать массовую потерю бомбами орбитального момента ещё сложнее. И ещё сложнее положить все бомбы в заданных районах и одновременно. Случайно на планеты даже астероиды падают, но разрозненно и когда попало, а организовать это специально массово и в зданных пространственно-временных рамках – это уже нехилая работа штаба с привлечением баллистических компьютеров. А на планете в это время будут строить новые корабли, которые как раз смогут изгнать посторонний флот из системы. Наоборот, война в космосе сводится к охране конвоев (и нападениям на транспорты и охраняющие их военные корабли) и стычкам истребителей, а всё остальное на планетах, так как цели находятся там, а в космосе – только задачи. По-настоящему вывести войну в космос может или звезда смерти, или её помесь с фамильным гнездом: эти монструозные станции-крепости могут уничтожать планеты, не садясь, а уничтожать их сами должны как раз или им подобные, или корабли.
Показать полностью
|