Коллекции загружаются
#статья #слэш #баян #не_для_слэшесрача
Название: Сексуальные подтексты сериала "Гарри Поттер". Выжимки из кандидатской диссертации. Автор: Майкл Дж. Оуэн Перевод aka пересказ, сокращение и лишение ненужного наукообразия: Sidemoon Краткое содержание: кто есть кто в "ГП" с психоаналитической точки зрения, если воспринимать за основу ТОЛЬКО КАНОН, или что написано пером – не вырубишь топором... Дисклеймер: ни Sidemoon, ни Майкл Дж. Оуэн не пытаются извлечь из данного текста коммерческой выгоды. Персонажи и отношения между ними принадлежат мадам Ро. 1. Данный текст представляет собой попытку разобраться в том, ЧТО, собственно, являют собой основные персонажи величайшего фэндома всех времен и народов в сексуальном (или хотя бы чувственном) отношении не с фэннонической, а с канонической точки зрения. Порядок чередования персонажей – на первый взгляд, произвольный, однако в действительности это не совсем так, – скажем, анализ Гарри Поттера невозможен без предварительного анализа Снейпа и Люпина... Номер первый – конечно же, Драко Малфой! В личной беседе Майкл называет его не иначе как "ходячим собранием гей-штампов поколения". (И это – о любимом персонаже!) Далее – распространение этого утверждения по пунктам. Пункт 1. Пэнси Паркинсон. Классическая, всенепременная, обязательная для всякого уважающего себя юноши-гея "фаг-хаг". Лучшая подруга, конфидентка, защитница и утешительница – в одном флаконе. С нею же – непременные появления в обществе. Ей же ДЕМОНСТРАТИВНО и не без вызова укладывается голова на колени. И это – при том, что честная Ро снова и снова подчеркивает в тексте, что отношения Драко и Пэнси далеки от романтических! Пункт 2. Как вы полагаете, сколько раз на протяжении всей саги Ро характеризует Драко Малфоя определениями "манерный", "томный", "неестественный"? Четырнадцать! Автор снова и снова, несколько навязчиво, несколько чрезмерно подчеркивает эту "томность-манерность– неестественность", едва ли не полагая ее основополагающим импрессивным фактором восприятия Драко со стороны... Пункт 3. Шестая книга. Вся. По фразам. Включая уже легендарную шуточку насчет "девочек" Крэбба и Гойла. Пункт 4. Канонический Драко, как ни парадоксально это звучит, представляет собой полный набор ХУДШИХ ЖЕНСКИХ ЧЕРТ. Он боится физической боли, мстителен, злопамятен, склонен к позиционным, подспудным, длительным боевым действиям. При случае очень не прочь посплетничать, наябедничать, мелко, но ощутительно напакостить. Он тщеславен, болезненно самолюбив и остроумен, причем сарказмы его, в отличие от снейповских или люциусовских, всегда не лишены некоторой доли самолюбования. Во время открытого противостояния очень быстро лишается логических доводов, зато мгновенно и изощренно переходит с абстракций на личности, а уж в сфере личных оскорблений Драко Малфой не знает себе равных и бьет безошибочно, точно в больное место. Драко эмоционален, склонен к истерикам, однако истерики его – тоже очень женские, всегда с легкой "оглядкой на зеркало". В англоязычном оригинале сериала "женственность" Драко многократно подчеркнута самой его манерой строить реплики. Пункт 5. Семья. Воспитание. Тут все просто. В тексте неоднократно повторяется, что основное влияние на сына достаточно долгое время оказывала леди Нарцисса (шестая книга – самое масштабное, но далеко не единственное упоминание об этом). Когда же спохватился вечно занятой политическими играми сэр Люциус, – все, было поздно. Личность Драко – классически, по Фрейду – была сформирована матерью, и все попытки Люциуса "маскулинизировать" сына не привели, помимо успехов в квиддиче, ровно ни к какому результату, кроме истерического, балансирующего на грани инцестуозной страсти восхищения, которое Драко питает к отцу. Возможности пейринга "гарридрака" и степень его прописанности в каноне будут обозначены в другой главе... 2. Итак. Северус Снейп. Глава, в которой Sidemoon зачастую расходится с мистером Оуэном, однако вынуждена соглашаться с ним в главном... Специально для знатоков и ценителей психоанализа, – Северус Снейп – носитель двух крайне серьезных комплексов, плавно перетекающих один в другой. "Комплекс Постороннего" – навязчивое, на экзистенциальном уровне желание как можно дальше отстраниться от собственной эмоциональности и, как следствие того, сексуальности. "Комплекс Гессе (он же, по старинке, комплекс Ипполита)" – осознание собственной сексуальности как позорной слабости, подлежащей немедленному подавлению. У автора Снейп, помимо прочего, – подвержен репрессированной БИСЕКСУАЛЬНОСТИ, лично я, в данном случае, считаю, что для Сева репрессированной является СЕКСУАЛЬНОСТЬ как таковая. Впрочем, и в том, и в другом случае отправной точкой для "репрессии" остаются ранние воспоминания Снейпа, увиденные Гарри, – отец, кричащий на мать, смеющаяся девочка и т.д. Как проявляется это в тексте? Изначально, разумеется, – ПЕРВАЯ привязанность Снейпа. Четкая, каноничная Лили Эванс. Сцена у озера... о, эта сцена у озера, "лабиринт страстей" старшего поколения! НИ ЕДИНОГО ЛИШНЕГО СЛОВА, отношения, прописанные до предела – и совершенно читаемые. Что же мы узнаем из этой сцены? Как ни парадоксально, – то, что Лили Эванс, к которой Северус, вполне очевидно из текста, явно неравнодушен, ГОТОВА ответить на его чувства – притом столь явно, что снова и снова делает навстречу Снейпу первый шаг. Но – комплекс Ипполита – тот девушку ОТТАЛКИВАЕТ, притом очень грубо. (Он – силен, он – выше, он не допустит позорной слабости, пусть и в ущерб себе лично.) Естественно, отношения рвутся, не успев завязаться... Привязанность Северуса Снейпа номер два – это, конечно, Ремус Люпин. Завязка их отношений (точнее, несчастной любви Рема) – та же сцена у озера, искаженное болью лицо Рема, молча (запомните это "молча", оно еще всплывет в главе "Ремус Люпин") глядящего на унижение Снейпа. Сразу отметим, что Снейп к Рему изначально, мягко говоря, равнодушен, к тому же – вервольфье начало Люпина, мило продемонстрированное ему Блэком, для очень "правильного" (straigt-minded), рационального Снейпа – фактор ТОРМОЗЯЩИЙ. Но в ГП и УА Ремус возвращается, – и происходит нечто странное. Ремус оказывается именно тем человеком, который ухитряется подобраться к Северусу БЛИЖЕ ВСЕХ. Он использует СОБСТВЕННУЮ СЛАБОСТЬ, всячески подчеркивает свою ЗАВИСИМОСТЬ от Снейпа, в упор не реагирует ни на сарказмы, ни на оскорбления, – и, как ни занятно, именно "комплекс Гессе" оборачивается в пользу ситуации. Тут, увы, в дело вмешиваются все тот же Блэк – и все та же оборотническая природа бедняги Ремуса, которая для Северуса – примерно то же, что агрессивная, зрелая женщина с колюще-режущим предметом в руке – для Гарри. Самый репрессивный фактор из всех возможных. Вот на этом-то самом месте у Сева "комплекс Гессе" и заменяется на "комплекс Постороннего". Если ранее он боялся СОБСТВЕННОЙ слабости, то теперь пугается слабости ЧУЖОЙ, ибо видит в ней ловушку для себя и собственной целостности-независимости-чуждости (alienation, важный термин для понимания психосексуальных проблем Сева). И тут – его третья серьезно прописанная в тексте нереализованная привязанность. Нарцисса Малфой. Трагикомический эпизод в ГП и ПП, в котором Нарцисса пытается воздействовать на мужское начало в Снейпе, играя на своей "женской слабости". Любопытный момент, – Снейп попадается в ловушку, однако считает, что счастливо ее избежал, так как не ответил на чисто женские авансы Нарциссы. Он СНОВА рвет отношения, не успев их завязать... Помимо этих "трех основных", в каноне прописаны две "вторичных" (secondary) привязанности Сева. Альбус Дамблдор, выступающий для Гарри, как фигура "сверх-отцовская", достаточно изящно флиртует со Снейпом на протяжении всего сериала (если понадобятся цитаты, можно привести). Причем неожиданно то, что Снейп ему это ПОЗВОЛЯЕТ. Впрочем, об этом – в главе "Альбус Дамблдор". И – the last yet not the least – Игорь Каркаров. ЕДИНСТВЕННЫЙ человек, близкий к Снейпу, который несколько раз за весь текст ПРИКАСАЕТСЯ К НЕМУ. Снейп легко дотрагивается до людей сам, но мучительно воспринимает прикосновения к себе. (Господа фрейдисты, вы поймете, что сие значит, если вспомните термин alienation, уже здесь упоминавшийся.) А вывод из этого – увы, один (я сама не в восторге, но крыть Фрейда нечем) – вот у этого человека со Снейпом в прошлом ДЕЙСТВИТЕЛЬНО были какие-то отношения физического характера, ведь Северус НЕ ВИДИТ для себя в нем угрозы на подсознательном уровне... 3. Итак. "Сириус Блэк". Одна из трех глав, насчет которых Sidemoon полностью согласна с мистером Оуэном... Цитата из журнала "Адвокат", статья Кристофера Райса, остротой язычка ничуть не уступающего легендарной маме: "Миссис Роулинг убила Блэка, чтоб не пришлось повышать рейтинг сериала." Любителям фаллической символики, – вот она и появляется... Сириус – согласно Ро – самый красивый мужчина сериала. Собственно, ЕДИНСТВЕННЫЙ мужчина, применительно к которому снова и снова звучит это слово. Второе же слово, уместное здесь, – "сублимация". Впрочем, Майкл полагает, что Сириус – самый сильный носитель "комплекса Ореста" в сериале, и с ним не поспорить. ("Комплекс Ореста" – ненависть к женщинам и женскому началу, обусловленная ненавистью к матери.) Интересен в этом плане "ГП и ОФ", все, связанное с домом на Гриммолд – плейс. Точнее – реакция Сириуса на общение с ЛЮБОЙ женщиной. Неважно, – портретом матери, простоватой Молли Уизли, доброжелательной Тонкс, юной Гермионой, маленькой Джинни... Перемены мгновенно происходят на уровне интонации, голоса, манеры говорить... Сириус, озорной, легкий и очень обаятельный с мужчинами, закрывается так, что не снилось никакому Снейпу, становится злым, колючим, очень агрессивным. Казалось бы, – не с чего. Так ведь есть с чего! Все та же скандально знаменитая сцена у озера. Полный портрет взаимоотношений старшего поколения, причем давно уже считается общим местом, что в этой сценке Ро копнула чуть глубже, чем хотела бы... С самого начала – первое, что замечает наш Гарри, взглянув на крестного в думосборе Снейпа, – "Сириус был очень хорош собой". Затем, после, мягко говоря, своеобразного описания этой внешности, уместного скорее для дамского романа, чем для восприятия мальчишки-подростка, возникает вовсе уж культовая фраза о влюбленно глядящей на Сириуса девочке, которую тот "в упор не замечает". Замечает он – и очень даже – Джеймса. Причем чем дальше, тем больше. Особенно хороша реплика, комментирующая игру Джеймса со снитчем, направленную на привлечение внимания Лили. С этого "Прекрати!" настроение Сириуса резко портится, и он начинает откровенно нарываться на скандал. И не просто на скандал, а на разборку, цель которой – поссорить Джеймса и Лили. Манипулирует прямолинейным Джеймсом Сириус легко и красиво, но это, в сущности, и не мудрено... Далее, когда сцена завершена, и Гарри требует объяснений у Сириуса, получает он вместо них очередную элегию в адрес Джеймса, из которой, кстати говоря, мы узнаем, что Ремус Ремусом, а большинство-то времени Джеймс и Сириус проводили вдвоем. И – так сказать, в порядке добивающего удара – неплохо бы вспомнить, как со скандалом ушедший из дома Блэк ушел жить... куда бы мы думали? Естественно, к Джеймсу! Продолжим. Ну, Джеймса на свете уже нет, но появляется Гарри. К которому, прошу заметить, поначалу Сириус действительно испытывает сугубо "крестные" чувства (если не считать того самого фаллического символа – метлы, но такую степень фрейдизма я, в отличие от мистера Оуэна, презираю). Зато когда Гарри подрастает, ситуация принимает прелюбопытный оборот. Гремит страшное слово "сублимация". Раз за разом – и в "КО", и в "ОФ" Сириусу осторожно повторяют двусмысленную фразу: "Гарри – не Джеймс". Причем жестко и нелюбезно ее произносит (фактически, тут и второй-то смысл пропадает) Молли Уизли – сверхматеринская фигура сериала. "Он слишком долго был один," – звучит на ту же тему из уст Гермионы, и даже корректнейший Рем Люпин, в присутствии Сириуса вообще тушующийся и, судя по определенным моментам "КО" и "ОФ", банально поддерживающий с ним на Гриммолд-плейс сексуальную связь, начавшуюся, если судить по "УА", еще в Хогвартсе, мягко высказывает свои возражения по этому поводу. А поскольку Ро, очевидно, показалось мало и этого, несколько раз за сериал на повторе идет трагикомическая ситуация – Гарри, простая душа (ну, не настолько уж простая, но об этом – позже), с надеждой спрашивает: "А можно я буду жить с крестным?" Крестный выражает согласие (чем старше становится Гарри, тем тише, надо сказать), окружающие же, без изъятия пола и возраста, орут дружное: "Ни за что!!!" Но поскольку для полноты картины, как полагает автор, не хватает и этого, мы получаем оставшуюся часть фрейдистского гей-набора клише – тяжелый мотоцикл, черную кожаную куртку (кстати, какую – не сказано, косуха – это уже фанфикерские добавления), хвост и ежеминутную, ежесекундную демонстрацию собственной "сверхмужественности". Добавим последний штрих – смерть от руки женщины, от фаллического символа, от кроваво-красного (женского) по цвету заклятия, падение в арку (абсолютное женское начало, материнская утроба) и... вот вам история представителя старшего, неполиткорректного поколения геев! 4. Итак. Ремус Люпин. Глава, в которой Sidemoon ДАЛЕКО не во всем согласна с Майклом, – однако вынуждена, как честный человек, выкладывать его текст. Три ключевых слова для Ремуса Люпина – "комплекс Пилада", "комплекс неполноценности" и "фиксация". Еще два очень важных для понимания его личности термина – "уход от ответа" и "молчание". Есть, впрочем, и третий – "язык тела", в данном случае носящий характер "языка прикосновений"... Впрочем, – по порядку. Оставим в покое культовую интеллигентность Рема, уже ставшую общим местом и не имеющую ни малейшего отношения к его сексуальности, и вернемся... куда? Конечно, к сцене у озера! Много даст нам эта сцена для понимания главной силы-слабости (power-weakness) Ремуса. (Особенно – если знать, что уже половину "ОФ" он, пардон, живет с Сириусом Блэком, посылает Гарри общие с ним подарки, и вообще, отлучается с Гриммолд-Плейс только по делам Ордена. Что происходит? Осатаневший от ревности Блэк, как мальчишку, раскручивает Джеймса на скандал с Севом (понимай: на ссору с Лили), Снейп, оскорбляемый и унижаемый на глазах любимой девушки, в силу собственных комплексов, оскорбляет ЕЕ, Питер Петтигрю ликует... а на лице Рема, с начала и до конца сцены, стынет мучительная боль. Ро, вообще мастер невербальных характеристик, ТРИ РАЗА за сцену это подчеркивает... но Рем молчит. А когда Гарри, чуть позже, требует ответов на вопросы (от Сири он, кстати, получает, помимо прочего, еще и дивную фразу, что Джеймс, дескать, всегда вел себя по-идиотски, стоило ему завидеть Лили), Ремуса наконец-то прорывает, и раздается его рвущий душу текст: "А разве я когда-нибудь говорил вам, чтоб вы отстали от Снейпа?" Момент истины. Ремус, у которого – истинный дар уходить от прямых ответов ("случайными" сменами тем, извиняющимися улыбками, деликатными контрвопросами риторического свойства), прямо признает, что в случае Сева БАНАЛЬНО поддавался "комплексу Пилада" и предал любимого человека. А что "любимого" – это мы знаем уже после "УА", где Ремус, на протяжении ВСЕЙ книги, мягко, но очень настойчиво преодолевает возведенные Снейпом барьеры, игнорируя его оскорбления, не замечая его сарказмов, всячески подчеркивая свою "беспомощность" и "зависимость" от Снейпа, робея, глядя в глаза, робко улыбаясь и – извиняясь, извиняясь, извиняясь. На протяжении одного "УА" Рем столько раз извиняется перед Снейпом, что, право, до "ОФ" это вызывает лишь смущение и неловкость, – ибо даже сценка в Визжащей хижине, куда Сириус отправил бедного Северуса, нам ничего не объясняет, – за нее, по сути, извиняться должен не обезумевший от волчьей природы Рем, а Блэк... Ремус фиксирован на Снейпе – и, в принципе, довольно далеко продвигается по пути его "приручения", как – снегом на голову – опять падает Блэк, и почти налаженные отношения летят в пропасть. Собственно, – ВСЕ. Отныне у Рема глаза вспыхнут только раз, – когда он в "ОФ" предложит Гарри лично поговорить со Снейпом. Остальное же время Гарри, наивность, будет честно фиксировать его новые седые пряди и изможденное лицо... Далее, – "Ремус и все-все-все". О доказательствах связи Ремуса и Сириуса еще в Хогвартсе можно писать и писать – бесконечные прикосновения друг к другу, долгие взгляды, поразительный физический комфорт в присутствии друг друга, да элементарное ведение общего хозяйства... вот только в проклятой сцене у озера Сириус, раздраженнный невниманием Джеймса, отточенно и холодно срывает зло на Ремусе, а Ремус вообще не видит никого, кроме Снейпа. Вот только Ремус хорошо помнит, как Сириус послал Снейпа в Визжащую хижину, а потому совершенно не сомневается в том, что Сириус предал и убил Джеймса и Лили, и вполне искренне не пытается его защитить – или хотя бы помочь. Вот только именно Ремус – без тени ревности – постоянно пытается оградить Гарри от влияния крестного и напоминает, что "Гарри – не Джеймс"... Самый, кстати говоря, точный психологический ход Ро здесь – невозможная скорость, с которой Ремус и Сириус восстанавливают отношения после "УА". Нечего им восстанавливать. У Ремуса до сих пор нежность в голосе звучит, когда он называет рядом имена "Джеймс и Сириус", а каждое коротенькое воспоминание о Снейпе вызывает РЕЗКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ИНТОНАЦИИ, ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЦА, ЯЗЫКА ЖЕСТОВ... собственно, слишком много цитат из "ОФ" пришлось бы приводить для доказательств. И очень, по сути, холодно реагирует Рем на смерть Сириуса... Гарри, по-юношески неравнодушный к очарованию крестного, воспринимает ее куда более бурно. Тонкс в данном случае – персонаж столь же "случайный", сколь и Сириус. Нет любви, нет нежности в его выражении чувств. Скорее всего, чисто сюжетно в "ПП" ищущий смерти Ремус просто устал от одиночества. Ему уже все равно – кто... Ему после "УА" – априори все равно, кто. И, что самое смешное, при всем при том Ремуса нельзя даже считать геем, потому что пол партнера, коль скоро это не Снейп, не представляет для него ни малейшего значения. Пол же Снейпа в его фиксации – тоже не слишком важен... 5. Итак, господа гетники, мы приступаем к главе "Гермиона Грейнджер", – в которой Sidemoon, как ни странно, полностью согласна с мистером Оуэном... Для начала, – а что, строго говоря, представляет собою мир Ро с точкм зрения ЖЕНЩИНЫ? Ни черта хорошего, – ибо в мире этом вы не увидите ни единой женщины, реализованной как в сексуальном плане, так и в плане социальном. По сути дела, мы имеем магическую версию Англии примерно 20-х гг XXв, – причем не в самой приятной его трактовке. "СТАРЫЕ ДЕВЫ" (профессор Мак-Гоннагал, мадам Помфри, мадам Хуч), "агрессивно-сексуальные" Рита Скиттер и Долорес Амбридж (см. главу "Гарри Поттер"), а так же "социально репрессированные" леди Нарцисса Малфой, Молли Уизли и все прочие замужние женщины канона (кроме Беллатрикс Лестрейндж, но о ней – разговор особый), создают безрадостную картину мира, зацикленного на "крито-микенском периоде сексуальности", отвергающем равноплановость сексуальной и социальной реализации женщины. Гермиона в мире этом – что называется, "луч света в темном царстве", ибо социально она реализует себя буквально с первых глав сериала, ибо интеллектуально превосходит всех мужчин своего поколения, "агрессивно" себя проявляет как в плане форвартивном (пардон, драка с Драко), так и в плане позициссивном (борьба за права домовиков). Разумеется, вопрос о сексуальной реализации Гермионы ДОЛЖЕН ВОЗНИКНУТЬ просто по логике вещей, – и события неожиданно начинают принимать занятный оборот. (Комментарий Sidemoon – ну, пусть мне кто-нибудь скажет, что Ро не умеет писать женские образы!!!) Возникает Виктор Крам. "Супер-мачо" в классическом смысле слова. "Идеальный самец" по Фрейду, априори долженствующий "пробудить самку" в Гермионе. Простите, но из песни слова не выкинешь... И тут – памятник для Ро! В виду имеется Рождественский бал, вроде бы изначально мотивирующий именно эту "канонически-обсцессивную" сексуальную тему. Так ведь нет же... Гермиона, по Ро, – носительница темы "сексуально-обструктивной", в чем-то – покровительственной, в чем-то – карательной... Соответственно, Виктор Крам не станет для нее "положительным партнером", место же такового займет в "ПП" инфантильный, вечно подверженный "комплексу Пилада" Рон... каковой, если уж на то пошло, должен был занять это место уже согласно "пассивно-позитивному" месту в тексте ИЗНАЧАЛЬНО. 19 ноября 2014
21 |
Интересная статья *подпишусь на комменты*
|
хуйня.
|
Типичный пример америкосовской толерантности и прогнившего менталитета.
Если где-то есть хоть какие-то отношения, отличные от равнодушия - в этом виноваты либо детская травма, либо однополое влечение, подавляемое носителем. Мне всегда вспоминается вот эта картиночка https://pp.vk.me/c625227/v625227506/b8f8/Da6ptIByVM4.jpg 1 |
elSeverd а если отношений, отличных от равнодушия нет - это... следствие детской травмы, либо подавленное однополое влечение :)
Однако меня и при первом прочтении удивила бесполость ГП. Я не имею в виду его отношения с девушками, но само восприятие мира, он, словно не воспринимает мужское и женское, как нечто разное, взрослые для него различаются только по социальной роли, у животных нет признаков. Такое впечатление, что Роулинг описывает некое абстрактное явление "ребенок" - единый даже на уровне хромосом. И постоянный акцент на красивости Сириуса Блэка тоже коробил. А почитать бы еще этого Оуэна! 1 |
Подпишусь.
|
*подписался:)*
|
многое звучит обоснованно, и про Дамблдора подтвердилось 7й книгой
|
Эль Эйрро Мора. Демиург Тьмы, "а Алибус самый геистый из.."
Гы! Поэтому в интервью Ро он и был вынужден совершить каминг-аут. Лол :) |
tesey
|
|
Очень интересная версия. Можно посмотреть и так.
Больше всего зацепили, как ни странно, близнецы. А вообще, судя по пока что нереализованным задумкам моих фиков, еще лежащих в закромах, мы с автором статьи думаем, как минимум, в одном направлении. Спасибо! "Вы сделали мой вечер!" |
Silver Vixen jй, а можно мне весь текст тоже в лс? Хочу прочесть про женские образы, очень познавательно!
|
tesey
|
|
Silver Vixen
И мне, Мерлина ради, если можно, в ЛС!!! Буду чрезвычайно признательна! |
"подписался чтобы потом прочитать"
|
тогда и мне в лс) если еще раздают ^_^
|
Кажется нет Т.Т
Если кому прислали, может, разошлёте нам? |
Сейчас перешлю
|
и мне перешлите тогда, пожалуйста) если можно.
|
На все 100% не соглашусь с текстом, но крайне занимательно - это да)
|
автор передергивает... многа-многа раз, но все же - где ГАРРИ+ДАДЛИ?
|