Коллекции загружаются
#картинки_в_блогах #времена_года #история
Владимир Леонидович Муравьев (1861–1940). Поздняя осень Один из забытых русских художников, о котором не упоминают ни толстые монографии, ни пудовые альбомы под заглавием «Русский пейзаж». А личность, между прочим, необычная. Начиная с его замечательной родословной. Он внук графа М.Н.Муравьева-Виленского — весьма спорной фигуры российской историографии, из тех, кого именуют «столпами самодержавия»: гродненский, минский и виленский генерал-губернатор, жестоко подавивший польские восстания в Северо-Западном крае. Все помнят некрасовские «Размышления у парадного подъезда»? «Не страшат тебя громы небесные, / А земные ты держишь в руках…» В доме с парадным подъездом (Литейный пр. 37/39 — «дом Пашкова»), находившемся практически напротив квартиры Некрасова, как раз и жил вот этот самый М.Н.Муравьев, дед художника: тогда он был министром государственных имуществ. (Позже Некрасов, отчаянно пытавшийся спасти от закрытия свой «Современник», прочитал на торжественном обеде в честь «героя» этого своего стихотворения хвалебную оду… и всю оставшуюся жизнь не мог себе этого простить — тем более что журнал все равно прихлопнули: даже жертва совестью и репутацией не помогла. А еще позже… Неисповедимы пути политической истории: при тоталитарном советском режиме школьникам внушали, что владелец дома с «парадным подъездом» — тиран и палач народов, а в обновленной демократической России ему поставили памятник. В Калининграде. Любопытно, как бы это прокомментировал Некрасов?) Когда же графа спрашивали, не родственник ли он известному декабристу, тот отвечал: «Я не из тех Муравьевых, которых вешают: я из тех, которые вешают!» Так за ним закрепилось прозвище «Муравьев-Вешатель». Граф чуть-чуть лукавил. В юности он успел принять участие в войне 1812 года (был тяжело ранен при Бородине), а потом вступил членом и в «Союз спасения», и в «Союз благоденствия» — но отошел от революционных идей еще в 1820 году. После восстания 1825 г. он даже привлекался по делу декабристов, но был оправдан (хотя ни на кого из бывших сподвижников, кроме уже арестованных, так и не показал). Декабристом был и его брат, А.Н.Муравьев, приговором суда осужденный по VI разряду. А племянник — вообще фигура мировой известности: это, ни более ни менее, революционер-анархист М.А.Бакунин. Так что со стороны отца (герольдмейстера и тайного советника) у графа-художника В.Л.Муравьева очень интересные предки: дед — оплот самодержавия, двоюродный дед — декабрист, а двоюродный дядя — революционер и знаменитый теоретик анархизма. В отцовской родне затесались также такие древние фамилии, как Голицыны, Мордвиновы, Саблуковы, Шереметевы… А через свою бабку Пелагею Шереметеву наш граф-художник доводится еще и троюродным внуком светилу русской поэзии и дипломатии Ф.И.Тютчеву. Да и со стороны матери — урожденной Оржицкой (тоже, кстати, дочери декабриста) — ничуть не бледнее. Оржицкие вели свой род от графов Разумовских и Нарышкиных, через которых приходились родственниками императрице Елизавете Петровне. Таким образом, по материнской линии Владимир Муравьев был сродни как российским царицам, так и их фаворитам, а по отцовской — мятежникам и «государственникам», поэтам и мыслителям. А теперь о самом художнике. Тут тоже всё нетривиально. Владимир учился в Пажеском корпусе, но интереса к военной карьере у него так и не прорезалось. Он бросил корпус и определился вольноприходящим учеником в пейзажный класс Петербургской Академии художеств. Учился у М.Клодта, К.Крыжицкого, а позднее увлекся живописью Ю.Клевера. Но и художественное образование его не отличалось систематичностью: повеса и гуляка, завсегдатай светских сборищ, он жил на широкую ногу, благо происхождение и деньги позволяли. Искусство для него было лишь развлечением. В 1883 году Муравьев женился на Вере Комиссаржевской, в будущем знаменитой актрисе. Супружеская жизнь не сложилась, и спустя два года Муравьев изменил жене ради ее же сестры — Надежды. Но и второй брак скоро распался. У обеих жен граф не оставил доброй памяти. Живопись этого блестящего дилетанта не знала ни взлетов, ни падений. Он был вне моды и художественных течений; всегда писал картины в мастерской, часто по памяти или фантазируя во время сеанса, — увлечение пленэром его не коснулось. Сюжеты Муравьева не отличались разнообразием: он питал пристрастие к охотничьим сценкам, которые нередко дополнялись эффектными романтическими закатами и восходами. В отличие от того же Клевера, активно занимавшегося «самопиаром», Муравьев не стремился к художественным званиям и наградам. Клевер, чья известность дожила до наших дней, мог подготавливать общественное мнение, приглашать журналистов на свои выставки и чуть ли не диктовать хвалебные статьи о своих картинах в ведущие газеты; Муравьев до этого просто не снисходил. В его сознании титул перевешивал любые возможные почести, на которые в то время в России мог рассчитывать художник. С неизменным постоянством он подписывал свои картины — «граф Муравьев». По законам нравоучительных повестушек, такое глупое тщеславие обязано непременно сопутствовать бездарности. Однако не сопутствовало — картины были хорошие. Откуда у великосветского фата взялось такое тонкое чувство природы, хотя он куда больше времени проводил на балах и в ресторанах, чем на этой самой природе, — вопрос, не имеющий ответа. Со временем граф выработал свой собственный живописный почерк: сначала писал маслом, а к началу XX века перешел на смешанную технику, часто используя гуашь. Его картины легко узнаваемы благодаря своеобразной фактуре: стволы и ветки деревьев часто процарапывались пером либо рельефно выделялись красками. Для изображения заснеженных полян применялся широкий мазок. А потом возьми и случись революция. Однако Муравьев не эмигрировал и даже не попытался как-то подстроиться под новую власть — то ли в силу некоего общего раздолбайства и пофигизма, то ли еще почему (вот сейчас только поняла, что граф-баламут у меня смутно ассоциируется с Сириусом Блэком). Он просто продолжал писать свои излюбленные сюжеты. Гражданская война забросила потомка тиранов и революционеров в Ростов-на-Дону. Происхождение ничуть ему не мешало: Муравьев представлялся внуком знаменитого декабриста, благоразумно не вдаваясь в уточнения. (Справедливости ради, у него было на это все-таки побольше оснований, чем у детей лейтенанта Шмидта.) Но вот богатых заказчиков не случалось, а новой власти требовались другие картины. Возможно, охотничьи пейзажи Муравьева могли бы понравиться советским вождям, которые, как известно, любили поохотиться… но маркетинговых навыков художник так и не выработал. Он писал все меньше, зато все больше пил — и вынужден был сбывать свои изящные пейзажи по бросовым ценам на ростовском базаре. Всеми забытый «бывший» граф умер накануне Великой Отечественной войны. В одном он повторил судьбу своего знаменитого предка, профессионального дипломата и поэта-любителя Федора Ивановича Тютчева: созданное ими «для души» оказалось более долговечным, чем то, что они принимали за главное содержание своей жизни. Родной ландшафт… Под дымчатым навесом ____________________________________Огромной тучи снеговой Синеет даль — с ее угрюмым лесом, Окутанным осенней мглой… Все голо так — и пусто-необъятно В однообразии немом… Местами лишь просвечивают пятна Стоячих вод, покрытых первым льдом. Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья — Жизнь отошла — и, покорясь судьбе, В каком-то забытьи изнеможенья, Здесь человек лишь снится сам себе. Как свет дневной, его тускнеют взоры, Не верит он, хоть видел их вчера, Что есть края, где радужные горы В лазурные глядятся озера… Ф.И.Тютчев На волне своих разысканий по Муравьеву задалась вопросом о социальном происхождении художников и композиторов (про писателей все более или менее в курсе) старой России. И вот результаты. Как сказала одна полулегендарная личность почти две тыщи лет назад, «дух веет где хочет». Художники и скульпторы (по алфавиту) Из крестьян: Архипов — сын вольноотпущенных крепостных (Рязанская губ.) Кипренский — внебрачный сын ораниенбаумского помещика Дьяконова, приписанный к семье крепостного (получил вольную в 6 лет и был отдан в Воспитательное училище при Академии художеств) Конёнков — из семьи выкупившихся на волю зажиточных крестьян (Смоленская губ.) Корзухин — сын заводского крепостного (Екатеринбургская губ.) Максимов — сын казенного крестьянина Новоладожского уезда Малявин — из семьи государственных крестьян (Самарская губ.) Опекушин — крепостной ярославского помещика, выкупившийся на волю в 20 лет для обучения в Академии художеств Сорока — крепостной тверского помещика Тропинин — крепостной новгородского помещика, получивший вольную только в 47 лет Шадр — сын сельского плотника (Оренбургская губ.) Из купеческого сословия: Айвазовский — армянин (из галицийских армян), сын купца, всю жизнь прожил в Феодосии Бакст (Розенберг) — из белорусских евреев-коммерсантов Бродский — из бердянских евреев, сын купца II гильдии Венецианов — сын московского купца II гильдии; прадед художника (Михапуло-Проко) — грек, приехавший в Россию в 1730–1740 гг. Кандинский — из нерчинских купцов, потомков каторжан Коровин — сын обанкротившегося московского купца Крыжицкий — из купеческой семьи польского происхождения Лагорио — сын феодосийского купца из аристократического генуэзского рода и матери-немки Мухина — дочь рижского коммерсанта и мецената Нестеров — сын оренбургского купца (интеллигентная семья с религиозно-патриархальным укладом) Остроухов — сын московского купца, потомственного почетного гражданина Прянишников — сын калужского купца I гильдии Репин — из «неслуживых» казаков Харьковской губернии, занимавшихся торговлей Саврасов — сын московского купца III гильдии Шишкин — сын елабужского купца-хлеботорговца из крестьян Из духовного сословия: Васнецовы (братья) — вятчане, дети потомственного православного священника (внук Виктора тоже стал художником) Кустодиев — внук сельского дьяка и сын преподавателя астраханской духовной семинарии Левитан — из литовских евреев, сын раввина Левицкий — сын киевского священника (а также гравера и живописца) Лентулов — сын сельского священника (Пензенская губ.) Остроумова-Лебедева — внучка протоиерея и дочь сенатора, чиновника Святейшего Синода Хруцкий — сын греко-католического священника (Витебская губ.) Мещане — от ремесленников до чиновников: Алексеев — сын сторожа Императорской Академии наук (СПб) Антокольский — из виленской еврейской семьи, сын содержателя харчевни Богаевский — сын мелкого служащего феодосийской городской управы Борисов-Мусатов — сын саратовского мещанина из бывших крепостных Бялыницкий-Бируля — из семьи мелкого арендатора, служащего пароходства (Могилевская губ.) Васильев — сын мелкого петербургского чиновника Воробьев — сын обер-офицера, который служил вахтером в Императорской Академии художеств Голубкина — из мещанской староверческой семьи, занимавшейся огородничеством (Рязанская губ.) Грабарь — сын преподавателя гимназии, бывшего венгерского парламентского депутата, в 1876 г. вынужденно эмигрировавшего в Россию Дейнека — сын курского железнодорожника Крамской — сын острогожского писаря Куинджи — сын мариупольского сапожника приазовско-греческого происхождения Маковские (три брата и сестра) — дети московского бухгалтера и художника-любителя, из обрусевших поляков; мать — немка, дочь купца III гильдии, померанского выходца Петров-Водкин — сын сапожника (Саратовская губ.) Пименов — сын мелкого петербургского чиновника Рерих — сын петербургского нотариуса, чьи шведско-датские предки перебрались в Россию в начале XVIII века. Мать — русская Суриков — сын коллежского регистратора из сибирских казаков Федотов — сын бедного московского чиновника из отставных поручиков Шагал — из белорусских евреев, сын приказчика Юон — сын служащего московской страховой компании, германо-швейцарского происхождения Из дворян: Боголюбов — из офицерской семьи (Новгородская губ.), внук Радищева Верещагин — сын предводителя череповецкого дворянства (Вологодская губ.) Врубель — из офицерского рода, польского происхождения (родился в Омске) Ге — сын воронежского помещика, чей дед, французский дворянин, эмигрировал в Россию после начала Великой французской революции 1789 г. Дубовской — сын казака, войскового старшины Войска Донского Клевер — сын химика, преподавателя института в Дерпте, из прибалтийского немецкого рода Клодт — из офицерской семьи, потомок русского баронского рода Клодт фон Юргенсбургов, переселившегося в Лифляндию в 1515 г. Племянник скульптора Клодта Кончаловский — сын издателя и переводчика (художник впоследствии станет дедом двух известных режиссеров — Н.Михалкова и А.Кончаловского) Малевич — сын управляющего из польских шляхтичей Волынской губернии (художник себя считал то поляком, то украинцем) Мартос — сын казацкого старшины (Черниговская губ.) Мясоедов — потомок древнего дворянского рода, уроженец Тулы Перов — внебрачный сын тобольского прокурора Криденера (с XIV века — русский баронский род немецкого происхождения). Мать — русская Поленов — из культурной дворянской петербургской семьи: среди его предков — академики, правоведы, дипломаты, писатели, археологи… Семирадский — из мелких шляхтичей смешанного украино-польско-литовского происхождения Толстой (Федор) — граф, дядя А.К.Толстого и двоюродный дядя Л.Н.Толстого Ярошенко — сын полтавского офицера Из семей художников и других деятелей искусства: Бенуа — сын архитектора, чей отец происходил из французских крестьян, оказался в России в конце XVIII века и женился на немке; мать художника — дочь архитектора Кавоса, итальянского происхождения Боровиковский — потомок иконописцев, из днепровских казаков Брюллов — сын академика-скульптора П.Брюлло, потомка французских гугенотов, которые после отмены Нантского эдикта обосновались в Люнебурге, а в 1773 г. эмигрировали в Россию Гончарова — дочь московского архитектора (из дворянского рода) Иванов — сын профессора живописи, выросшего в Воспитательном доме Корин — из семьи потомственных иконописцев, родился в с. Палех Крымов — москвич, сын художника Лансере — сын скульптора (прадед — пленный майор наполеоновской армии, оставшийся жить в России) Пластов — из семьи иконописцев (Симбирская губ.) Рябушкин — сын и брат тамбовских иконописцев Серебрякова — сестра Лансере и племянница Бенуа Серов — сын композиторов (отец и мать); прадед К.Габлиц — сенатор и академик — из крещеных немецких евреев, перебравшихся в Россию в 1758 г. Сомов — сын хранителя Эрмитажа Чернецовы (братья) — дети костромского иконописца Шубин — сын архангелогородского крестьянина, потомственного поморского мастера резьбы по моржовой кости Щедрин (Сильвестр) — сын петербургского скульптора (родившегося в семье солдата лейб-гвардии) и племянник пейзажиста Семена Щедрина Композиторы — тоже картина более чем пестрая: Алябьев — из дворян, сын тобольского губернатора Аренский — сын новгородского врача, музыканта-любителя Асафьев — сын мелкого петербургского чиновника Балакирев — из дворян Нижегородской губернии, сын титулярного советника Березовский — из дворянской малороссийской семьи Бородин — побочный сын грузинского князя Гедианова и петербургской русской мещанки Бортнянский — сын русина, выходца из Малопольского воеводства Варламов — сын мелкого московского чиновника из «молдавских» дворян Верстовский — внук внебрачного сына генерала Селиверстова и пленной турчанки Глазунов — из дворянского рода; династия книгоиздателей; мать была пианисткой Глинка — сын отставного капитана из смоленской шляхты Гурилёв — сын крепостного музыканта, позднее приписанного к сословию мещан Даргомыжский — сын петербургского чиновника и княжны, вышедшей замуж против воли родителей Кюи — сын наполеоновского солдата, после 1812 года оставшегося жить в Вильне преподавателем французского языка Лядов — сын петербургского дирижера Мусоргский — сын мелкого чиновника, потомка старинного дворянского рода из смоленской ветви Рюриковичей Направник — сын учителя, чех; с 21-летнего возраста жил и работал в России Прокофьев — из екатеринославской купеческой семьи Рахманинов — из дворян Тамбовской губернии (по преданию, ведущих род от молдавского господаря Рахманина); отец был музыкантом Римский-Корсаков — сын губернатора из дворянской семьи с традицией флотской службы Рубинштейн — из еврейской купеческой семьи (Подольская губ.) Серов — сын петербургского чиновника, отец художника Серова Скрябин — москвич, из выслужившихся дворян (прадед еще был из «солдатских детей») Стравинский — сын оперного певца и пианистки (оба — украинского происхождения) Танеев — из дворянского рода, сын врача, музыканта-любителя Чайковский — сын горного инженера (Удмуртия); в четвертом поколении по отцовской линии имел в роду казаков и православных шляхтичей, по материнской — французов и австрийцев Шостакович — сын чиновника Палаты мер и весов (и заодно «потомственного» революционера: до прадеда включительно все Шостаковичи принимали участие в антиправительственных выступлениях) 15 ноября в 10:00
40 |
клевчук Онлайн
|
|
Спасибо, очень интересно!
1 |
Прелесть такая ::)
1 |
Матемаг
...а где такая природа, что ЕЩЁ есть осенние листья, но УЖЕ есть снег. Я любуюсь на это каждый год. Больше того, для меня не новость и картина, когда листья на деревьях при этом еще и зеленые 😀От климата зависит. При резко континентальном климате в определенных широтах межсезонье может быть ну о-очень коротким. |
nordwind, блин, даже в Хабаровске такого нету, хотя там резко-континентальности повыше, чем у нас... Странное.
|
Матемаг
В Хабаровске климат умеренно-муссонный. А у нас туточки - белые ночи и иже с ними. Жаль, вот месяц назад я бы с удовольствием сфотографировала вид из своего окна - показать. Сейчас-то уже поезд ушел: сугробы, и всё голым-голо. |
nordwind, не, это у нас он умеренно-муссонный, Хабаровску муссонности не завезли, лично проверял-с.
белые ночи Вот с чем не сталкивался, с тем не сталкивался. |
Матемаг
Это по сведениям Википедии. |
nordwind, ну я хз, прост если сравнивать, то Хабаровск по параметрам (жаркости лета и холодности зимы) оч близок к резко-континентальному. И расстояние в тысячу км от моря этому очень способствует. Конечно, до какой-нибудь Якутии с +40 летом и -55 зимой далеко, но +40 летом как раз есть, а зимой -40. Т.е. вся поправка к резко-континентальности - это более тёплая зима. Ну вот может, и вправду перепад между летом и зимой более плавный, судя по вашим данным.
|
клевчук Онлайн
|
|
Матемаг
у нас иногда такая осень бывает. Когда уже в октябре снег уже ложится намертво, а листья не успели облететь. 1 |
клевчук, ...в октябре листьев у нас уже нету:) (ладно, может, не в начале октября, а в середине, точно не помню) Причём первая облетает как раз рябина, что особенно удивило на картине. Ладно бы ещё всё остальное, но рябина почему нет??
|
Матемаг
Ну да, на климат много факторов влияет, на самом деле. Во всяком случае, нас разделяет больше пяти тыщ километров, да еще и "по диагонали": т. е. и широта, и долгота совершенно другие. Так что разница в осенних погодах не удивительна. У нас как-то и в июне случился снегопад, а в мае так вообще частенько. Бедные наши деревья так недоверчиво весной распускаются... где-то к концу мая поближе... и имеют все основания для этой недоверчивости 🙂 Всё хочу посетить Дальний Восток. В Японии была, а во Владивостоке, например, не была: даже неприлично. Куда там вообще лучше податься, какой город интереснее? |
nordwind
Показать полностью
У нас как-то и в июне случился снегопад Снегопада не бывало (хотя, может, не помню), но как фотались все с гигантской горой снега 1 июня - помню прекрасно:) А в мае только ледоход.где-то к концу мая поближе Ахахах, наши деревья в это время занимаются зимним сном:)а во Владивостоке, например, не была Ну Владивосток и мой город или, допустим, Хабаровск - это очень разные города. Владивосток тёплый и очень, очень, ОЧЕНЬ дорогой город.Куда там вообще лучше податься, какой город интереснее? Честно говоря, я не мастер путешествий:) Ну, про Владивосток все говорят, я лишь добавлю, что туда надо деняк побольше брать, хех. А так - море тёплое. С другой стороны находится мой Хабаровский край, где море холодное, да и городов на море не так много, а больше в лесах затеряно. Хабаровск красивый, так-то, по крайней мере, центр Хабаровска. Плюс пейзажи амурские прям оч хороши, особенно подальше от города. Вот тут вот https://fanfics.me/message694228 недавно о ДВ говорили, если что. Всё хотел фотки в тот тред накидать Амура, а не судьба, обидненько.1 |