↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Scaverius
19 декабря в 20:21
Aa Aa
#История_религий #христианство #размышления #попытки_классификации.

Если обратится к истории христианства можно четко увидеть несколько периодов. Для каждого из них характерен свой собственный вызов христианскому учению, свои собственные особенности, свои собственные закономерности.

1. Харизматическо-апокалиптическое христианство или Доникейский период (33 г.н.э. - 325 г. н.э.). От даты воскресения (для атеистов - смерти) Основателя до первого Вселенского Собора. Мы видим, что это время характеризуется следующими важными особенностями:
а) Верой христиан в близкий второй приход Мессии.
б) Обилием мистических элементов в проповеди (харизма проповедников)
в) Борьбой христианства за идентичность (противостояние христиан попыткам выдать их за очередное философское языческое учение или моральное движение к общему благу)
г) Высокой жерттвенностью (пассионарностью) и достаточно высокоморальным уровнем жизни
д) Социальным равенством (вплоть до равенства имуществ).

Постепенно этот период в истории христианства начинает угасать, когда христианство из гонимой религии превращается в разрешенную (313 г.н.э. Миланский эдикт) и тут же вохникают первые споры о природе Иисуса Христа (арианский спор, ариане настаивали, что Христос не Бог, а Логос - особое творение Бога). Спустя три века угасают ожидания скорого прихода Христа и терпят крах ригористические околохристианские учения, пытавшиеся ограничить доступ людей к христианству (донатисты - по моральным соображениям, гностики - по богословским). Христианство в конце этого этапа становится универсальной религией, расширяет своё влияние на всю империю. Проповедь мучеников и гонения только ускоряют принятие христианства обездоленными, гонимыми, рабами и поневоле склоняют аристократов и интеллигенцию Империи тоже к принятию христианства (т.к. сами знатные язычники к тому моменту уже успели забыть, что такое мученичество во имя религиозных традиций и мученичество христиан их поразило и заставило задумать о том, правильно ли они веруют). Одновременно с распространением христианства на все классы и слои общества социальное равенство внутри Церкви становится уделом только монахов. Монашество - это тоже явление, появляющееся в кон. III в. и знаменующее собой социальное поражение христианства - монахи считали, что общество так и не стало христианским и перенесли "общежительное житие" внутрь узких стен монастырей. Со временем монашество институционализировалось и перестало играть ту социальную роль, которую имело первоначально. Движение, которое вдохновлялось идеями и мистичесими и социальными стало чисто мистическим.

2. Догматическое христианство или эпоха Вселенских соборов. (325 г.н.э. - 1054 гг. н.э.) - это этап в истории христианства от Первого Вселенского собора до Великой Схизмы (раскола христианства на римо-католичество и Православие). Это время характеризуется следующими событиями:
1. Широкое распространение споров о природе Бога и человека. Если раньше, в Доникейский период, еретические движения имели причину во внешних влияниях извне (Каббала, гностицизм, орфизм, неоплатонизм, герметизм) то еретические движения этого периода бросали вызов ортодоксальной позиции. опираясь на Св. Писание, а не на учения авториттетных философов или авторитетных клириков. Это была внутренняя критика, исходящая из самого ядра христианского учения, а не попытка как раньше подменить это ядро другим, языческим или оккультным ядром.
2. Становление христианства господствующей религией. Христианство начинает активно влиять на политику и становится господствующей религией. Язычество сначала не дискриминируется, но потом уже прямо преследуется. Происходит переход христианской Церкви на позиции сотрудничества с государственной властью.
3. Достаточно широкая распространенность "еретических гонений". Причем в этот период, вопреки мнению обывателей, не только еретиков гонит ортодоксальные ревнители веры, но и еретики гонят ортодоксальных ревнителей. Впервые происходят убийства одними христианами других на почве религиозных разногласий (что ранее было немыслимо).
4. Вселенские Соборы вводят в жизнь христианской общины новый элемент "неуправляемой демократии", когда епископы разделяются между собой за Соборами следуют лжесоборы, а императоры отходят от ортодоксального учения. Попытка утвердить истину соборно приводит к более точному определению догм веры, но к тому, что идёт борьба между богословскими школами за право её определять.
5. Возрастает роль догматики. Догматические различия и проблемы становятся для мирян подчастую более важны, чем христианская жизнь. Догматика пронизывает собой общественные вопросы, политику, искусство, саму жизнь. Один из христианских епископов с негодованием говорил, что "каждая торговка на базаре спорит о единосущии или подобосущии Сына Отцу".
6. Возрастает роль монашества. К концу этого периода монашество станет не только мистической и харизматической частью Церкви, убежищем изгоняемой из мирской жизни религиозной харизмы, но и голосом "церковного народа" или "низов"

Данный период заканчивается расколом единого христианского мира. Интересно, что к расколу привели попытки западной церкви продолжить христологический спор (уточнение формулы отношения Сына к Духу или филиокве). Вообще расколы - это типичная примета данной эпохи. Уже до этого от византиской империи откололись противники Халкидонского собора, например.
Но только "римский раскол" имел своеобразную политическую подоплеку - римская католическая церковь объявила о суверенном праве для папы решать судьбу других патриархатов не в спорных частных мнениях отдельных клириков (как это было до этого), но в общих догматических вопросах. Папа выше Собора или что тогда было вернее - римский Поместный Собор выше Вселенского - вот что по сути утверждали на западе.

3. Эпоха огосударствленного христианства (1054-1666/67-е годы) . Данная эпоха началась Великой Схизмой, а закончилась эпохой Реформации на Западе и старообрядческим расколом на в России. Основными её чертами были:

1. Резкое ослабление догматического и морального аспектов христианства, рост обрядовости и ритуализма.
2. Возрождение ранних ересей (гностицизм) и языческих тайных учений (герметизм, каббала, алхимия и пр., то есть архаизация христианства (сильное распространение суеверий, веры в ведьм, колдовство и проч.)
3. Открытое противоречие с социальной доктриной раннего христианства. Общество христиан стало иерархичным и социальное неравным и неравноправным и уже никто - ни миряне, ни монахи не выступают против этого "богоустановленного порядка". Есть отдельные "вспышки" попыток фундаментализации и "возвращения к устоям" (св. Франциск Ассиский и вообще францисканство у католиков, заволжские старцы-нестяжатели у православных).
4. Возникновение новых необычных форм ортодоксальной харизматической религиозности внутри западного и восточного христианства (флагеллянты на Западе, юродивые и старчество на Востоке).
5. Сильное влияние монашеского благочестия на мирскую жизнь. По сути каноны Церкви становятся полностью монашескими канонами и дух монашества становится господствующим в Церкви. Нормы монашеской морали переносятся на всех христиан.
6. Изуверство (в основном на Западе, но и здесь). Гонения на еретиков и преследования ведьм приобретают массовый и односторонний характер, еретики и ведьмы становятся государственными преступниками и соответственно элемент наказания преобладает над попытками возвращения людей к вере. Инквизиция, сожжения на кострах, гонения на "жидовствующих" на Руси и пр.
7. Постепенное отделение верхушки Церкви от проблем простого народа и её обмирщение.

Следствием всех этих явлений становится резкий протест массы населения. При этом он проявляет формы "взялся косу косить, давай и себя по ногам", то есть формы отказа от "всего лишнего", опрощения христианства, отказа от "мудрования". Бунт против церковной иерархии принимает форму христианского фундаментализма (призыва вернуться в апостольские времена) и негативизма (отрицания религиозных традиций). На этой волне возникает протестантизм - широкая группа религиозных движений, отколовшихся от католичества. Протестанты отрицают или ограничивают роль Церкви и Соборов, монашество, почитание икон и святых, На Руси старообрядцы-беспоповцы отказываются от Таинств, почитания "никонианских святых", обрядов, вводят новые учения и так далее.

4. Эпоха моралистического христианства (1666-е - 1991 гг.) Отчасти она продолжается и сейчас, но уже в меньшей степени. Эту эпоху можно поделить на два периода - до ХХ века и ХХ век. Но в принципе можно рассматривать её и в единстве. Каковы её основные положения:

1. Большее распространение пиетичесих и морально-ригористических тендеций. Люди больше ценят субъективное переживание и мистический субъективный опыт, а также строгое следование веруюшими морали... своего времени. См. массовое распростраранение следующих вилов признаний в протестантских движениях второй и третьей волны - "Я был неверующим, но Христос спас меня, теперь я бросил пить, курить, принимать наркотики и трахаться с кем попало".
2. Интеллектуализация веры и церковной жизни. Я имею в виду проникновение в церковную среду и к христианам учений извне из нехристианского мира. В первые эпохи своей истории христианство учило мир чему-то новому. Теперь новому мир учат секулярные ученые, деисты и атеисты, а христиане учатся.
3. Широкое распространение безверия, атеизма, оккультизма и неоязычества (характерно уже для ХIX в., в ХХ веке стало еще шире). Христианство вынуждено отвечать на вызовы от лица монотеизма и даже религиозной веры в целом.
4. Тенденция к превращению христианства в консервативную идеологию. До моралистического периода христиане политически могли быть кем угодно. Были среди них и апокалмптики мечтавшие о равенстве всех (сейчас бы мы сказали "левые") и строгие ревнители иерархических устоев (сейчас бы мы сказали "левые"). Зато в ХIX-ХХI в. всё изменилось. Если ты за свободу, социальное равенство между людьми - то или иди-ка ты, дружок к атеистам, там тебе бесу самое место или давай-ка бросай свои бредни о равенстве всех. Если же ты монархист и консерватор, значит ты "правильный католик" или "правильный православный" (если речь о протестантах в США, то надо быть "правильным республиканцем"). У нас кстати недавний пример был, священник в публичной беседе в соцсети умудрился сказать что-то хорошее про Ленина (не социалист тот священник и вообще не левый, просто сказал о Ульянове как о человеке хорошее). И что же вы думаете? Был написан донос (написал член Единой России у которого предки были кулаками) и священник на год был отстранен от служения, а потом вообще оставил сан. Я еще раз подчеркну, он что-то вякнул абстрактно-хорошее (я то видео смотрел). Он не призвал всех людей поклоняться Ленину или отрекаться от Христа. На США судят пастора евангелической церкви за то, что он в храме приютил бездомных бомжей. Старейшины общины (т.е. его работодатели) подали на него в светский суд за "прискорбный отход от устоев" и "нарушение принципа частной собственности". Слишком милосерден оказался.
5. Непонимание феномена святости. Святость понимается как "большая моральность и праведность" и только так. Отсюда например, весьма странное отношение к святости царя Николая II вплоть до попыток запрета фильма про его бывшую любовницу Матильду Кшесинскую. Тогда этим людям надо запретить православное житие Моисея Мурина (до святости он был убийца-душегуб) или Марии Египетской (она была блудницей и находила удовольствие в своём грехе). Описание греха святых без подробностей, но входит в жития. Моралистам нашим этого не понять, конечно же.
6. Еще большая архаизация среди даже грамотных верующих (отказ от прививок и гигиенты, от теории эволюции, плоскоземелье, телегония и пр.)
7. Принцип недобровольности в вере. То есть если ранее говорили "невольник - не богомольник", то теперь считается благочестивым рассмотреть вопрос, а "как бы нам что-то воспретить назло атеистам и безбожницам или назло блудникам и грешникам" И это не только у нас, это мировая тенденция.

Но надо отдать должное, то что идет на смену этому периоду (и прямо вытекает из него) - это "аморальное христианство" или "христианство дома терпимости" - т.е. еще хуже. Об этом я писать не буду, но увы, это будущее. Настоящих христиан будет очень мало. И это наступит очень скоро и опять же везде (уже наступает). Вот такие мысли. Если кого-то это шокирует, то извините. говорю как есть.
19 декабря в 20:21
1 комментариев из 5
Scaverius
Ислам и христианство, особенно когда в результате исламских завоеваний разрубили ранее единую средиземноморскую миросистему - на мой взгляд вообще один из ключевых моментов истории.
Традиционно под влиянием климатических колебаний единая со времён катастрофы Бронзового века средиземноморская система перераспределяла центры активности вокруг моря, сохраняя связность.
И вот вся эта тема концов света, особенно в годы минимумов у западного христианства... Влияние Реконкисты, многовековой войны с исламскими пиратами в западном средиземноморье, само формирование государственности и взаимоотношений с религией у франков...

Ну а банки... Ростовничество... Невозможно представить христианское общество западной и центральной Европы без симбионтов-иноверцев. Иудаизм, да. Где-то когда-то их конечно изгоняли, чем отдельно гордились и строили вокруг философские взгляды. И создавали обходные механизмы, квази-чужаков которым можно, а потом и механизм передачи/откупа сбора церковной десятины... И тут нельзя закрывать глаза на мирской базис церковной системы.
ПОИСК
ФАНФИКОВ









Закрыть
Закрыть
Закрыть