Мм... Однозначно сказать сложно. Бывают книги, когда только за удовольствие от самого процесса прочтения готов душу продать. И тогда уже не шибко важно, грустный там конец или ХЭ. Бывают, конечно, и разочарования (очень часто, да). Это если итог такой, что ты сидишь и думаешь: «Зачем? Ну зачем ты вообще это написал?» Но это уже ляпы писателей, хрен тут что сделаешь. Разве что фикло писать начнешь х)
Грустная концовка хороша в меру. Когда дерьмовое настроение, тогда она и подходит. Ну или если катарсис – это то, что вам по душе. Но это не про меня. Книги все–таки не жизнь. Я их читал, читаю и буду читать, чтобы переключиться с повседневных проблем на что–то необычное, необыкновенное и волнующее. И чаще всего мне хочется именно хэппи энда. А то, что персонажи могли после счастливого эпилога состариться, умереть или еще чего, так это уже, извините, домыслы читателей. Причем тех, кто успокоиться не может, пока не докажет, что все смертны, что все должно быть «по–научному» и по правилам. Ну так и Мерлин с ними, да.
Открытый конец – это какой–то нонсенс. Редко у кого он получается, редко он вообще выглядит как конец. Да и не люблю я книги/фики/фильмы, где последняя сцена – набор задумчивых взглядов, тонна намеков и оговорок и героически–фатальных уходов за горизонт. Че это за штукатурка вообще? Хотите таинственности и стильности? Подобное оставляет только ощущение неудовлетворения.
А вообще, из всей прочитанной мной литературы я, пожалуй, могу назвать лишь одно произведение с идеальным концом. Помню, закрыл тогда книгу, и мыслей в голове не было. Штиль, легкая опустошенность и полная уверенность, что все логично и история на этом и правда завершилась. М, знаете, эта книга – «Властелин колец».