↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Миртеа
3 октября в 15:13
Aa Aa
Посмотрела фильм "Процесс Жанны Д'Арк" 1962 года

Поражает то, с каким достоинством, сдержанностью и спокойствием держится главная героиня перед судьями. Кино идёт больше целого часа, но об этой, основной его части мне сказать больше нечего. Но в этих словах много благодарности актрисе, имени которой, я, к сожалению, не запомнила. В этих словах - всё.

В отличие от Марии Фальконетти, исполнявшей роль Орлеанской Девы в картине "Страсти Жанны Д'Арк" 1928 года - как я уже упомянула - обвиняемая почти невозмутима. Да, на её лице иногда видны следы слёз, её голос периодически выдаёт беззащитность и дрожит, но плачет она лишь в своей камере, да и то - однажды. Получилось такое невольное сравнение, я его не планировала. Однако эта разница не умаляет и не искажает ни первого, ни второго образов. Оба имеют полное и заслуженное право на существование и воплощены в общем практически полностью идеально. И самое главное, что заставляет продолжать уважать их обеих - огромное чувство собственного достоинства.

А теперь - о том, чего нет в "Страстях...", но присутствует в "Процессе...". Точнее, есть, но показано совершенно по-разному. Это финал. В первом фильме священник приносит ей другую одежду и говорит - "Надень платье для казни". И она должна сама это сделать.

В "Процессе..." этого нет.

В первом фильме отображены мучения Жанны Д'Арк на костре, то, как долго она задыхается и теряет сознание, как закатываются её глаза и даже идёт пена изо рта. Да, я верю, что в этом случае человек может умирать так долго, и это более реалистично, нежели во второй "версии". Но нет кадров её восхождения по лестнице к этому деревянному столбу. Она помогает палачу связать себя, поднимая упавшие из её рук верёвки, и это тоже сильно, но по-своему, хотя, кстати, здесь Фальконетти, как раз, как мне кажется, переиграла - уж слишком нарочитыми и красноречивыми были жест и "обыденное" выражение лица. Но я готова списать это, как и некоторые иные эпизоды - на моральную усталость самой Марии - слишком много фактов и факторов свидетельствуют об этом - и простить. Она заслужила это прощение.

Во втором - всё наоборот. Меня впечатлила не сама сцена казни, но то, на какую высоту должна была подняться осуждённая. Когда я видела это - от неотвратимости мне было страшно. По-настоящему. И этот деревянный столб. А дерево - очень горючий материал. Но и металл тоже неимоверно раскаляется под действием пламени. И я не знаю, что причиняет больше мук - если только в данном случае можно говорить об этом. Я не раз случайно хваталась за неостывшее железо плиты и знаю, что это такое... И её связали железными цепями, из которых, признаемся, сложнее выбраться, нежели из верёвочного плена, хотя ни та, ни другая и не пытались, да и сделать это, скорее всего, было невозможно - ведь привязывают затем, чтобы казнимый не сбежал... Я прямо почувствовала "предвкушение" казни - как будто это меня сейчас собираются сжигать, я словно ощутила силу огня. И вокруг не было ничего, кроме почти безоблачного неба, что ещё более усиливает ощущение беззащитности. Ты - такой, какой есть перед Богом - с "голой" душой... Такого не было при просмотре "Страстей...". Вот, вроде бы, ничего особенного, никаких мучений, страданий и слов. И то, что это будет происходить на глазах не у сотен - у тысяч людей - наверное, даже тех, кто случайно проходит мимо - чтобы неповадно было (хотя показано там почему-то было только высшее духовенство, и мне это тоже категорически непонятно). Да, наверное, так действительно было сделано специально. И это, на самом деле неудивительно. А особенно, я думаю, для того времени. Но на экране это смотрелось сильно.
А дальше - простите, но мне не хватило правдоподобности. Покашляла чуть-чуть, произнесла "Иисусе" - кстати, совсем невыразительно - и всё. Да, на фоне сидящих священников раздавался грохот цепей - но это почему-то не впечатлило - слишком тихо. Да и странно, что этого не показывали. А, быть может, это была такая музыка или какие-то другие звуки?.. Если честно, я так и не поняла до конца.
И в самом конце - показан пустой столб и висящие на нём цепи - в таком же перекрещенном состоянии, в котором обвивали тело Жанны. Они остались. Огонь их не тронул. Видимо, они были сделаны из несгораемого материала и предназначены для многократного использования. От Жанны же не осталось даже пепла. НИ-ЧЕ-ГО. Вот был человек - ещё несколько минут назад, а сейчас - даже следа не осталось. Тоже сильно. В "Страстях..." этого не было. Там был силуэт уже умершей героини, её беспомощно повисшее, неподвижное тело с опущенной головой, видное сквозь дым. И впечатляет и то, и другое одинаково. Здесь режиссёры оказались на одном, очень высоком уровне.

На сегодня пока всё.

P.S. Я не знаю, что в руке у Жанны Д'Арк на моём арте - пусть будет какое-то оружие того времени, о котором мы не знаем. А длинные блондинистые волосы просто выглядят очень романтично, хоть и не имеют ничего общего с историей, что я признаю.


#жаннадарк #инквизиция #процессжанныдарк #староекино

3 октября в 15:13
ПОИСК
ФАНФИКОВ







Закрыть
Закрыть
Закрыть