Lost-in-TARDIS Онлайн
17 марта 2014
|
|
Надо что-то делать с личностями, у кого тяга к переменам и *хаосу* движению. Я могу про себя гарантировать, что долго в стабильно счастливом обществе я бы не выдержала, а со всей доступной мне изобретательностью лезла бы выше всех и рушила все. Собственно, как было у Хаксли, цветистые прикрасы несчастья, они весьма заманчивы.
Дальше. А кто управляет этим всем делом? Умные и образованные? Тогда у людей с нижних уровней появиться заманчивое искушение реформ для получения власти без образовательного ценза. И найдутся идеалисты с образованием, которые их поддержат... И понеслось. Безграничные возможности для творчества? Возможность не означает успех. Значит, будут и Моцарты, и завидущие им Сальери, которые, конечно же, будут несчастны и даже могут пойти травить Моцартов (человек существо крайне изобретательное, когда доходит до причинения вреда ближнему своему). А ведь есть еще такая штука, как человеческие отношения. Та же любовь бывает весьма несчастной. Влюбился мужчина, а у его возлюбленной уже есть своя половинка. Лечить? А если эта любовь сподвигает его создавать великие произведения искусства? И так далее... Конечно, можно предположить, что есть некоторый супер-компьютер/супер-личность, которая все это своевременно решает, но тогда ей придется контролировать каждый шаг и ради счастья принимать весьма и весьма жестокие решения. Гениальное творение делает других, менее удачных создателей несчастными, книга заставляет плакать или заниматься экстремизмом? Либо уничтожать само творение, либо делать людей к нему невоспримчивыми. Все едино. В общем, приходим к Мультиваку Азимова. С известным заключением про угасание огня. Полностью и постоянно счастливыми могут быть только дураки. В общем-то, у Хаксли все вполне ясно описано. Возможность счастья - тут уже более вероятно, хотя опять же неясно, что делать с нестабильными личностями. И если знать, что тебе при выполнении условия А тебе гарантировано счастье, счастье от выполнения А никак не будет. Насчет групп все то же. И отношений. А что до возможностей творчества - когда эта возможность абсолютна, интерес пропадает. В преодолении весь интерес. Я считаю, что идеальное общество - не то, которое гарантирует счастье, а то которое минимизирует несчастья и не дает культуре застояться. А счастье - найдется где-нибудь по дороге, если будет надо. |