Коллекции загружаются
Вдогонку вчерашним размышлениям и разговорам. Промелькнул у нас вчера вопрос о том, нужна ли вера и религиозность для спасения души. Это один из тех вопросов, которые меня неизменно поражают. Особенно, когда люди начинают говорить, словно о важном аргументе против самого существования религии, что "хорошим человеком можно быть и без веры в Бога".
Да можно, конечно! Точно так же, как, вне всякого сомнения, можно быть хорошим, высокоморальным человеком без любви к литературе. Мало ли в мире чудесных, добрых и ответственных людей, многие из которых по своим моральным качествам дадут мне сто очков вперёд, которые при этом никогда не наслаждались чтением и совершенно равнодушны к книгам? Можно быть очень хорошим человеком без любви к природе. Ну не испытываешь ты никакого особенного воодушевления от созерцания реки или прогулки по лесу. Сердце не бьётся чаще от красивого заката. На улице думаешь о месте назначения, а не о цвете листьев на деревьях. Ну и что? Разве за это нужно тебя не любить? Можно быть абсолютно безразличным к музыке. Можно быть человеком, который ни разу в жизни не любил кого-нибудь сильной и исключительной любовью. Я хочу сказать - ни партнёра или супруга, ни близкого друга, ни ученика, ни родственника, ни учителя. При этом этот человек может очень по-доброму относиться ко всем окружающим его людям, быть к ним внимательным, ответственным и щедрым. Просто ровно, сдержанно, никого особо не выделяя. А чувство, когда какой-то отдельно взятый человек _очень и очень_ важен, и его благополучие становится центром твоих помыслов и устремлений, этому человеку незнакомо. Ну так что же, разве он от этого плохой? Ну, словом, ценность почти любой вещи в нашей жизни заключается совсем не в том, что без неё, хоть тресни, нельзя быть достойным и приличным человеком. Ценность всех этих вещей, которые мы любим и считаем важной частью нашей жизни, заключается в них самих - в том, что они прекрасны сами по себе. То же можно сказать о вере и религии. Понятно, что мне самому случается порой испытывать досаду или приступы снобизма в отношении людей, которые, скажем, не любят книги. Раздражает, что они меня не понимают. Досаждает, что с ними нельзя поговорить о чем-то важном для меня. Мне даже свойственно бывает (я упоминал про моменты снобизма, да?) считать их хуже себя в этом отношении. Что совершенно не мешает мне осознавать, что в других отношениях, например, в своей честности, или отваге, или заботе о своих ближних, эти люди очень даже могут быть _лучше_ меня. И у них можно много почерпнуть или многому научиться. Но все равно же досадно, что они не понимают, какая это восхитительная вещь - литература! И насколько мой опыт увлечённого читателя и автора обогащает мою жизнь. И я отлично знаю, что другие люди, наделённые более сильной, чем у меня самого, чувствительностью к музыке или, скажем, любовью к животным и растениям, испытывают те же чувства в отношении меня. Религиозный потенциал в людях не одинаков, как и всякий другой потенциал. И даже при его наличии он очень разнороден. Один человек более одарен в области религиозного мышления и философии, другой - религиозного воображения, в своей способности передавать и выражать религиозные по содержанию идеи в художественных произведениях, третий человек наделён прежде всего талантом в области религиозных ритуалов. Ну так что с того? Я, скажем, не особенно чувствителен к танцам и коллективным видам спорта, хотя база у этих занятий та же самая, что у религиозных ритуалов - внутренняя сонастройка друг на друга, способность действовать слаженно, как один организм. Если толпа людей, которые тратят массу времени и сил на коллективное исполнение религиозных ритуалов, с точки зрения каких-то других людей, тратит время впустую - то почему те же люди не считают, что глупо, когда толпа взрослых людей всю свою жизнь тратит на то, чтобы бегать по полю за мячом, танцевать в кордебалете или, того лучше, толпой сидеть в зале и внимательно следить за этим действом? Если первое - бессмысленно и не стоит потраченных усилий и вложенных в это занятие эмоций, то так же нелепо второе и третье. Словом, важность большинства вещей, которые не связаны с обслуживанием физического голода и других базовых потребностей, совсем не в их "необходимости". Вся прелесть нашего человеческого мира - в том, что ценность в нем к необходимости давно уже не сводится. А порой даже откровенно торжествует над необходимостью, как в историях узников концлагерей, способных сочинять стихи в условиях, в которых, казалось бы, невозможно даже просто выжить. 19 октября в 13:54
3 |