↓
 ↑
Регистрация
Имя/email

Пароль

 
Войти при помощи
Временно не работает,
как войти читайте здесь!
Scaverius
2 февраля в 10:10
Aa Aa
#кино #клуб_киноразбора #Птичий_короб #скрытый_смысл_фильма #пересказ_сюжета #спойлеры #18+

Доброе утро! Как и обещал, разбор постапокалиптического фильма ужасов "Птичий короб" режиссера Сюзанны Бир (2018). Фильм снят на основе одноименной книги Джоша Малермана, изданной в 2014 году. 18+ т.к. в фильме присутствует [роскомнадзор], осознаваемый как "самовыпил".

Краткий пересказ сюжета:

В постапокалиптическом мире Мэлори Хейз сообщает двум маленьким детям, что они отправятся вниз по реке на весельной лодке. Она строго приказывает им не снимать повязки с глаз, иначе они умрут.

Пятью годами ранее беременную Мэлори навещает ее сестра Джессика. В новостях сообщают о необъяснимых массовых самоубийствах, распространяющихся по Европе и Азии. После дородового обследования Мэлори становится свидетелем того, как женщина несколько раз бьется головой об окно больницы. Другие тоже начинают вести себя суицидально, вызывая панику и хаос. После этого Мэлори спешит покинуть место происшествия вместе с Джессикой. Отъезжая от больницы, Джессика видит нечто необъяснимое, что сводит ее с ума, и она намеренно разбивает свою машину. Затем она попадает под мчащийся грузовик и погибает.

Когда Мэлори убегает пешком, женщина приглашает ее в дом для безопасности. Затем женщина видит сущность, прежде чем впасть в транс и сесть в горящую машину. Прохожий Том забирает Мэлори с улицы в дом, где укрываются еще шестеро человек – Дуглас, Грег, Шерил, Феликс, Чарли и Люси. Чарли говорит, что человечество было осуждено, и появление демонических сущностей является признаком конца времен. Он также упоминает, что эти духовные существа имеют разные имена в разных культурах, такие как Ака Манах, Сургат, Х...и Цзин и Пука. Те, кто находится в доме, закрывают все окна и завязывают себе глаза всякий раз, когда выходят на улицу. Когда прибывает новая беременная выжившая, Олимпия, Грег совершает самоубийство после того, как вызвался проверить, безопасно ли наблюдать за ними косвенно, через камеры наблюдения.

Половина группы отправляется в продуктовый магазин, в котором работал Чарли, чтобы пополнить запасы их истощающейся еды. Они едут туда на машине с закрытыми окнами, используя навигационную систему GPS. Мэлори берет трех домашних птиц вместе с их припасами. Она замечает, что присутствие существ беспокоит птиц. Позже коллега Чарли нападает на группу, пытаясь заставить их посмотреть на существ. Однако Чарли жертвует собой, чтобы спасти остальных. Они возвращаются в дом. Некоторое время спустя Феликс и Люси крадут машину и уезжают.

Олимпия впускает незнакомца по имени Гэри в дом вопреки желанию Дугласа. Гэри объясняет, что сбежал от группы выживших без повязок, которые сошли с ума, увидев сущности, и пытаются заставить других тоже смотреть на них. Дуглас пытается заставить Гэри уйти, но Шерил вырубает Дугласа, а остальные запирают его в гараже. Когда у Олимпии и Мэлори одновременно начинаются схватки, Гэри работает над рисунками существ, показывая, что он тоже их видел и сошел с ума. Он сбивает Тома с ног и открывает дверь гаража, выставляя Дугласа напоказ сущностям. Гэри поднимается наверх и срывает жалюзи со всех окон. Олимпии не удается отвести взгляд, и, увидев существо, она выпрыгивает из окна, убивая себя. Мэлори прячется с обоими новорожденными младенцами под одеялом, в то время как Гэри заставляет Шерил посмотреть на существа, в результате чего она вонзает себе ножницы в шею. Дуглас сбегает из гаража и вслепую пытается убить Гэри из дробовика, ранив его в процессе, но Гэри убивает его ножницами. Вскоре после этого очнувшийся Том сражается с Гэри из-за пистолета. После того, как Мэлори слышит несколько выстрелов, Том подходит к ней, чтобы сказать, что все в порядке.

Пять лет спустя Том и Мэлори живут вместе с детьми, которых называют «Мальчик» и «Девочка». Они получают сообщения от выживших, информирующие их о безопасном сообществе, спрятанном в лесу, добраться до которого можно только на лодке по реке. Когда они покидают свой дом, группа выживших без повязок нападает на них. Том отвлекает нападавших, чтобы Мэлори и дети могли убежать. Он открывает глаза и видит сущности, но ему удается уничтожить всех нападавших, прежде чем покончить с собой.

Мэлори и дети с завязанными глазами плывут вниз по реке на лодке, неся птиц, которые предупреждают их о сущностях. Они сталкиваются с несколькими препятствиями, включая выжившего без повязки и речные пороги. Вскоре после того, как все трое достигают берега, их разлучают, когда Мэлори случайно скатывается с холма. Сущности обманом почти заставляют детей снять повязки с глаз. Мэлори приходит в сознание и говорит детям, что любит их и где ее найти. В конце концов они добираются до общины, бывшей школы для слепых. Мэлори выпускает птиц и, наконец, дает детям имена Том и Олимпия, признавая, что она их мать. Она также счастлива, когда видит, что ее акушер, доктор Лапхэм, является одним из выживших.


Скрытые смыслы фильма.

Честно говоря, фильм крайне тяжело интерпретировать. Это уровень фильма "Фонтан" как минимум. И возможно "исходный текст" (в фильме "Фонтан" это была каббала) мне не удалось здесь вскрыть вообще. Но при интерпретации следует опираться на следующие элементы: а) невидимые существа, которые заставляют людей уйти из жизни б) противопоставление "зрячие-люди с завязанными глазами-незрячие, в) птицы и их символическое значение. г) "Мальчик и девочка" и их символическое значение д) Река и путешествие по реке, е) Дом и защита, которую он даёт, д) Убежище в концовке фильма.

Смысл №1 (сюжетно-метасюжетный). Посмертные приключения душ.

Этот смысл является и сюжетным (часть интерпретации основана на лоре фильма) и метасюжетным (то есть лежит за пределами сюжета), но ложится на сюжет просто идеально. Смотрите - нам кажется, что мир вокруг главных героев - это мир живых людей, но если мы предположим, что это мир мертвых, а тем более недавно умерших, то мы получаем практически идеальную трактовку. Вначале "выжившие люди" (а на деле недавно умершие) находятся внутри дома (рядом с телом, дом = тело). Это заключение внутри тела спасает их от демонов, которые ищут души грешников. Посмотрев на демона, человек вынужден сделать выбор - он с демоном или против него. После этого душа человека идёт дальше, а то что казалось душой просто исчезает (самоуничтожается). И тут интересно, что человек может уйти дальше (самоуничтожиться), а может выбрать сторону демона (увидеть нечто, что позволит ему выйти за пределы совести и морали) и стать одним из безумных существ, зараженных идеей срывания повязок и попыткой донести до всех как прекрасны демоны и их мир. Птицы в данном случае - это ангелы, они сигнализируют о приближении демона и пытаются предупредить людей. Убежище в конце фильма - это рай или вернее предверие рая, где живут люди "незрячие" для демонов, то есть люди, которые сознательно слепы к красоте демонического искушения. Эпизод с девочкой и мальчиком означает, что люди, пройдя искушение и испытание получат "новые имена" (как в Апокалипсисе). Повязка на глазах в данном случае - это символ временной защиты души на пути к преддверию рая - не смотреть на демонов. Река - это символ перехода из смерти в посмертие. Окончательно пересекая пороги реки, главные герои умирают бесповоротно и уходят из мира живых, если раньше они еще могли себя обманывать, то позже уже нет. Демоны искушают людей скорее всего тем, что показывают им ранее умерших и внушают, что ранее умершие принадлежат их миру и им надо присоединиться к демонам. При этом большинство "хороших" персонажей фильма "самоуничтожаются" (т.е. отказываются повиноваться демонам), а "плохие" - радостно становятся частью "демонов-привратников" и вместе с ними искушают всех, лишая защиты.

Cмысл №2 (сюжетно-метасюжетный) Метафора человеческого бытия в духе экзистенциализма

В рамках данной интерпретации то, что мы видим в фильме есть развернутая метафора человеческого бытия. Как известно, человек живёт свою жизнь практически "слепым" к бедствиям и ужасам, которые его ожидают, если он их увидит. В фильме показано человечество, которое внезапно "прозрело целиком" и произошло следующее: 1) большинство людей, которые увидели жизнь во всём её ужасе выбрали смерть, 2) Часть людей надела повязки на глаза, защитившись от страшной реальности временным откладыванием выбора), 3) Часть людей ослепила себя ("незрячие") и стала жить по прежнему, 4) Часть людей приняла новую реальность и нашла, что жить в состоянии "мы все смертны, будем страдать и скоро умрём" - это круто и решили отказаться от всякой морали и жить по принципу "как левая нога хочет". Метафора продолжается и мы узнаём, что "Дом" или первичное состояние человечества не живет долго. Цивилизация разрушается под воздействием "провидца" или "безумца", который срывает черные занавески и впускает гибельный для отказавшихся сделать выбор солнечный свет. Отсутствие имен у мальчика и девочки означает, что они - это не люди, а просто метафоры - Том - это буквально Фома ("близнец") и девочка Олимпия ("гора"). Две возможности будущего выбора (или "горы", "пика") сопровождают людей, отказавшихся сделать выбор (то есть выбор им придётся сделать). В конечном итоге человечество откажется от новоприобретенного знания, несущего разрушение устоев и выберет существование в убежищах, где находятся незрячие - то есть люди, которые отказались посмотреть бедствиям и невзгодам жизни в глаза. Река в данной интерпретации - это метафора изменения, радикального изменения жизни. Птицы - это предвестники скорби и бедствий. В общем перед нами процесс саморазрушения человечества перед лицом принятия того факта, что все мы смертны и подвержены страданиям. Сюжет фильма представляет собой атеистическую фантазию на тему "а что было бы если бы все люди осознали, что в жизни их ждёт только страдание, смерть и небытие".

Смысл №3 (метасюжетный) "Будете как боги знать добро и зло" или гностицизм на марше

В данной интерпретации фильм представляет собой гностически-ницшеанскую фантазию на тему "истинного оккультного знания", причем режиссеры и сценарист находятся на стороне гностиков. В рамках фильма разворачивается религиозная драма о том, что на землю пришли те, кто даёт людям истинное знание, но люди отказались это знание принять и начали убивать себя, т.е. заниматься саморазрушением. Сущности в этой интерпретации не добрые и не злые, они вообще пустые (поэтому они невидимы), они - сосуды этого знания или проводники. Другая часть людей - это провидцы, которые приняли знание. Некоторые стали от этого фанатиками, но большинство просто хочет помочь людям, которые защищают себя от знания, сорвать повязку с их глаз, заставить их увидеть свет истины. Эта позиция тоже описывается как не совсем верная, т.к. многие просто не готовы принять новое знание. Впрочем, по мнению авторов сценария у человечества нет выбора - оно либо примет знание, либо погибнет. Часть человечества вообще выбрали на этом фоне радикальный отказ от любого знания ("незрячие"). Птицы и их щебет - здесь это метафора медиа и развлечений, которые отвлекают людей с повязками на глазах от принятия нового знания. Птичий короб - это буквально метафора жизни отдельного человека, живущего как глупая птица в клетке своих собственных иллюзий и фантазий. Интересно, что на этом фоне люди, которые "узнали добро и зло" по сути разные. Есть такие как человек-маньяк, обманом проникший в дом. Но по сути "зрячие" - они все жаждут поделится знанием, а вовсе не убить остальных, просто фильм показывает точку зрения "повязочников", людей отказавшихся сделать выбор. И только окончательно попав в сообщество незрячих, главная героиня даёт имена детям - то есть называет их Том (Thomas=Фома, отсылка к Фома неверующий) и Олимпия (отсылка к Олимпу, где жили гордые греческие боги). То есть дети "повязочников" - это Гордыня и Неверие в новое освобождающее людей от власти всех законов знание. Данная интерпретация грустная, т.к. она описывает полный отказ людей от нового знания. В начале нам еще дают подсказку, что "новое знание приходит из Европы и Сибири". Если что в Сибири находится мировой полюс холода, а Люцифер согласно Библии воссел "на краю севера". То есть возможно и люциферианское прочтение - Люцифер пробудился и его слуги дают новое знание, люди же неразумно стремятся обратно в Эдем (символ убежища). В общем вывод фильма пессимистический - люди не готовы перейти на новую ступень эволюции, принять знание, т.к. те, кто его принял ведут себя как безумцы, те кто отказался - как гордецы и невежды, а есть те, кто вообще ослепил себя и заперся в "раю" собственного самодовольства. Ну и есть те, кто просто ушёл из жизни, саморазрушился. Кстати, не все, кто саморазрушился, не получили знание. Некоторые его получили и сами стали его проводниками, как по сути чернокожий герой Том (голос которого после смерти слышит Мэлори).

Cмысл №4 (сюжетный) Травма принятия себя или путь Мэлори

Фильм в данной интерпретации вообще суть путешествие одной лишь главной героини - все остальные персонажи и сюжеты отражают её психическое состояние. После того как её бросил любимый человек, причем бросил беременную, Мэлори замыкается в себе и рисует картины, которые имеют всё более и более жуткий сюжет. На одной из картин Мэлори изображена сидящая в полной тьме женщина со светящимися глазами без зрачков, а вокруг неё на её постели сидят затененные человеческие фигуры (кстати чем-то похожие на персонажей фильма). По сути произошедшее дальше является галлюцинацией или сном (или фантазией-притчей) от лица Мэлори (кстати само это имя означает "Несчастливая", "Неудачливая" и "Несчастная"). И действительно - что нам показывают, является посланием из бессознательного героини. Сначала перед нами ситуация, когда её сестра покидает её, а люди вокруг начинают массово самоуничтожаться - признак одиночества героини, её мир погружается во тьму. Далее она ищет покоя в уюте Дома, то есть собственного "Эго". Но "Эго"её - это набор субличностей, среди которых Параноик, который не доверяет никому, кроме самого себя, Любовники, которые ищут в сексе и похоти спасения от окружающего их безумного мира, Провидец, который написал очень интересный роман о конце света, но почему-то работает в супермаркете и подвергается насмешкам, Томас - который является проекцией любимого самой героини и который должен покинуть её по сюжету и Пришелец, который приходит, чтобы разрушить иллюзию уюта и, убивая остальных субличностей заставляет героиню пережить вновь влюбление в Тома (проекцию оставившего её возлюбленного) и его уход (который переживается ей субъективно как смерть). У героини есть дети, но она отрицает их существование, называя их просто "девочка" и "мальчик", более того, по ходу сюжета она может даже принести их в жертву. Существа-преследователи - это страхи и фобии героини, повязка на глазах - это признак того, что она или сошла с ума или не видит важную часть правды. Героиня смогла избавится от своего психоза, только постепенно осознав, что любит своих детей (хотя в фантазии она представляет, что девочка - не её родная дочь). Тогда она оказывается в приюте для слепых (здесь слепота означает безумие) и женщина, которую она воспринимает как врача-акушера (а скорее всего это психиатр) говорит Мэлори, что всё закончилось и что она может ходить без повязки. По сути Мэлори на пути к выздоровлению (хотя еще и воспринимает окружающее в рамках своей постродовой галлюцинации о мире чудовищ) и ей кажется, что двор больницы, где родственники посещают безумных - это приют для незрячих. Она выпускает птиц своей души из клетки-короба, птицы здесь символизируют надежду на счастье и любовь.
В общем реальный сюжет такой - героиня рождает детей, забывает об их существовании и отдает их на попечение сестры. Потом сестра посещает её и либо в момент просмотра телевизионной передачи, либо еще раньше она проваливается в собственную галлюцинацию. Потом сестра попадает в автомобильную аварию по пути в психиатрическую больницу (здесь реальность еще частично присутствует), но далее следует кошмар. Героиня оказывается одна в доме своей сестры и переживает "рождение детей" заново, что влечет за собой вызов психиатрической скорой соседями (это воспринимается героиней как кошмар вторжения Пришельца и взаимного уничтожения субличностей, то есть через психоз). Потом её скорее всего сажают в психушку и следующий раз она видит детей, когда их привели к ней её навестить и тогда она вспоминает их имена, осознавая, что это её дети. Сам психоз является результатом того, что Мэлори отрицает, что её могли бросить, покинуть, то есть она отрицает часть себя (отсюда название скрытого смысла).

В общем как-то так. Последняя интерпретация мне кажется наиболее логичной, тем более, что сама сестра Мэлори местами ведет себя так, как будто не видит того, что видит Мэлори и что видят зрители. Например, когда они едут на машине и Мэлори выбегает из больницы с фразой о том, что "началось! это началось" , а сестра такая "а что началось-то?" (при том что кругом по сути бегают толпы людей, всюду крики, люди убивают себя и т.п.).

P.S. В общем сюжет интересный. Хотя если бы не последние кадры с убежищем для незрячих, то я бы ни за что не понял, что в фильме вообще есть какой-то скрытый смысл (серьезно, фильм смотрится как обычный ужастик почти весь сюжет до самой развязки). Но развязка всё поставила на свои места. Сценаристы молодцы.

P.P.S. СооБщение написал утром, но тут увидел, что его не пропустили из-за имени персонажа, в котором программа увидела...мат.
2 февраля в 10:10
2 комментариев из 7
Scaverius
В рамках данной интерпретации то, что мы видим в фильме есть развернутая метафора человеческого бытия. Как известно, человек живёт свою жизнь практически "слепым" к бедствиям и ужасам, которые его ожидают, если он их увидит.

Добрый день? Может туплю, но всё-таки, что понимается под бедствиями и ужасами, которые ожидают человека, если он их увидит?
Lula_5471
Scaverius
Добрый день? Может туплю, но всё-таки, что понимается под бедствиями и ужасами, которые ожидают человека, если он их увидит?

В рамках экзистенциальной философии главным ужасом человека является неизбежная смерть и небытие после неё (сам факт эмоционального проживания этого ужаса может открыться в результате любого страдания - смерти близких, расставания с любимым человеком и так далее) . Согласно А. Камю, каждый человек живет как будто он бессмертен и большинство людей "спит" всю жизнь. Осознание факта неизбежной смертности на эмоциональном уровне ведёт к "пробуждению". Камю описывал последствия этого пробуждения так:

1) Человек может испытать "скачок веры" и срочно поверить в религию, которая обещает благое посмертие . Для атеиста Камю это означало бы признать факт смертности, но радикально обесценить её, пожертвовав разумом во имя веры. Суррогаты веры как "после меня будут жить потомки", "весь я не умру, пока в подлунном мире" и т. д. относятся тоже сюда.
2) Человек может уйти в развлечения, в наркотики и алкоголь. Это будет попытка вернуться обратно в состояние "неосознавания". Как правило, ему это вряд ли удастся целиком. И проблема вернется позже.
3) Человек может выбрать суицид. Для Камю это означает дезертирство и трусость. Смерть является врагом человеческого разума. Соответственно "позорно сдаться ей на милость" означает проиграть еще до вступления в бой.
4) Человек может выбрать абсурд. Абсурд по Камю - это бесконечный осознанный бунт перед лицом неизбежной страшной судьбы, это наслаждение жизнью на краю вечной пропасти небытия. Завершением бунта является "счастливая смерть" - т.е. проживание последних минут жизни в полном ясном сознании.

Когда я писал об экзистенциализме я имел в виду Сартра и Камю прежде всего, то есть атеистов.
Показать полностью
ПОИСК
ФАНФИКОВ











Закрыть
Закрыть
Закрыть